Железная дорога или трамвай на канатной тяге

Железная дорога или трамвай на канатной тяге

Железная дорога или трамвай на канатной тяге (устоявшегося русского термина не существует, название статьи выбрано по аналогии с английским cable car — «кабельный вагон») — вид рельсового транспорта, близкий к фуникулёру.

С фуникулёром кабельную железную дорогу и трамвай роднит то, что двигатель расположен вне вагона, привод осуществляется через канат от расположеного статически двигателя (в наши дни — обычно электрического, ранее использовались паровые машины). В отличие от фуникулёра, вагон кабельной железной дороги и трамвая не закреплён постоянно с канатом. Закрепление осуществляется при помощи специального захвата. Таким образом вагон может останавливаться независимо от движения кабеля и других вагонов.

Вагоны кабельной железной дороги способны преодолевать крутые подъёмы, что, в сочетании с их относительной автономией (возможность останавливаться независимо от движения кабеля и других вагонов) привело к тому, что в городах с холмистым рельефом они выполняли роль уличных трамваев.

Кабельные трамваи были популярны в первую очередь в США на рубеже XIXXX веков. Вагоны по внешнему виду практически не отличаются от обычных трамвайных. Они движутся по улицам общего пользования, в связи с чем кабель уложен в расположенный между рельсами жёлоб. Преимуществами таких фуникулёров по сравнению с трамваями была их способность преодолевать крутые подъёмы. Однако невозможность регулировать скорость и некоторые другие недостатки привели к их практически полному исчезновению. До наших дней сохранился только в Сан-Франциско.

В конце XIX века также предпринимались попытки создания городского внеуличного транспорта на этой основе. 1 июля 1868 года была открыт эстакадная линия в Нью-Йорке, но в 1870 году линия обанкротилась и была продана всего за 950$; в дальнейшем линия была переоборудована для использования паровозов, в 1903 электрифицирована, в 1958 закрыта и впоследствие разобрана [1]. В 1896 году была открыта подземная кольцевая линия в Глазго, однако в 1935 году она была электрифицирована и превратилась в обычный метрополитен [2].

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home