Диффузионизм

Диффузионизм

Диффузион́изм (от лат. diffusio — разливание, просачивание) — направление в социальной антропологии и этнографии, культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другой.

Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития.

Наибольшее распространение идеи диффузионистов получили в таких странах как Австрия и Германия.

Содержание

Зарождение диффузионизма

Зарождение теории диффузионизма обычно связывается с именем немецкого ученого, географа и этнолога Фридриха Ратцеля, создателя антропогеографической школы. По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. Основополагающий фактор истории культуры человека Ратцель видел в передвижениях народов.


Теория культурных кругов

В рамках диффузионистской теории развивалась теория культурных кругов Фритца Гребнера. В своих работах, посвященных культуре Австралии и Океании, он отстаивал идею неизменности форм предметов и их географического распространения. Гребнер также был убежден, что каждый элемент культуры изобретали только один раз и в одном месте, а оттуда этот элемент распространялся по другим регионам Земли. Опираясь на музейные коллекции, Гребнер выделил восемь культурных кругов, каждый из которых отличался своим собственным конгломератом предметов материальной культуры, обрядов, верований.

Венская школа

С теорией культурных кругов была связана и Культурно-историческая (Венская) школа в этнологии. Ее развитие было связано с именем католического священника Вильгельма Шмидта, и носило теологическую направленность.


Культурная мифология Л. Фробениуса

Сторонником диффузионистской теории был специалист по африканским культурам Лео Фробениус. В его построениях на первое место выходила сама культура, а человек, как ее носитель, отходил на второй план. В его варианте культурные круги назывались культурными провинциями, но по сути представляли себе совокупность материальных предметов, аналогичных теории Гребнера. Стоит отметить почти мистическую составляющую понятия "культура" у Фробениуса. Он считал культуру почти органическим существом, которое рождается, нуждается в пище, у культуры есть "душа", культуру можно "пересадить" в другую почву и пр. Человек же у Фробениуса является лишь ее "носильщиком". Фробениус также является автором концепции о двух типах культур - сперва матриархальной и патриархальной, позже хамитической и эфиопской, и в наконец на культуру Востока и культуру Запада. Первой присуще "пещерное" чувство, неподвижность, идея фатальной (непреодолимой) судьбы, а "Западу" — "чувство далекого", динамичность, идея личности и свободы.

Исследовательский институт морфологии культуры, основанный Фробениусом, существует и по сей день.


Диффузионизм в США и Англии

В США диффузионизм существовал в качестве тенденции, черты в изучении культур, но не имел доминирующего значения в какой-либо период и не стал основой сколько-нибудь значимой культурологической концепции. Попытки выработать общий закон культурной диффузии предпринимались, в частности, Эдуардом Сепиром.

Завершенную форму диффузионизм в Англии приобрел в трудах Грэфтона Эллиота-Смита , известное как "панегиптизм". Ученый, исследуя культуру Древнего Египта обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры (например, техника мумифицирования) с культурой других народов, в том числе расположенных в других частях света. Эллиот-Смит пришел к выводу о том, что явления культуры, зародившись в Древнем Египте около IX—VIII вв. до н. э., распространились по всему миру, прежде всего в восточном направлении: через Аравию и Персидский залив, Индию и Цейлон — в Индонезию, затем далее на восток — в Океанию. Из Океании элементы первичной культуры попали через северную часть Тихого океана в Америку.

Тур Хейердал

Второе дыхание диффузионизму дал норвежский исследователь Тур Хейердал, который выдвинул тезис о возможности трансокеанских путешествий американских народов в Тихом океане. Ему же принадлежит идея о том, что в древние времена мореплаватели могли пересекать океаны (в том числе и Атлантический).


Библиография

  • Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  • Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М.:РГГУ, 1999.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home