История Костромской области

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Историю Костромской области нельзя отрывать от корней и вести только с факта воссоздания в 1944 году. Костромская земля имеет богатую и насыщенную событиями древнюю историю. До XV века на её территории располагались два княжества — Костромское и Галичское. Галичские князья в XV веке спорили за первенство с московскими, но проиграли эту борьбу.

Во времена Московского царства были образованы Костромской и Галичский уезды. В середине XVII века Кострома была четвёртым по значению посадом Российского государства.

Впервые территории нынешней области были отделены друг от друга при Петре I: в 1708 году при делении страны на губернии Кострома вошла в состав Московской губернии, Галич — в состав Архангелогородской губернии. В 1778 году эти две территории были вновь объединены в составе Костромского наместничества, которое было соединено сначала с Ярославским, затем с Нижегородским, а позднее с Владимирским наместничеством в одно Генерал-губернаторство.

В 1797 году Павел I упразднил генерал-губернаторство Владимирское и Костромское, а вместо Костромского наместничества была создана Костромская губерния, просуществовавшая в неизменных границах до 1917 года. Преобразование Костромы в губернский центр ускорило его экономическое и культурное развитие, несмотря на то, что в 1773 и 1779 годах город полностью выгорал в огне пожаров. В 1781 году городу был выдан план застройки, который был разработан «петербургской комиссией строений» и утверждён правительством. В основу плана была положена радиально-концентрическая сетка улиц, которые сходятся на большую полуциркульную центральную площадь, раскрытую в сторону Волги.

Конец XVIII-первую половину XIX века справедливо считают расцветом в культурном развитии (архитектура, живопись, литература) не только города Костромы, но и других уездных городов — Галича, Нерехты, Солигалича. Архитектурные ансамбли в стиле классицизма до сих пор украшают центры этих городов. Большое распространение получили дворянские усадьбы, которые стали очагами культуры в отдалённых окраинах губернии.

Правда, в данный период экономическое развитие губернии оставляло желать лучшего. Так, в 1770 году в Костроме существовало 5 суконных мануфактур, в 1792 году в Костромской губернии кроме 22 полотняных фабрик существовало ещё 78 фабрично-заводских заведений различной направленности. К 1810 году полотняных предприятий осталось только 10, а к началу 50-х годов XIX века из них уцелела лишь одна мануфактура купца Колодкина.

Отмена крепостного права в 1861 году привела к тому, что в Костромской губернии начался бурный экономический рост, связанный с развитием текстильной промышленности. Уже к началу XX века льняная промышленность в Костромской губернии выдвинулась на одно из первых мест среди губерний Европейской России. В 1912 году на Костромскую губернию приходилось 22 % ткани и 26 % пряжи всего производства льняных фабрик страны. Губерния поставляла много тонких и средних тканей: из общего выпуска этих тканей в стране на Костромскую губернию приходилось 40 %.

О темпах развития промышленности в начале XX в. можно судить по следующим цифрам. С 1901 по 1912 гг. число рабочих в губернии увеличилось на 58 %, а сумма производства — на 113 %. По данным промышленной переписи 1918 г., в 1913 г. в Костроме в среднем на одно предприятие приходилось 478 рабочих. Рост и механизация фабрично-заводской промышленности сопровождались концентрацией производства. В 1858 г. в Костромской губернии числилось 553 фабрики и завода, дававших продукцию на 7,2 миллиона рублей; в 1890 г. в губернии было 296 предприятий с продукцией в 27,1 миллиона рублей; в 1908 г. сумма продукций предприятий, только подчинённых надзору фабричной инспекции, достигла 104 миллионов рублей. По концентрации производства Костромская губерния выделялась среди других губерний страны. При среднем числе рабочих на одно предприятие в Европейской России в 104 человека, в Костромской губернии было 378 человек; объём производства на одно предприятие соответственно равнялся 209,8 и 460,3 тыс. рублей. Около 70 % всех рабочих в Костромской губернии было сосредоточено на предприятиях с числом рабочих от тысячи и более. По стоимости продукции на одно предприятие губерния занимала в стране четвёртое место, а на одного жителя — шестое место. Наиболее крупным и быстрорастущим предприятием была открытая в декабре 1866 г. льнопрядильно-ткацкая фабрика Третьяковых, Коншина и Кашина под фирмой «Т-во Большой Костромской Льняной мануфактуры». В 1867 г. она имела 4800 веретен и 22 ткацких станка, а к 1912 г. — уже 41,5 тыс. веретен и 567 ткацких станков. Льнопрядильня «Т-ва Большой Костромской мануфактуры» считалась по числу прядильных веретен первой в мире, превосходя все вместе взятые льнопрядильни Швеции, Голландии и Дании.

Запрудненская льнопрядильно-ткацкая фабрика «Т-ва Костромской Льняной мануфактуры братьев Зотовых в гор. Костроме», основанная в 1859 г., с 2240 рабочими имела тринадцать паровых машин и один нефтяной двигатель. Льнопрядильня зотовской фабрики по числу веретен превышала все льнопрядильни Италии.

Имелись Опалихинская льнопрядильно-ткацкая фабрика Брунова в городе Костроме с 260 рабочими и Чернореченская льнопрядильня Симоновой со 132 рабочими; льнопрядильно-ткацкая фабрика Брюханова в Нерехте с 1407 рабочими; бумаготкацкая фабрика Савельева и Кожина в Нерехте с 488 рабочими; бумагопрядильно-ткацкая фабрика бельгийского Анонимного общества в Костроме с 1609 рабочими.

По своей структуре костромские фабрики в основном относились к предприятиям, вырабатывающим продукцию в законченном для потребителя виде. 70 % продукции льнопрядильных фабрик шло на местные ткацкие фабрики, 30 % — в Москву и другие места. Из выпущенной ткани 60 % сбывалось на юге России, 20 % — в Поволжье, 20 % — в других местах. Кроме сбыта внутри страны, полотно нашло широкий сбыт на европейских рынках.

Росту промышленности способствовало развитие в губернии водных путей сообщения. В пятидесятых годах XIX в. возникло большинство крупнейших акционерных пароходных обществ реки Волги и её судоходных притоков. В начале шестидесятых годов по рекам Волжского бассейна ходило около 220 пароходов. Волжская водная магистраль с развитием пароходства обеспечивала костромским фабрикантам дешёвую доставку сырья из далёких районов и сбыт продукции на Нижегородскую ярмарку, на Кавказ, в Персию и другие отдалённые рынки.

В 1887 г. через территорию губернии была проведена железная дорога Нерехта-Кострома, а в 1906 г. — Северная железная дорога.

Характерной особенностью развития фабрично-заводской промышленности было крайне неравномерное размещение предприятий по территории губернии. В подавляющем большинстве фабрики и заводы были сосредоточены в юго-западных уездах губернии — Костромском и Нерехтском, Кинешемском и Юрьевецком. При этом фабрики располагались не только в городах, но и в фабричных сёлах. Кроме того, развитие промышленности шло односторонне, в основном за счёт текстильного производства, которое преобладало в губернии.

Несмотря на развитую речную транспортную инфраструктуру, отсутствовали шоссейные дороги, которые связывали бы отдалённые населённые пункты друг с другом и с экономическим центрами. Сам губернский центр Кострома оказался оторванным от железнодорожной системы страны: железную дорогу довели лишь до правого берега Волги. Необходимо было строить железнодорожный мост через Волгу и пролагать железнодорожные пути дальше — через Кострому на Галич.

Наряду с текстильной промышленностью достаточно быстро в Костромской губернии развивалась деревообработка. Первый в губернии паровой лесопильный завод Линева возник в Костроме в 1859 г. Но до конца XIX в. в лесопилении преобладал ручной труд. Механической обработкой дерева в губернии были заняты два катушечно-токарных завода — в Костроме и в Судиславле, обслуживающих текстильные фабрики. Только к концу XIX в. в связи с большим жилищным строительством в Костроме возник ряд заводов по механической распиловке леса. Если в 1901 г. таких заводов было 9, то уже к 1912 г. их число увеличилось в три раза и достигло 28. Особенно быстро пошло развитие лесопильной промышленности в северных уездах после проведения в 1906 г. Вологодско-Вятской железной дороги, которая позволила включить в эксплуатацию громадные лесные богатства севера губернии, удалённые от сплавных рек. Вдоль этой дороги с 1901 по 1912 гг. открылось 15 лесопильных заводов. На станциях Нея, Мантурово, Шарья, в местах пересечения линий железной дороги и сплавных рек — Костромы, Неи, Унжи, Ветлуги — появились новые лесопильные центры. Весь пиленый материал вывозился в порты Балтийского моря, откуда на пароходах транспортировался за границу (в Англию, Бельгию и др.).

Развитие промышленности в основном не изменило аграрного характера экономики губернии. По переписи 1897 г., сельским хозяйством в губернии было занято 79,5 % населения.

В Костромской губернии в прошлом было множество вотчин московских царей и бояр, в связи с чем значительная часть территории представляла собой частновладельческие земли. Накануне реформы 1861 г. помещикам принадлежало две трети всех удобных земель в губернии. Но крупные землевладения были связаны в основном с лесным, а не полевым хозяйством. Перед реформой 1861 г. земли под лесом составляли 72 % всех земель, которыми владели помещики. Площадь же пашни в послереформенные годы неизменно сокращалась. По сравнению с 1860 г. к 1912 г. она сократилась на 12 %. Не все поля засевались: пустыри и недосевы, особенно в озимом поле, в среднем достигали 11 % общей площади пашни.

Структура посевных площадей в 1910 г. характеризовалась следующими данными: рожь занимала 48,1 %, овёс — 30,4 %, ячмень — 7,8 %, лён — 5,1 %, картофель — 5,5 %, прочие культуры — 3,1 %. По урожайности Костромская губерния занимала одно из последних мест среди других губерний. Своего хлеба крестьянам хватало только до середины зимы. Многие крестьяне жили впроголодь. Валовой доход от сельского хозяйства был низок. В среднем за 1911—1915 гг. он составлял по губернии: по расчёту на одну десятину — 50 рублей, на одного сельского жителя — 73 рубля. Основной доход был от полеводства, в том числе 15,8 % — от льна, 10,9 % — от картофеля. Малоплодородные земли, рискованный характер ведения сельского хозяйства в Костромской губернии были одними из тех причин, которые приводили к уходу крестьян на заработки в города. О резком увеличении отхода на заработки, выявившемся после падения крепостного права, говорят цифры выданных крестьянам паспортов и билетов: в 1857 г. — 96,2 тыс., в 1880 г. — 162,7 тыс., в 1910 г. — 276,4 тыс. В начале XX в. развитие городской жизни в России усилило отход на различные строительные промыслы. Плотники, маляры, бетонщики находили в городах все больший спрос на рабочую силу. Промысловый отход был направлен прежде всего в Москву и Петербург, затем в Сибирь и в низовые губернии, наконец, на местные фабрики и заводы. По переписи, произведённой в Петербурге в декабре 1864 г., среди жителей оказалось 13 358 уроженцев Костромской губернии, в том числе мужчин — 10 191, женщин — 3 167. От всего населения города это составляло: мужчин — 3 %, женщин — 1 %.

В середине XIX в. в Костромской губернии продолжало развиваться крестьянское домашнее производство и кустарное ремесло. По абсолютному числу кустарей Костромская губерния уступала лишь Московской, Вятской, Нижегородской и Рязанской.

Наиболее знаменитыми промыслами Костромской губернии являются ювелирный в селе Красном и шапочный в с. Молвитино (ныне — п. Сусанино).

Село Красное — центр ювелирного промысла, который охватывал 4 волости и 51 селение (в том числе Сидоровскую волость Нерехтского уезда), в них — 735 дворов и около 1706 работников. В 1912 г. ювелирным промыслом было занято более 5 тыс. человек. Село Молвитино Буйского уезда славилось шапочным промыслом. После 1861 г. промысел сильно развился: швейные машины вошли в широкое употребление. В Молвитине 10 мастерских работали круглый год, имея по 5-25 мастеров и по 1-5 мастериц. Следует отметить, что Костромская губерния является местом зарождения русской кооперации. Первый кооператив — Рождественское ссудосберегательное товарищество — возник в 1865 г. в с. Рождественском Ветлужского уезда. Кредитные товарищества были организованы и в других уездах. В течение 30 лет кредитные объединения представляли собой в губернии единственный вид кооперации. Старейшая из костромских молочных артелей — Саметская — была организована в 1906 г. С 1910 по 1912 гг. образовано ещё 5 артелей. В 1909 г. в с. Шунга был открыт первый в России кооперативный картофелетёрочный завод.

Таким образом, к началу XIX в. Костромская губерния развивалась достаточно быстрыми темпами и постепенно превращалась из аграрной в аграрно-индустриальную губернию с доминированием текстильной и лесообрабатывающей промышленности при неразвитом и отсталом сельском хозяйстве, с большими традициями отходничества крестьян на заработки в другие места. Но развитие любой территории характеризуется не только экономическими показателями. Развитие культуры и образования являются также важнейшими критерями прогресса конкретной территории. Первое учебное заведение в Костроме — «Цифирная школа» — было открыто в 1722 г. Через двадцать пять лет открывается духовная семинария, а в 1788 г. — учебное заведение под названием «Главное народное училище», положившее основание костромской мужской гимназии (в 1804 г.). В 1805 г. в Костроме было открыто уездное училище, а в 1814 г. — приходское. В Галиче в начале XIX в. было открыто «малое народное училище» для детей дворянства, купцов и чиновников. В середине XIX в. в Костроме открывается женская гимназия. По всеобщей переписи 1897 г. грамотных в губернии насчитывалось: мужчин — 35,4 %, женщин — 8,9 %. В 1894 г. в Костроме открылось первое в России низшее химико-техническое училище, построенное на частные средства Ф. В. Чижова. На средства, завещанные Ф. В. Чижовым, в поселке Екимцеве, в трёх километрах от Кологрива, было открыто низшее сельскохозяйственное техническое училище и в Чухломе — сельскохозяйственное ремесленное училище. Таким образом, до революции в губернии было только три профессионально-технических училища и ни одного высшего учебного заведения.

В городе Костроме к 1917 г. имелось 17 библиотек, в том числе 10 общедоступных, 2 содержались на городские средства. В 1891 г. в Костроме открылся музей древностей, который в 1913 г. переехал в новое здание на Павловской улице (ныне — проспект Мира). Последствия гражданской войны пагубно сказались на социально-экономической и политической жизни Костромской губернии. Валовая продукция костромских фабрик и заводов в 1921 г. по сравнению с 1913 г. сократилась на 70 %, количество рабочих уменьшилось на 30 %. В льняной промышленности, которая была ведущей в губернии, насчитывалось только 4,7 тыс. рабочих (1913 г. — 15 тыс. человек). На 1-ой Республиканской фабрике (бывшей Большой льняной мануфактуре) их число уменьшилось с 7 до 1 тыс. человек, на механическом заводе из 1300 рабочих осталось только 450. Из-за недостатка топлива и сырья фабрики функционировали лишь 6 месяцев в году, а с мая по октябрь — простаивали.

Почти в два раза по сравнению с довоенными уменьшились посевные площади и урожайность зерновых культур. Общая посевная площадь в губернии в 1920 г. сократилась против 1917 г. на 43 %, в том числе льна — на 80 %, ячменя — на 62 %, картофеля — на 50 %, овса — на 50 %, ржи — на 20 %. Жизнь Костромского края осложнялась и рядом специфических условий. Дополнительные трудности костромичам создавали неоднократные изменения административно-территориального деления губернии, которые оказывали негативное влияние на развитие экономики региона. В 1922 г. Варнавинский и Ветлужский уезды были выведены из состава Костромской губернии и вошли в Нижегородскую, а Макарьевский (включая территорию бывшего Ковернинского уезда) в Иваново-Вознесенскую и частично в Нижегородскую губернии. В составе Костромской губернии теперь осталось только 8 уездов: Буйский, Галичский, Кологривский, Костромской, Нерехтский, Солигаличский и Чухломский. В старых границах площадь Костромской губернии составляла 73810 кв. верст (1 верста — 1,066 км), в новых — 29300 или 33346 кв. км, то есть, только 40 % прежней территории. Из более чем 1 млн. 400 тыс. чел., проживавших в губернии до 1918 г., к середине 1922 г. осталось 47 %.

Постановлением ВЦИК от 14 января 1929 г. Костромская губерния была реорганизована в округ. Костромской округ вошел в состав созданной Ивановской промышленной области, а Шарьинский округ — в состав Нижегородского края. С образованием в 1936 г. Ярославской области в ее состав вошли районы бывшего Костромского округа.

Наряду с некоторыми позитивными моментами (упрочение связей с крупными промышленными центрами, концентрация ресурсов), указанные изменения имели существенные негативные последствия: нарушалась стабильность, исторически сложившаяся социально-экономическая, культурная целостность края, его центр лишался областного статуса и соответствующего финансирования, не учитывались в должной мере специфические особенности и потребности региона. Именно в этот момент (конец 1920-х гг.) страна вступала в эпоху промышленной модернизации, которая в исторической науке получила название «индустриализация». Задания первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928—1932) определяли напряженный форсированный рост промышленного и сельскохозяйственного производства края. В течение пятилетки валовая продукция всей промышленности края должна была возрасти в стоимостном выражении с 97 до 209 млн. рублей. Планировалось увеличить на четверть число рабочих костромских предприятий. Особое внимание уделялось развитию как традиционных отраслей промышленности (текстильной, деревообрабатывающей, кожевенной), так и новых ее направлений, прежде всего электроэнергетики. За пять лет намечалось построить фабрику «X Октябрь», доведя ее годовую продукцию до 2 млн. пар сапог, укрепить энергетическую базу промышленности за счет строительства Костромской ТЭЦ, электростанций в Буе, Нерехте, Галиче. Крупнейшей и поистине исторической для костромичей стройкой первой пятилетки было возведение железнодорожного моста через Волгу, жизненная необходимость которого для города назрела еще в конце прошлого века в связи с появлением в 1887 г. железной дороги Нерехта-Кострома. С просьбой к высшему руководству страны о строительстве железнодорожного моста костромичи обратились в декабре 1927 г. Это было на XV съезде ВКП(б). Костромичи высказывали просьбу помочь с финансированием строительства крайне необходимого для города железнодорожного моста. В августе 1931 г. на заседании бюро горкома ВКП(б) было выдвинуто модное по тем временам предложение о завершении строительства моста к юбилейному событию — XIV годовщине Октября. Точно подгадать под юбилейную дату не удалось, но в первом квартале нового года задача была решена. Газета «Северная правда» 1 марта 1932 г. в передовой статье восторженно сообщала: «Одержана новая победа. В ночь с 28 на 29 февраля в 2 часа 30 минут левобережная и правобережная части моста сомкнуты…».

Главной стройкой второй пятилетки оставался льнокомбинат системы инженера И. Д. Зворыкина. В декабре 1935 г. были закончены строительные работы, а в июне 1936 г. в эксплуатацию вступили первые очереди прядильного и ткацкого цехов. В 1937 г. комбинат набрал проектную мощность. Созданный по проектам талантливого костромского инженера И. Д. Зворыкина, комбинат стал первоклассной базой развития льняной промышленности в СССР. Зворыкинские скоростные прядильные машины были установлены на многих текстильных фабриках страны. За годы второй пятилетки валовая продукция крупной промышленности в нашем крае (здесь и далее статистические данные исчисляются в пределах современной Костромской области) увеличилась вдвое. Объем промышленной продукции вырос в Нерехтском районе в 1,5 раза, в Нейском — более чем в 2 раза. Вдвое возросла выработка электроэнергии в крае.

Но несмотря на впечатляющие успехи в развитии костромской промышленности, необходимо отметить, что индустриализация обошла костромской край стороной. Кроме железнодорожного моста через р. Волгу и льнокомбината системы И. Д. Зворыкина в Костромском крае не было построено ни одного значительного предприятия. Основные средства направлялись на развитие промышленности Иванова и Ярославля. Кроме того, трудящиеся костромского края, вошедшего в 1936 г. в состав Ярославской области, приняли участие в Волгострое — сооружении Рыбинской (330 тыс. квт) и Угличской (110 тыс. квт) гидроэлектростанций, создании первого в СССР крупного искусственного моря — Рыбинского водохранилища площадью 4750 кв. км. В 1939 г. только комсомольская организация Костромы мобилизовала на Волгострой 342 человека.

8 декабря 1940 г., за год до установленного срока, вступила в строй Угличская ГЭС, которая затем в годы войны будет бесперебойно снабжать Москву электроэнергией. В мае 1941 г. был пущен в эксплуатацию Рыбинский шлюз. Отвлечение сил костромичей на развитие ярославского края, несомненно, негативно сказывалось на развитии края костромского.

Еще более противоречиво развивалось сельское хозяйство края. Шло кооперирование деревни. К 1927 г. насчитывалось более 600 сельскохозяйственных кооперативов. Курс на форсированную индустриализацию страны резко менял и ритм сельской жизни. Процесс постепенного кооперирования деревни сменился к осени 1929 г. директивным подстегиванием темпов коллективизации сельского хозяйства. Наиболее форсированный рост колхозов развернулся в начале 1930 г. В Костромском округе было коллективизировано к 1 октября 1929 г. — 2,2 %, к 1 февраля 1930 г. — 9,4 %, а к 1 марта 1930 г. — 31,6 % крестьянских хозяйств. В Шарьинском округе к 1 марта 1930 г. в колхозах состояло 22,5 % крестьянских дворов. Большой трагедией российской деревни стала политика «раскулачивания», проводимая на базе сплошной коллективизации. Только в Галичском районе в первой половине 1931 г. были высланы в районы Урала и Сибири 45 крестьянских семей вместе с детьми и престарелыми. В категорию «кулаки» нередко ошибочно или по злому умыслу попадали середняцкие, а то и бедняцкие хозяйства. К тому же доходы многих зажиточных хозяйств костромской деревни были связаны не с земледелием, а с промыслами, отходничеством, что еще более запутывало ситуацию. Грубейшие просчеты аграрной политики партийно-советских органов усиливали социальную напряженность на селе, приводили к негативным экономическим последствиям. В 1930—1931 гг. в Костромском крае, как и по всей стране, происходил массовый забой скота, являющийся жестом отчаяния крестьян, не желающих расставаться со своей нажитой собственностью. В Галичском районе за период с 1929 по 1931 г. сократилось поголовье коров с 32263 до 28595, овец — с 40016 до 33074 голов.

1 августа 1939 г. в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Право участвовать в ней завоевали, в ходе социалистического соревнования, свыше 300 передовиков Костромского района. За успехи в развитии животноводства, выведение костромской породы коров племсовхоз «Караваево» был отмечен дипломом I степени. Большие золотые медали ВСНХ получили директор совхоза В. А. Шаумян, старший зоотехник С. И. Штейман, бригадир М. Д. Комлева, доярка У. С. Баркова. Были отмечены дипломами выставки колхозы «XII Октябрь», «Огородник», «Путь к социализму», совхоз «Лужки». Вместе с тем хозяйство большинства костромских колхозов и совхозов отличалось по-прежнему нестабильностью, неустойчивостью урожаев. Обременительной была налоговая политика государства, осуществлялось директивное командное руководство сельским хозяйством, сковывающее инициативу, личную заинтересованность тружеников деревни.

Оставался невысоким уровень материальной обеспеченности сельских и городских жителей. Централизация, бюрократические, командные методы руководства народным хозяйством, недостаточное внимание к нуждам и запросам работников производства существенно снижали качественный уровень результатов социально-экономического развития костромского края, как и других регионов страны. В культурном развитии региона в 1920—1930-х гг. также не было видно заметных успехов, и даже наоборот — происходил откат от завоеваний революции 1917 г. Революция открыла рабочим и крестьянам широкий доступ к образованию. 8 ноября 1918 г. состоялось торжественное открытие Костромского государственного университета, куда принимались рабочие и крестьяне без вступительных экзаменов. В составе университета первоначально действовали естественный, гуманитарный и лесной факультеты, а позже — педагогический и отделение медицинского факультета. В 1921 г. на всех факультетах учились 3333 студента. Большая часть преподавателей приезжала из Москвы. В связи с тяжёлыми последствиями гражданской войны и переходом к новой экономической политике, повлекшей сокращение финансирования учебных заведений, Наркомпрос в 1921 г. принял решение о закрытии или о реорганизации ряда молодых университетов. На базе Костромского университета были созданы два вуза — педагогический институт (Институт народного образования) и сельскохозяйственный.

Вслед за университетом в Костроме в 1919 г. были открыты ещё два вуза — Институт по электромеханической и химической промышленности и Землеустроительный институт, готовившие инженерные и сельскохозяйственные кадры. С 1922 по 1923 г. количество учреждений народного образования в Костромской губернии сократилось почти на 25 %. Осенью 1921 г. из-за недостатка средств Костромской государственный университет был преобразован в пединститут, который в 1923 г. был реорганизован в педтехникум. Ко второй половине 1920-х гг. из четырех вузов и трех средних специальных учебных заведений, действовавших в губернии в первые годы советской власти, осталось семь техникумов. Особенно в тяжелом материальном положении оказались работники просвещения. Многие учителя, не получавшие в течение полугода зарплату, вынуждены были бросать школу и искать другую работу — давать частные уроки, наниматься к зажиточным крестьянам или попросту собирать милостыню. Для обеспечения всеобуча учительскими кадрами, помимо Костромского, было открыто в 1932 г. педучилище в г. Шарье, а затем и в г. Галиче. В 1939 г. Костромское педучилище было преобразовано в двухгодичный учительский институт.

В 1932 г. в Костроме был открыт текстильный институт, который первоначально назывался льновтузом. КТИ имел два отделения (прядильное и ткацкое), к которым позднее прибавились факультеты первичной обработки лубяных волокон (1937 г.) и механико-энергетический (1938 г.). По мере восстановления народного хозяйства государство могло увеличивать выделение средств на культурно-просветительные мероприятия. К концу первого десятилетия Советской власти в 1927/28 уч. году число школ в губернии увеличилось по сравнению с 1914/15 уч. годом с 1073 до 1193. Число учащихся в школах выросло с 65,7 тыс. до 83,3 тыс. человек, а число учителей — с 2100 до 2700. В 1940/41 уч. году было 1319 школ, 193,2 тыс. учащихся, 6,8 тыс. учителей. Но данные цифры не говорят о радикальном изменении в лучшую сторону в формировании качественной системы образования в нашем крае. Таким образом, в 1920-30-е гг. Костромской край не совершил рывка в своём развитии. В экономике доминирующими отраслями остались текстильная и деревообрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство, которое традиционно было слабым, не только не окрепло, но в ходе коллективизации и раскулачивания было подкошено. Кострома так и не превратилась в университетский центр, несмотря на создание в 1930-е годы текстильного института. Определённый шанс нашему краю был предоставлен в 1944 г., когда была образована Костромская область. В состав территории области не вошли наиболее развитые южные части бывшей Костромской губернии — Кинешма, Юрьевец, Варнавин, Ветлуга, но были присоединены территории бывшей Вологодской губернии — Пыщуг, Павино, Вохма, Боговарово, которые составили северо-восточную окраину Костромской области. Исключительно важное значение для экономического развития области имело продолжавшееся в пятой пятилетке строительство железной дороги Кострома-Галич протяжённостью 127 км. Она была принята в постоянную эксплуатацию и введена в действие в 1956 г. Вновь выстроенная железнодорожная линия создала прямой выход для Костромы на северную магистраль, пробег грузов от Костромы до Галича сократился более чем вдвое. Дорога значительно приблизила к железнодорожной линии ряд глубинных районов, облегчила снабжение города Костромы дровами, торфом, деловой древесиной. Улучшилась связь областного центра с отдалёнными центрами области. В 1965 г. в Костроме началось строительство автопешеходный моста через реку Волгу, который был пущен в 1970 г. В Костроме же в 1986 г. введён в действие автопешеходный мост через реку Кострому. В 1951—1955 гг. была проведена техническая реконструкция лесной промышленности. За пять лет на лесозаготовительных предприятиях области возросло число передвижных электростанций в 2,6 раза, паровозов — в 2 раза, тракторов и мотовозов — в 3 раза. Уровень механизации вырос за это время на валке леса с 40 % до 85 %, на подвозе — с 35 % до 83 %, на вывозке — с 52 % до 78 %. Немалая часть древесины поступала и поступает в настоящее время на деревообрабатывающие предприятия Костромской области, где занято около 10 тыс. человек. Из крупных переработчиков можно выделить объединение «Кроностар», Костромской и Мантуровский фанерные комбинаты. АО «Кроностар» включает в себя три завода, 24 цеха. Это комплексное предприятие по углублённой переработке древесины. По числу занятых «Крорностар» — одно из самых больших предприятий области — 3,5 тыс. человек. Костромской фанерный комбинат (АО «Фанплит») 70 % фанеры отправляет на экспорт, в том числе в Великобританию и Германию. На Мантуровском фанерном комбинате был выпуск новой продукции — паркетной доски. Объём валовой продукции костромской промышленности возрос за 1951—1956 гг. на 53 %, в том числе в машиностроении — на 90 %, на лесозаготовке — на 45 %, в текстильном и деревообрабатывающем производстве — на 40 %. Рост производительности труда составил в промышленности 29 %, в строительстве — 44 %. Произошли качественные изменения в самой структуре костромской промышленности, где преобладающим стало производство не предметов потребления, а средств производства. Удельный вес последних в составе всей продукции областной промышленности к концу пятилетки вырос до 56 % против 46 % в 1951 г. За годы восьмой пятилетки прирост промышленного производства области составил 38 %. Удельный вес Костромской области в народном хозяйстве РСФСР по производству в 1973 г. (%) составил: • Прядильных машин — 23,9. • Экскаваторов — 16,6. • Льняных тканей — 14,3. • Фанеры — 8,3. К настоящему времени в Костромской области сумели сохранить тот промышленный потенциал, который был наработан в советское время. Данные по изменению структуры промышленного производства в Костромской области за время самостоятельного развития показаны в таблице ниже:


Таблица 1 Структура промышленного производства в Костромской области, %

Отрасли промышленности 1950 г. 1990 г. 1996 г. 2003 г. Электроэнергетика 2,2 14,0 42,8 33,4 Химическая промышленность 0,5 1,2 1,0 2,3 Машиностроение и металлообработка 7,4 22,4 14,6 16,5 Черная металлургия - - 0,2 1,5 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 30,0 13,4 13,6 17,9 Промышленность строительных материалов 0,9 2,9 3,8 2,8 Лёгкая промышленность 39,8 19,5 4,8 5,8 Пищевая промышленность 17,0 12,0 11,4 10,8 Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность - 0,6 2,4 2,1 Ювелирная промышленность и производство художественных изделий - - 2,8 4,3 Прочие 2,2 14,0 2,6 2,6

За годы самостоятельного развития Костромской области изменилась структура промышленного производства: она стала более сбалансированной. Так, в 1950 г. по объёму промышленного производства лидирующими отраслями были лёгкая промышленность (39,8 %), лесопромышленный комплекс (30 %), пищевая промышленность (17 %). К 1990 г. лидеры сменились и ими стали машиностроение и металлообработка (22,4 %), лёгкая промышленность (19,5 %), электроэнергетика (14 %). В ходе перехода к рыночной экономике и общего спада производства удельный вес лёгкой промышленности снизился до 4,8 % в 1996 г., а в период 1996—2003 гг. ведущими отраслями промышленности оставались (данные на 2003 г.): электроэнергетика (33,4 %), машиностроение и металлообработка (16,5 %), лесопромышленный комплекс (17,9 %). Костромская область не относится к крупным машиностроительным центрам России, и всё-таки машиностроительный комплекс играет в области заметную роль. В 1993 г. здесь было занято 32 тыс. человек, то есть более 30 % всех работников промышленности области. Для нужд текстильной промышленности работают заводы «Текстильмаш» (прядильные, мотальные машины), «Цвет» (оборудование для окраски и отделки тканей), «Красная маёвка» (чесальная, игольно-планочная гарнитура), для деревообрабатывающей промышленности — завод «Кодос» (деревообрабатывающие станки). Поскольку собственной металлургической базы Костромская область не имеет, то тяжёлое машиностроение развито слабо и представлено заводами «Рабочий металлист» (ныне АО «Экско»), известное экскаваторами и бурильными машинами, и завод «Строммашина», выпускающий дробильное оборудование для промышленности строительных материалов. Завод «Мотордеталь» относится к автомобильной промышленности и выпускает детали для двигателей автомашин «Камаз», «Газ», «АвтоВАЗ», «Москвич». Кроме этого, более или менее крупные машиностроительные предприятия нашей области расположены в Нерехте и Галиче. Электроэнергетику можно считать ведущей в хозяйстве Костромской области. В 1993 г. на эту отрасль пришлось 25,5 % общего промышленного производства, хотя доля её численности работников куда скромнее — 6 %. Сегодня в области работают четыре тепловые станции: Костромская ГРЭС (государственная районная электростанция), ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (теплоэлектроцентрали) в Костроме и ТЭЦ в Шарье. Костромская ГРЭС — одна из крупнейших тепловых станций не только в России, но и в Европе. Здесь впервые в практике мирового энергостроения установлен блок мощностью 1 млн. 200 тыс. киловатт. После выхода ГРЭС на проектный режим работы суммарная мощность электростанции области увеличилась почти в пять раз и составляет сейчас около 4 тыс. киловатт. Костромская ГРЭС считается самой экономичной, так как на единицу затрат топлива вырабатывается больше энергии, чем на аналогичных станциях. Суммарная мощность всех электростанций области такова, что позволяет не только обеспечивать собственные потребности, но и снабжать электроэнергией соседние регионы: получая 14 % электроэнергии извне, Костромская область поставляет в другие регионы 80 %. Именно после образования Костромской области началось быстрое развитие культуры, образования, здравоохранения. В 1949 г. были открыты педагогический и сельскохозяйственный институты. В 1953 г. началось строительство областной больницы. В 1946 г. в Ипатьевском монастыре организованы восстановительные работы и начался процесс превращения его в музей. В 1948 г. открывается мемориальный музей Островского «Щелыково», который становится любимым местом отдыха театральных деятелей России. В 1965 г. переехала в новое здание областная библиотека им. Н. К. Крупской, которая стала методическим центром для всей библиотечной сети области. Численность библиотек в области многократно возросла: • 1945 г. — 131. • 1950 г. — 170. • 1960 г. — 394. • 1970 г. — 449. • 1974 г. — 473. В 1960-х гг. стал развиваться туристический комплекс Костромской области. В 1971 г. Кострома вошла в «Золотое кольцо» России. В 1958 г. построена гостиница «Кострома», в 1977 г. построена гостиница «Волга». После распада СССР в 1991 г. Россия, а вместе с ней и Костромская область, испытала все трудности перехода от плановой к рыночной экономике. Нарушенные производственные связи привели к спаду промышленного производства в 1994 г. на 43,2 % по отношению к 1991 г. При этом в большей степени спад затронул именно те отрасли, на которых стоит костромская экономика: текстильную промышленность, машиностроение, деревообработку. В 1997 г. с приходом нового губернатора Костромской области В. А. Шершунова начались структурные изменения в экономике области. Областная администрация предприняла активные шаги по выводу области из глубокого кризиса. В качестве ведущих направлений в развитии экономики были избраны широкое привлечение инвестиций и развитие производств импортозамещающей продукции. В инвестиционной политике основной акцент сделан на стимулировании развития высокоэффективных отраслей экономики, производящих продукцию с высокой степенью переработки, создание новых рабочих мест, реализацию быстроокупающихся проектов, на привлечение инвестиций в приоритетные отрасли экономики — электроэнергетику, лесную и лесоперерабатывающую отрасль, сельское хозяйство, пищевую промышленность. В результате, удалось остановить спад производства и создать условия для экономического подъёма. Так, за 1997—2003 гг. объём валового регионального продукта вырос в 4 раза и превысил 33 млрд. рублей. Поддержка инвестиционной деятельности позволила обеспечить рост производства: за 1997—2003 гг. объём производства увеличился в 1,6 раза, а за период 2000—2003 гг. — на 25 %. Особенно заметно выросли объёмы производства в таких отраслях как лёгкая, химическая промышленность и лесопромышленный комплекс. Важнейшим направлением развития лесопромышленного комплекса является глубокая переработка древесины. Ежегодный объем собираемых налогов и сборов от предприятий и организаций всех форм собственности с 1998 г. увеличился в 3,9 раза и в 2003 г. составил 6184,6 млн. рублей, 58,8 % из них поступило в консолидированный бюджет Костромской области. Основными предприятиями, определяющими поступления налоговых доходов по региону являются ОАО «КГРЭС», ОАО «Мотордеталь», ОАО «Костромамежрегионгаз», АООТ «Калориферный завод», ОАО «Фанплит», ОАО «Костромаэнерго». По сравнению с 2000 г. объём иностранных инвестиций увеличился в 10 раз и составил в 2003 г. 47 млн. долларов. За 1997—2003 гг. в экономику области было вложено около 29 млрд. руб., в том числе в 2003 г. — более 7 млрд. рублей. Агропромышленный комплекс области всегда был и остается одним из наиболее важных и сложных в экономике области. От развития этого сектора зависит развитие экономики области в целом, обеспечение населения региона продуктами питания, а перерабатывающей промышленности сырьем. Благодаря правильно выбранной политике в отношении селян, удалось не допустить обвального спада сельскохозяйственного производства. Принципиальный шаг в развитии области — превращение ее в крупный транзитный узел автомобильных дорог. Работа в рыночных условиях, нестабильность финансирования, реструктуризация отрасли стали серьезным испытанием для костромских дорожников. Но несмотря на все трудности переходного периода, был сохранен дорожный комплекс области, трудоспособный, деятельный коллектив дорожников, что дало свои положительные результаты. Продолжается строительство транспортного коридора межрегионального значения Санкт-Петербург-Екатеринбург, с вводом в эксплуатацию которого будет обеспечен выход на Санкт-Петербург и западноевропейские транспортные коммуникации. Газификация Костромской области имеет глобальное значение в развитии области и носит важнейший социальный и производственный характер. Главная задача на современном этапе — строительство магистрального газопровода Буй-Шарья. Идёт процесс активизации внешнеэкономической, международной и межрегиональной деятельности. Если в 1997 г. оборот внешней торговли составлял 91,1 млн. долларов, то в 2003 г. — 146,9 млн. долларов. В 2003 г. номинальная начисленная заработная плата составила 3873 рубля: рост к уровню 1999 г. — в 3,4 раза. Реальная начисленная заработная плата, преодолев провал, вызванный дефолтом 1998 г., увеличилась за последние четыре года на 71,9 %. Об улучшении в жизни населения области свидетельствуют изменения в структуре использования денежных доходов. Удельный вес в доходах населения расходов, затрачиваемых на покупку товаров и оплату услуг, снизился с 62,9 % в 1997 г. до 59,5 % в 2003 г. За прошедший период решены ключевые проблемы в области занятости населения, преодолен дефицит рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики. На регистрируемом рынке труда в 2000—2003 гг. произошли положительные изменения: численность безработных сократилась с 5,7 до 5,1 тыс. человек, уровень безработицы снизился на 0,75 %, уровень напряженности — с 3,3 до 1,3 человека на заявленную вакансию. Период с 1997 г. был временем активного реформирования и встраивания в новые общественно-экономические условия отраслей социальной сферы области. Переведено на страховые принципы организации оказания медицинской помощи здравоохранение, принципиальные изменения произошли в содержании образования, проведены коренные изменения в системе социальной защиты населения. Несмотря на трудности, в эти годы шло целенаправленное оснащение высокотехнологичным оборудованием учреждений здравоохранения, современной информационной техникой и спортивным инвентарем образовательных учреждений. Коренным образом изменилась инфраструктура социальной защиты населения и молодежной политики. Финансирование здравоохранения с 1997 г. увеличилось более чем в 6 раз. Если в 1998 г. на медицинскую помощь одному жителю в год приходилось в среднем 387 рублей, то в 2004 г. планируется 1850 рублей (рост в 4,8 раза). Общие расходы на реализацию мероприятий по социальной защите населения составили за этот период 2 млрд. 891 млн. рублей и возросли в 2003 г. по сравнению с 1997 г. практически в 20 раз. В 3,9 раза за эти же годы выросло финансирование молодежных программ. На ремонт и строительство учреждений образования с 1997 по 2003 гг. израсходовано более 106 млн. рублей. Вновь построены дошкольные учреждения в Вохомском, Мантуровском, Межевском районах; введены в строй девять общеобразовательных школ и интернатное учреждение (Судайская школа-интернат Чухломского района), пристройки к зданиям школ № 26, 41 г. Костромы, Никольской средней школы Костромского района. Благодаря принимаемым мерам, рождаемость в области в 2003 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась с 7,8 до 9,2 чел. на 1 тыс. человек населения. Младенческая смертность снизилась с 21,4 до 13,5 на 1 тыс. родившихся, материнская смертность — с 65,8 до 28,8 на 100 тыс. живорожденных. За последние годы в системе социальной защиты и социального обслуживания населения наметились позитивные изменения. Расходы на социальную политику ежегодно возрастают, и в 2003 г. составили 840,0 млн. рублей, или 168 % к уровню 2001 г., а 2004 г. — 901,0 млн. рублей, или 180 % к уровню 2001 г. В истории Костромской области были периоды бурного подъёма: в начале XVIII в. (мануфактурное производство), во второй половине XIX-начале XX вв. (распространение машин и текстильного фабричного производства). А на протяжении всего советского периода костромская промышленность отставала в росте от соседних территорий Центральной России. Только в 70-80-х гг. XX в. при общем снижении темпов промышленного производства различия между областями стали меньше. В этот период наш старый текстильный и лесной край стал превращаться в машиностроительный и энергетический. Изменение структуры промышленности с 1950 по 1990 гг. отражает индустриализацию области. Именно за период самостоятельного развития (с 1944 г.) в Костромской области сформировалась социально-экономическая и культурная инфраструктура, необходимая для дальнейшего поступательного развития региона.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home