Эрик-Эммануил Шмитт

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Драматург, эссеист, романист и сценарист Эрик-Эммануил Шмитт родился [28 марта] 1960 года в Лионе. Готовился к карьере композитора, учился играть на

фортепьяно. С тех пор музыка, наряду с теологией и метафизикой, — страсть его жизни. «Музыка всегда говорит правду, интеллект вступает позднее… То же происходит, когда я пишу пьесу. Я всегда пытаюсь услышать музыку души, то есть нечто большее, чем просто слова», — скажет он позже в одном из интервью. Однако, кроме музыки, мальчик увлекался сочинительством: в одиннадцать лет написал первую книгу, в шестнадцать — первую пьесу «Грегуар, или Почему горошек зеленый», сатиру на тему сексуального воспитания. В конце концов слово одержало верх над музыкой. Закончив престижный парижский Высший педагогический институт (Эколь Нормаль сюперьер) и защитив философскую диссертацию, посвященную Дени Дидро (позже он напишет эссе «Дидро, или Философия соблазна»), Шмитт начинает преподавать философию сначала в лицее Шербура, затем в Университете Шамбери. Но долго там не задерживается: научная карьера приносится в жертву литературе. Успех сопутствовал Шмитту с первого взрослого драматургического опыта: «Валонская ночь» (1991) была поставлена Шекспировским королевским театром. Вторая пьеса, «Посетитель» (1993), в которой к Зигмунду Фрейду то ли наяву, то ли во сне является то ли безумец, то ли Господь бог, и где ведется глубоко философский, но не скучный диалог о человеческой сущности, о смерти и о религии, — обеспечила ему признание критики (Мольеровская премия 1994 года в двух номинациях: «Театральное открытие» и «Лучший драматург»). И далее по нарастающей. Спектакль «Загадочные вариации» (лучшая пьеса 1996 года), в котором играл Ален Делон, совершает мировое турне (от Токио до Лос-Анджелеса) под оглушительные аплодисменты зрителей. «Вольнодумец» (1997, о Дени Дидро) — история одного беспутного дня любимого героя Шмитта была снята в кино с участием Венсана Переса и Фанни Ардан. Правда, фильм успеха не имел: не любит кино разговоров, пусть даже таких увлекательных, какими их создает Шмитт. «Фредерик, или Бульвар преступлений» (1998 ) снова получает Мольеровскую премию, а главную роль в парижском спектакле сыграл Поль Бельмондо. В 2001 году французская Академия присуждает драматургу Гран-при. Кроме пьес, Шмитт пишет романы. И тоже получает за них премии. Премию «Первый роман» получила его «Секта эгоистов» (1994 год, издательство Альбен-Мишель). Но самый большой успех выпал, пожалуй, на долю «Евангелия от Пилата» (2000), над которым писатель работал 8 лет. Толчком к разработке этого сюжета послужила, по словам самого Шмитта, одна ночь 1989 года, проведенная им в Сахаре, где с ним случилось некое мистическое происшествие, после которого у него, рожденного в семье атеистов, установились особые отношения с Богом. Роман двухчастный. Первая часть — «Иисус» — о человеке во власти сомнений за несколько часов до смерти. В своем монологе (любимый литературный прием Шмитта) Иисус предстает скромным, простым, долгое время не помышлявшим о своей миссии. Вторая часть — «Пилат» — написана в форме эпистолярного дневника: в письме к брату Титусу Понтий Пилат, с его непоколебимой верой в разум, пытается тщательно и прагматично исследовать необъяснимое явление — исчезновение тела Иисуса; пытается преодолеть экзальтацию и нетерпимость окружающих. В результате римский разум пасует перед иудаистскими сомнениями. При всем при этом «Евангелие от Пилата» -- лидер продаж и лауреат Гран-при читательниц журнала «Elle». В следующем, 2001 году, Шмитт выпускает «Участь другого», где уготавливает Адольфу Гитлеру судьбу состоявшегося художника, в результате чего тот не становится диктатором, и история человечества движется по другому пути. Совершенно очевидно, что философское воспитание, склонность к систематическому и глубокому осмыслению мира, во многом определяют творчество писателя. В качестве героев он часто выбирает универсальные фигуры мировой истории и мифологии — Иисус и Понтий Пилат, Дидро и Гитлер, Фауст (в эссе «Когда я был произведением искусства») и романтический актер Фредерик-Леметр… В Шмитте живет просветитель и в какой-то степени миссионер. Поэтому особое место в его творчестве занимает «Цикл о незримом», куда входят четыре текста: «Миларепа» (1997), «Господин Ибрагим и цветы Корана» (2001), «Оскар и Розовая дама» (2002) и совсем недавний «Ребенок Ноэ» (2004). Объединяющая «Цикл о незримом» тема — духовность и религия. Религиозные конфессии -- буддизм (в «Миларепе»), ислам и иудаизм (в «Господине Ибрагиме и цветах Корана») и христианство (в «Оскаре и Розовой даме») как бы художественно проиллюстрированы и сопряжены с конкретными человеческими (прежде всего детскими) историями. Форму этих небольших произведений можно классифицировать по-разному. Кто-то причисляет их к романам, кто-то к монопьесам (потому что они написаны от первого лица), кто-то к детским сказкам. Некоторые критики находят сходство Оскара с Маленьким принцем или с героем Пенака Бенжаменом Малосеном. Так или иначе, эти произведения написаны скорее для игры, чем для чтения. Их и играют с большим успехом: «Оскара» -- Даниель Дарье в Комеди Шан-Зелизе, а «Господина Ибрагима» (еще и в кино) -- Омар Шериф, за что получил своего первого Сезара в 2004 году. На мой взгляд, обаяние «Оскара» и «Господина Ибрагима» — в пафосе терпимости. Нет противоречий и агрессивности между людьми, принадлежащими к разным национальностям и религиям. Есть возможность выбора — веры, друзей, даже семьи. Есть мудрость приятия всего. Старшие (Господин Ибрагим, Розовая дама) учат младших (Момо, Оскара) примирению с жизнью, с болезнями, со смертью. Оказывается, полноценную жизнь можно прожить и за десять оставшихся тебе дней. Конечно, если верить… И здесь Шмитт со свойственной ему виртуозностью балансирует на тонкой грани: еще немного и можно скатиться в сентиментальность (в «Оскаре и Розовой даме»). Спасает интонация — очень простая, без какой бы то ни было эмоциональной окрашенности, и еще юмор.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home