Псевдо-Белецкий

Псевдо-Белецкий, «Докладная записка академика А. И. Белецкого», чрезвычайно сомнительный (скорее всего, поддельный) документ по источниковедению Нового Завета, созданный в 1960-е годы в самиздате и имеющий хождение в христианско-апологетической литературе.

Содержание

Приписываемое авторство и краткое содержание

Документ написан от лица известного специалиста по русскому и украинскому литературоведению, академика АН СССР А. И. Белецкого (1884-1961), и представляет собой докладную записку, якобы поданную академиком незадолго до смерти в ЦК Компартии Украины в ответ на просьбу прорецензировать материалы официальной советской атеистической пропаганды. В «Докладной записке…», имеющей прямую христианско-апологетическую направленность, содержатся, наряду с полемикой с авторами антирелигиозных книг и брошюр, сенсационные указания на многочисленные (более двухсот!) якобы древние источники, содержащие свидетельства очевидцев воскресения Иисуса Христа.

История возникновения и публикация

Происхождение документа темно; известно только, что он распространялся (под именем Белецкого) в самиздате еще с 1960-х г.г. как реакция на необъективность и интеллектуальную нечестность советской антирелигиозной пропаганды. Имеются несколько версий документа различной длины, содержащие различное количество ошибок и опечаток. Так, в одной из версий хотя бы имена специалистов по древней истории В. П. Бузескула[1] и И. В. Нетушила[2] упоминались без ошибок, в другой - Бузескул превратился в «Вузескула», а Нетушил — в «Петушина». Первая печатная публикация источника состоялаясь в 1993 г., в газете «Русский Вестник» [3] (№ 11) под названием «Воскресение Христово видевше…». В последующие годы документ неоднократно упоминался как в печатных, так и электронных, православных СМИ (см., например, [4], [5][6]).

Критика

Несмотря на то, что А. И. Белецкий не скрывал своих религиозных убеждений (так, в 1920-е годы он был церковным старостой в одном из храмов Харькова[7]), текст «Записки…» не выдерживает, однако, ни внешней (вопросы принадлежности источника приписываемому автору), ни внутренней (вопросы достоверности приводимых в источнике сведений) критики.

В пользу подложности документа говорят:

1. Неизвестность цитируемых автором источников сенсационных свидетельств о воскресении Христа (ни один из них нигде не опубликован, на них не ссылается ни один специалист по источниковедению Нового Завета и истории раннего христианства).

2. Общий стиль аргументации, совершенно немыслимый для маститого ученого-филолога (записка не содержит ни одной ссылки на источники).

3. Неуместная, мягко говоря, в контексте данного документа политическая окрашенность: записка, якобы поданная в ЦК КПУ как экспертная, содержит ряд грубых антисемитских выпадов в отношении оппонентов (зачем Белецкому так глупо подставлять себя под удар?).

4. Несоответствие свидетельств «Записки…» повествованию канонических Евангелий, которые автор якобы защищает от критики (по cвидетельствам «от Белецкого» выходит, что у гроба Христа в момент воскресения стояла целая толпа любопытствующих зевак).

5. Лингвистические нестыковки: почему у евреев эпохи Христа имена, похожие на имена на идиш: Миферкант (по другой версии — Маферкант), Ферман?

6. Литературно-филологические нестыковки: слова, приписываемые «сирийцу Эйшу», стилистически наиболее характерны для американских проповедников [8].

В дополнение к сказанному, следует отметить, что в «Записке Белецкого», вполне согласуясь с общим стилем документа, утверждается нигде более не задокументированное обращение перед смертью Фридриха Энгельса в христианство.

Все это не позволяет считать «Записку Белецкого» принадлежащей Белецкому, а ее содержание — сколько-нибудь достоверным.

Выводы

В истории с «Запиской Белецкого» остаются вопросы, на которые пока нет ответа, и главные из них — кто же подлинный автор «Записки…», и с какой целью ее сочинили: то ли атеисты решили посмеяться над доверчивостью христиан, некоторые из которых приняли явную подделку за чистую монету, то ли кто-то из «ревнивых не по разуму» христиан написал эту фальшивку, компрометирующую не только христианство, но и покойного Белецкого.

Однако, как бы то ни было, подавляющее большинство сведений, приводимых в «Записке…», вымышлены и противоречат даже тексту Евангелий. Использование «Записки…» в апологетических целях — плод либо невежества, либо недоразумения.

Библиография

В отличие от других широко известных фальшивок («Велесова книга», «Протоколы сионских мудрецов», «Доклад Аллена Даллеса в Конгрессе США в 1945 г.» и др.), «Записка Белецкого», по-видимому, не обсуждалась в реферируемой литературе (журналы, монографии). Из публикаций и дискуссий в Интернете заслуживают внимания, например, [9], [10].

Ссылки

Белецкий, Александр Иванович

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home