Кировский троллейбус

Ки́ровский тро́ллейбус — в настоящее время — единственный вид электротранспорта в Кирове. Сейчас десять маршрутов троллейбуса охватывают практически весь город.

В настоящее время троллейбусная система Кирова эксплуатируется ОАО «Кировское Транспортное Предприятие» (610006 Октябрьский проспект, 75).

Содержание

История

В отличие от многих других городов, в Кирове (тогдашней Вятке) на рубеже XIX—XX веков не была создана система городского рельсового транспорта (конки или электрического трамвая). Однако город развивался, и к тридцатым годам ситуация с общественным транспортом в городе сложилась просто критическая: население города достигало уже 145 тысяч жителей, а количество городских автобусов составляло всего 23 экземпляра.

В связи с этим было решено в ходе третий пятилетки заняться улучшением городского транспорта. Однако перед тогдашними отцами города встала дилемма: какой вид транспорта выбрать — проверенным временем трамвай, или начинавший входить в моду троллейбус? В итоге было принято решение строить трамвай. Строительство трамвая началось в 1940 году. Открытие трамвайного движения должно было состояться 1 ноября 1941 года. Однако история рассудила иначе. Началась Великая Отечественная война, и работы были заморожены.

Вскоре после начала войны в Киров начали прибывать эвакуированные из западной части страны предприятия, а вместе с ними — и работники. В связи с этим население города увеличилось почти в два раза.

Среди привезённых литейным заводом № 226 материалов обнаружились троллейбусные провода. Эта находка натолкнула местные власти на мысль о возможности строительства в Кирове троллейбуса.

В декабре 1942 года пришла весть о том, что электротранспортники Ленинграда готовы передать Кирову несколько троллейбусов и оборудование для тяговой подстанции. Госплан СССР согласился передать городу троллейбусные провода.

30 марта 1943 года в кировкий горсовет пришёл помеченный грифом «Секретно» документ, дающий добро на постройку первого троллейбусного маршрута: ж.д. вокзал — ул. Комсомольская — ул. Карла Маркса — ул. Коммуны — Гостиница (около пяти километров). Первые троллейбусы прибыли в Киров по железной дороге 25 апреля 1943 года. Это были видавшие виды машины марки ЯТБ-1, №№ 4, 5, 10, 12, 13, 14. Некоторые из них пострадали от бомбардировок, которых не избежал перевозивший их эшелон. Эти троллейбусы были отремонтированы на предприятиях города. Вместе с машинами прибыло и электрооборудование.

После проведения в течение июля проектных работ началось строительство первой троллейбусной линии. Строительству помогали многие горожане, например простые жители копали ямы под опоры контактной сети. Вместе с ними работали и будущие водители троллейбусов — в основном молодые, 17-18 летние девушки. Осенью первый отряд будущих водителей (18 курсантов) отправился обучаться в Москву.

Строительство контактной сети было завершено к 5 ноября 1943 года, за два дня до официального открытия, которое, по традиции того времени, было приурочено к политическому празднику. Эти дни ушли на пробную обкатку машин.

Торжественное открытие троллейбусного движения состоялось 7 ноября в 18:15 часов, когда первый секретарь обкома тов. Лукьянов торжественно перерезал обязательную в подобных случаях ленточку. За рулём машин сидели водители-ленинградцы, находившие в Кирове в эвакуации — Елизавета Григорьевна Евдокимова и Евгений Николаевич Глебов. В первый, торжественный рейс, троллейбусы отправились от гостиницы.

На следующий день, когда праздник закончился, для троллебусников началась рутинная работа.

Тогда же начало действовать и кировское троллейбусное управление.

Позднее троллейбус продолжал развиваться. Открывались новые маршруты, обновлялся подвижной состав. В 1990-х годах кировские троллейбусники столкнулись с проблемой, типичной для общественного транспорта большинства городов России: увеличение числа льготных пассажиров (в 1996 году их количество в Кирове достигло 150 000 человек, против 16 000 в 1988 году) при отсуствии финансовых компенсаций со стороны властей. Для борьбы с этой проблемой в Кирове был придуман довольно необычный способ: так называемые «арендные» троллейбусы. Суть этой схемы заключался в следующем: троллейбус сдавался в аренду водителю и кондуктору. Арендаторы платили троллейбусному хозяйству определённую почасовую плату (первоначально, в 1997 году, 260 тысяч рублей в час), всю же выручку они оставляли себе. С юридической точки зрения арендный троллейбус уже не был муниципальным транспортом, следовательно льготы на нём были недействительны.

Первый арендный троллейбус начал работать 26 мая 1997 года. Специально для арендных троллейбусов был введён маршрут № 10. Вскоре, 9 декабря 1997 года, открылся ещё один арендный маршрут — № 9. С весны 1998 года арендные троллейбусы стали использоваться и на других маршрутах.

Использование арендных троллейбусов, не признающих льготы, вызвало недовольство мэрии. Летом 1998 года областной суд признал арендную эксплуатацию незаконной (она нарушала закон «О ветеранах»), и с 6 августа она была прекращена. Добившись таким образом выполнения транспортниками своих обязательств, мэрия, тем не менее, не торопилась выполнять свои: перевозка льготников мэрией всё равно не оплачивалась. Опять началась судебная тяжба. Через полтора года Верховный суд России признал претензии электротранспортников к мэрии правомочными, и арендная эксплуатация троллейбусов была разрешена. Однако в конце 2002 года тот же Верховный суд признал арендную эксплуатацию незаконной. В результате с 27 января 2003 года арендные троллейбусы стали называться коммерческими, а в марте того же года нумерация такимх троллейбусов стала начинаться с 300, в то время как надпись «коммерческий» была убрана с троллейбусов.

Описание сети

В настояшее время (2006 год)в Кирове действует девять троллейбусных маршрутов:

  • 1) з-д «Сельмаш» — Дружба — ж.д. вокзал — пл. Театральная — пл. Лепсе — з-д «Авитек». Протяжённость — 13,25 км, время в пути — 49 минут
  • 3) ул. Чапаева — ж.д. вокзал — ЦУМ — «Алые Паруса» — пл. Лепсе — з-д «Авитек». Протяжённость — 9,2 км, время в пути — 35 минут
  • 5) з-д «Сельмаш» — Дружба — Дворец Пионеров — КМК — ЦУМ — Филармония — Центральная гостиница — пл. Лепсе. Протяжённость — 12,1 км, время в пути — 47 минут
  • 6) ул. Чапаева — ж.д. вокзал — ЦУМ — «Алые Паруса» — «Мечта» — ТЭЦ-4 — з-д «Авитек». Протяжённость — 9,5 км, время в пути — 39 минут.
  • 7) просп. Строителей — пл. Конева — — ж.д. вокзал — ул. Красноармейская — Центральный рынок — ж.д. вокзал — Дворец Пионеров — «Мечта» — просп. Строителей. Протяжённость — 16,5 км, время в пути — 66 минут.
  • 8) ул. Упита — пл. Конева — КМК — ЦУМ — Филармония — Центральная гостиница — «Алые Паруса» — «Мечта» — ул. Упита. Протяжённость — 13,3 км, время в пути — 49 минут.
  • 11) з-д «Сельмаш» — ул. Производственная — «Мечта» — ТЭЦ-4 — з-д «Авитек». Протяжённость — 8,35 км, время в пути — 30 минут.
  • 14) Ипподром — ул. Упита — «Мечта» — «Алые Паруса» — Центральная гостиница — Филармония — ЦУМ — КМК — пл. Конева — Ипподром. Протяжённость — 15,8 км, время в пути — 58 минут
  • 15) Ипподром — пл. Конева — КМК — ЦУМ — Филармония — Центральная гостиница — «Алые Паруса» — «Мечта» — ул. Упита — Ипподром. Протяжённость — 15,8 км, время в пути — 58 минут.

Общая протяжённость действующих маршрутов — 139,2 км. В Кирове имеется два троллейбусных парка:

  • Депо № 1 (Октябрьский проспект, 75) обслуживает маршруты 3, 5, 6, 7, 8 (ранее — также маршрут № 12), вместительность депо — 100 троллейбусов. Депо № 1 было открыто в 1953 году.
  • Депо № 2 (улица Щорса, 62) обслуживает маршруты 1, 5, 6, 8 (по выходным дням) 11, 14, 15 (ранее — также маршруты № 4 и № 13), вместительность депо — 150 троллейбусов. Депо № 2 было открыто в 1975 году.

Током троллейбусныю сеть Кирова снабжают двенадцать тяговых подстанций.

Закрытые маршруты:

  • 2) Упита — ул. Воровского -ЦУМ -Октябрьский пр-кт — ж/д вокзал — к/с Чапаева
  • 4) Чапаева — ж/д вокзал — ул. Комсомольская — ул. Карла Маркса — центральный рынок — ул. Ленина — ул. Лепсе — Октябрьский пр-кт — пл. Авитек
  • 9) Упита — ул. Воровского — ул. Производственная — ул. Щорса — ж/д вокзал — центральный рынок — ул. Ленина — ул. Энгельса — ул. Московская — ул. Производственная — ул. Воровского — ул. Пр-кт Строителей (в противоход 10 маршруту)
  • 10) Упита — ул. Воровского — ул. Производственная — ул. Московская (в сторону Дома печати) — ул. Энгельса — ул. Ленина — центральный рынок -ж/д вокзал — ул. Щорса — ул. Производственная (в сторону магазина «Мечта» — ул. Московская — пр. Строителей.
  • 12) з-д «Авитек» — пл. Лепсе — пл. Театральная — ЦУМ — КМК — «Мечта» — просп. Строителей — пл. Конева — КМК — ЦУМ — пл. Театральная — пл. Лепсе — з-д «Авитек». Протяжённость — 24,4 км, время в пути — 80 минут. (закрыт 1 апреля 2006)
  • 13) пл. Авитек — ул. Луганская — ул. Ломоносова — магазин «Мечта» — ул. Профсоюзная — ул. Щорса — ж/д вокзал. Этот маршрут был самым короткоживущим: он просуществовал всего два месяца.

Подвижной состав

Исторический

Троллейбусное движение в Кирове открывали шесть троллейбусов ЯТБ-1, носившие бортовые номера №№ 1 — 6. Они использовались до 1951 года. На смену им пришли МТБ-82. Первые троллейбусы этого типа поступили в Киров в 1948 году, их эксплуатация продолжалась до 1974 года. Эксплуатировавшиеся в Кирове МТБ-82 носили бортовые номера 1-82.

С 1962 по 1984 год в городе эксплуатировались троллейбусы ЗиУ-5 (бортовые номера 83-252). В 1969 году на кировские маршруты вышел троллейбус ЗиУ-7, носивший бортовой номер 153. Он проработал до 1974 года и был единственным троллейбусом этого типа, использовавшимся в Кирове.

В 1973 году в Кирове началась эксплуатация троллейбусов ЗиУ-9. Троллейбусы этого типа (но более поздних модификаций) используются в Кирове и сейчас. Первая партия кировских ЗиУ-9 относилась к модификации ЗиУ-682Б (бортовые номера 253—265). Эти троллейбусы работали до 1987 года.

Современный

В настоящее время основу подвижного состава кировского троллейбуса составляют троллейбусы ЗиУ-9 рзличных модификаций:

  • ЗиУ-682В: эксплуатируются с 1977 года, бортовые номера — с № 266. Многие из троллебусов этого типа уже выведены из эксплуатации. По состоянию на лето 2006 года продолжают эксплуатироваться следующие экземпляры: №№ 378 (1983 г.), 382, 386, 400—409, 411, 415—418, 420—429, 433—438, 442—448, 456—460, 467, 473, 576 (1982 г.), 577 (1984 г.)
  • ЗиУ-682В1: эксплуатируются с 1984 года, бортовые номера — №№ 430—432, 439—441, 449—452, 454
  • ЗиУ-682В00 (ХТИ-682В00): Эксплуатируются с 1985 года, некоторые из троллейбусов этого типа выведены из эксплуатации. По состоянию на лето 2006 года продолжают эксплуатироваться следующие экземпляры: №№ 453, 461—466, 468—472, 474—487, 489—499, 578, 579
  • ЗиУ-682В0А (ХТИ-682В0А): Эксплуатируются с 1989 года, бортовые номера — №№ 500, 502, 504, 506, 508, 510, 512, 514, 580, 581
  • ЗиУ-682В0В (ХТИ-682В0В): Эксплуатируются с 1990 года, бортовые номера — №№ 501, 503, 505, 507, 509
  • ЗиУ-682Г00 (ХТИ-682Г00): Эксплуатируются с 1991 года, бортовые номера находящихся в настоящее время в эксплуатации машин этого типа — №№ 511, 513, 515—522, 524—529, 531—541, 543—557, 564—570, 573
  • ЗиУ-682Г (СЗТМ): Эксплуатируются с 1993 года, бортовые номера — №№ 542, 558—563, 571, 572
  • ЗиУ-682Г0А (ХТU-682Г-012):Эксплуатируются с 2002 года, бортовые номера — №№ 582—587
  • ZIU-682UV: Эксплуатируются с 2003 года, бортовые номера — №№ 588—591
  • ЗиУ-682-КР-Иваново: Эксплуатируются с 2005 года, бортовые номера — №№ 488, 523, 592—597

Кроме ЗиУ-9 в Кирове используются два троллейбуса (№ 574 и № 575) типа NTR-120MT (NORDTROL). Они эксплуатируются с 1996 года.

Всего по состоянию на начало 2005 года в Кирове работают 188 троллейбусов.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home