Пол и интеллект

В подтверждение мнения, что мужчины умнее и талантливее женщин, обычно приводят тот факт, что среди мужчин намного больше выдающихся ученых, изобретателей, художников и проч. Якобы врожденная разница в умственных способностях зачастую служит обоснованием сексизма и сохранения патриархальных устоев. Результаты научных исследований, подтверждающих или опровергающих наличие разницы в интеллекте и задатках у мужчин и женщин, довольно противоречивы. Среди факторов, влияющих на развитие интеллекта, называются гены, наследственность, размеры и строение мозга, социальное и культурное окружение, воспитание и образование.

Содержание

История

Интеллект и различия в умственных способностях людей изучаются с середины 19 века. Среди первых исследователей, занимавшихся этими вопросами, были Фрэнсис Гальтон, Чарльз Дарвин и Пол Брока. Первые работы по изучению умственных способностей мужчин и женщин основывались, в основном, на случайных, несистематизированных наблюдениях. У Дарвина в «Происхождении человека» (The Descent of Man, 1871) встречаются такие сравнения: «Мужчина смелее, агрессивнее, энергичнее и изобретательнее женщины. В абсолютном измерении мозг мужчины больше, хотя соотношение величины мозга и массы тела в полной мере не выяснено. У женщины лицо круглее; … Она созревает раньше, чем мужчина». С развитием психологии и статистических методов стали накапливаться систематизированные данные о связи интеллекта и пола, хотя до сих пор не существует согласия о том, что такое интеллект и насколько объективны способы его измерения.

Общее интеллектуальное развитие

Для оценки умственных способностей человека используются стандартизированные тесты на интеллект. Одним из основных тестов является тест, определяющий коэффициент интеллектуальности (так называемый IQ-тест). Существуют и другие тесты, оценивающие способности человека. Изучение разницы в интеллектуальных способностях мужчин и женщин основывается на анализе тестирований в школах, университетах и в армии США и Западной Европы. В России тестирования интеллекта появились недавно, поэтому данные о таких различиях отсутствуют.

В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности (см. работы Линна, а также Stumpf & Jackson, 1994). Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведенных в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше (Hedges & Nowell, 1995). Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление и память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчеркивают, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин.

В других исследованиях разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек (100.64) и у мальчиков (100.48) оказалась статистически незначимой (Deary et al., 2003). Значимым было лишь среднеквадратичное отклонение (14.1 для девочек и 14.9 для мальчиков). Девочек было на 2% больше в диапазоне 90-115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50-60 и 130-140 очков. Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги "Психология половых различий" (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны. В большинстве IQ-тестирований разница в результатах у мужчин и женщин либо отсутствует, либо является статистически незначимой. Единственное эмпирически подтвержденное различие существует в задачах на пространственное вращение, с которыми мужчины в среднем справляются лучше.

Математические способности

Одним из основных показателей женской неполноценности считается неспособность к математическим вычислениям. Исследования дошкольников и первоклассников показывают, что дети обоих полов выполняют вычисления и усваивают математические понятия на одном уровне. Большинство исследований детей с 9 до 13 лет также показывают, что пол не влияет на успеваемость по математике. С взрослением картина меняется, и мальчики получают более высокие результаты в математической секции SAT - специализированного теста для поступающих в колледж в США (Belkhir & Duyme, 1998).

На сегодняшний день большинство исследователей согласны с тем, что множество разных факторов влияет на эту разницу: детские впечатления, уверенность в себе, отношение к математике и оценка ее полезности как предмета, ожидания родителей, учителей, сверстников и проч.

Влияние культуры

Большинство исследований о половых различиях в умственных способностях основано на данных тестирований в США и Великобритании. Данные по другим странам немногочисленны, однако их отличие от американских и английских данных показывает, что помимо биологических различий между полами, необходимо учитывать социальные и культурные различия, которые влияют на результаты тестирований и достижения в образовании и науке.

Сравнительный анализ результатов математических тестов школьников США и Китая, например, показывает, что китайские мальчики и девочки выполняют математические задания на одинаковом уровне, в то время как американские мальчики были в среднем лучше американских девочек (Cai, 2002).

Литература

  • Belkhir, J. A., & Duyme, M. (1998). Intelligence and race, gender, class: The fallacy of genetic determinism; Rethinking intelligence from the position of the oppressed. Race, Gender & Class, 5(3).
  • Cai J. (2002). Exploring gender differences of U.S. and Chinese students in their solution processes of solving routine and nonroutine mathematical problems. Research in Middle Level Education, 26 (1).
  • Deary, I.J., Thorpe, G., Wilson, V. et al. (2003). Population sex differences in IQ at age 11: the Scottish mental survey 1932. Intelligence, 31, 533-542.
  • Haier, R.J., Jung, R.E., Yeo, R.A., et al.(2005) The neuroanatomy of general intelligence: sex matters. NeuroImage, 25, 320-327.
  • Halpern, D. F. (1992). Sex differences in cognitive abilities. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Association, Publishers.
  • Hedges, L.V., & Nowell, A. (1995). Sex differences in mental test scores, variability, and numbers of high-scoring individuals. Science, 269, 41-45.
  • Lynn, R., Irwing, P., & Cammock, T. (2002). Sex differences in general knowledge. Intelligence, 30, 27-40.
  • Lynn, R. (1999). Sex differences in intelligence and brain size: a developmental theory. Intelligence, 27, 1-12.
  • Maccoby, E.E. & Jacklin, C.N. (1974). The psychology of sex differences. Stanford, CA: Stanford University Press.
  • Stumpf, H. & Jackson, D. N. (1994). Gender-related differences in cognitive abilities: evidence from a medical school admissions program. Personality and Individual Differences, 17, 335-344.

Дополнительные ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home