Аллах
Алла́х (араб. الله — āl-Lāh) — обозначение единого Бога-Творца в исламе.
«Аллах» не имя собственное, а всего лишь «Бог» по-арабски. Так, арабские христиане используют это имя при обращениях к Богу. Однако когда говорят об исламе не на арабском языке, то обычно всё равно используют слово «Аллах».
По мнению некоторых учёных, восходит к общесемитскому слову «божество» (араб. الاه ) . Согласно исламской концепции существует Бог, пророками которого (наряду с прочими) были Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мухаммад. Так как Мухаммад был последний по времени, то именно его высказываниями и нужно руководствоваться, так как они сохранились в неискаженном виде.
Имам Абу Джафар ат-Тахави (239—321 до Хиджре) так описывает мусульманские представления об Аллахе в своём общепризнанном среди суннитов сочинении «ал-Акыда»:
- Мы говорим о единстве Аллаха, веря с помощью Аллаха, что Аллах Един, без каких бы то ни было сотоварищей.
- Нет ничего, подобного Ему.
- Нет ничего, что может превзойти Его.
- Нет иного божества, кроме Него.
- Он вечен без начала и бессмертен, непрестанный без конца.
- Он никогда не погибнет и не прекратит своего существования.
- Ничего не происходит, кроме того, что Он пожелает.
- Никакое воображение не может постичь Его и никакое понимание не охватывает Его,
- Он отличен от любого сотворённого существа.
- Он живой и никогда не умрёт, и вечно в действии и никогда не спит.
- Он творит без нужды в этом и даёт пропитание Своему творению без всякого усилия.
- Он умерщвляет без опасения и возвращает к жизни без труда.
- Он всегда существовал вместе со своими атрибутами ещё до творения. Наделение творения существованием не добавило к Его атрибутам того, чего бы уже не было. И Он был со всеми Его атрибутами в предвечности, таким Он и останется вечно.
- О Нем говорят, что Он Творец не только после акта творения, и говорят, что Он Создатель до акта создания.
- Он всегда был Господом, даже когда не было ничего, над чем Он мог бы быть Господом, и всегда был Творцом, даже когда не было творения (…)
- Он сотворил сотворённое по Своему Знанию.
- Он предопределил судьбы всех Своих творений.
- Он установил им определённые сроки жизни.
- Ничего не было скрыто, что касается их, от Него, до того, как Он сотворил их, и Он знал все, что они будут делать, до того, как сотворил их.
- Он приказал им повиноваться Ему и запретил им ослушиваться Его.
- Все происходит по Его Решению и Воле, и Его Воля совершается в полную силу. Единственная воля, которая есть у людей, это то, что Он желает для них. Что Он желает для них, происходит, чего не желает, не происходит.
- Он ведёт по прямому пути кого желает. И защищает их и охраняет их от вреда по Своей Щедрости, и сбивает с пути кого желает, и унижает их и причиняет им страдания по Своей Справедливости.
- Все они подвластны Его Воле, находясь между Его Щедростью и Его Справедливостью.
- Он превыше того, чтобы иметь противоположности или равных Себе.
- Ничто не может отвратить от себя Его Предопределение или обратить вспять Его Повеление или преодолеть Его Распоряжение.
- Мы верим во всё это и уверены, что все исходит от Него».