Шатар и Хиашатаря

Шатарбурятские шахматы, которые созданы на основе индийских.

Отличия от классических шахмат:

  • Пешка ходит только на одну клетку
  • Слон ходит по диагонали на одну клетку через соседнюю (например, с поля e3 он может пойти только на четыре поля — c1, c5, g1, g5)
  • Ферзь ходит по вертикали и горизонтали, но по диагонали ходит на одну ближайшую клетку

На турнирах действует одно неигровое правило: поставить мат пешкой считается необычайно престижным.

По шатару иногда проводятся турниры в Бурятии


http://www.geocities.com/kisslook/rus/mongol1.jpg
Шатар

Доска размером 8х8, все поля традиционно одного цвета (светлые), номенклатура фигур – как в обычных шахматах, однако их названия и форма отличаются. Существуют различные правила игры в шатар, и обычно перед началом игры участники уточняют правила. Начнем с наиболее часто встречающегося варианта. Начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед – d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, т.е. международных шахмат.

Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали – только на соседнее поле (т.е. как превращенная ладья в японских шахматах); пешка ходит всегда только на 1 поле вперед (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьет пешка как в международных шахматах, т.е. вперед на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, т.к. его просто не может быть – ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.

Различают следующие различные формы шаха: шак – дается ферзем, ладьей или конем, тук – слоном, цод – пешкой. Матовать можно только шаком (т.е. ферзем или ладьей), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конем. Например, если дается следующая серия шахов (последний шах - мат) – конем, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья – нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья – робадо. Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») – ничья; попавший в пат проигрывает.

Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведенных правил: мат конем допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королем противника, а с его ферзем (см. рис. 1), пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа);

Национальные названия шахматных фигур у монголов следующие:

Король – князь, по-монгольски нойон.

Ферзь по-монгольски бэрс (фантастическое животное вроде большой собаки), иногда это трактуется как «барс», но это неверно.

Конь у монголов называется морь, что и переводится с монгольского как «конь».

Ладья называется тэрэг, что означает «повозка, кибитка, телега».

Слон называется тэмэ, в переводе «верблюд».

Пешка по-монгольски ху, что означает «дитя», но подразумевается обычно не человеческий ребенок, а детеныш животных («бэрсенок», щенок).

Фигуры часто выполняются в такой форме: король – важный мужчина, сидящий на троне или в паланкине (это князь или даже хан), конь – фигурка коня, слон представлен верблюдом (но иногда и слоном), а ладья – двухколесной кибиткой без лошади, с оглоблями, упирающимися в землю. Интересно, что распространенные изображения ферзя и пешки отличаются только размерами, но не формой: и пешка, и ферзь – лохматые собаки, но ферзь настолько больше пешки, насколько взрослая собака больше щенка. Т.е. по форме пешка – это маленький ферзь. Это напоминает нам, что каждая пешка имеет шанс стать ферзем. Как правило, форма белых и черных (зеленых и красных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.

Приведем и другие варианты формы фигур. Во-первых, существуют модернизированные формы (см. ниже описание короля и ладьи). Во-вторых, одинаковые фигуры разного цвета иногда бывают разной формы. Начнем с королей.

Белый король напоминает описанный выше вариант, это почтенный, грузный, бородатый и очень важный мужчина. Он олицетворяет все старое, консервативное. Черный король - прямая ему противоположность, это худощавый безбородый молодой человек. Он явный носитель нового и прогрессивного. В современных комплектах его даже изображали в виде председателя колхоза!

Как уже говорилось выше, ферзи часто изображаются в виде больших собак. Однако существуют и другие кандидатуры на эту роль – большие кошки. Для белых это обычно белый лев с зеленой гривой, для черных – барс или пантера.

Кони и верблюды (слоны) могут различаться по половому признаку: на одном фланге – жеребцы и верблюды, на другом – кобылы и верблюдицы.

Ладья может быть представлена не только кибиткой, но и колесом, драконом, легендарной птицей гаруда, павлиньим хвостом или веером, а в современных комплектах – автомобилем или танком.

Пешки могут изображаться не только щенками («бэрсятами»), но также львятами, тигрятами, зайцами и птицами.

http://www.geocities.com/kisslook/rus/mongol1.jpg Рис. 1. Вариант начальной расстановки фигур в шатаре

Покажем на конкретном примере, как в шатаре может закончиться партия.Белые: Кр b6, Л b4, С d3, К g8, пп с6, h2;черные: Кр с8,п h3. Шах или мат принято объявлять громким возгласом, поэтому ниже проставлены восклицательные знаки. Вариант №1. 1.С f5 тук! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 тук! В результате ничья – нёл, т.к. не было ни одного шака. Вариант №2. 1.С b1Кр b8 2.К е7 Кр а8 3.С е4 Кр b8 4.с7 цод! Результат – как в варианте 1 и по той же причине. Вариант №3. 1.К е7 шак! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 мат! Результат – выигрыш, т.к. в серии шахов был шак. Вариант №4. 1.C f5 тук! Кр b8 2.C f4 тук! Кр a8 3.Л a4 мат! Результат – как в варианте 3 и по той же причине (шак дает ладья). Вариант №5. 1.Л а4 Кр b8 2.С f5 чжит! Результат зависит от принятого соглашения о пате, т.е. здесь либо ничья, либо выигрыш белых. Черная пешка на h3 кажется лишней, но это не так: ведь одинокий король не матуется, и не будь этой пешки, была ничья – робадо. Рассмотрим теперь старинную задачу, имеющую историческую ценность. Белые: Кр а1, Л h1, Л h3, С h2, пп f6, g6; черные: Кр g8, Ф с2, пп с3, d3. С этой задачей связана следующая легенда. Два пожилых монгола играли партию на крупную денежную ставку. Жена играющего белыми заметила критическое положение мужа и сказала ему: «Двое ребят уже подросли, сломаем наши кибитки, посадим детей на верблюдов и спасемся от цзута» (цзут – вызванный бескормицей падеж скота при глубоком снеге). Муж понял скрытую подсказку и выиграл следующим образом: 1.Л h8+ Кр:h8 2.С е5+ Кр g8 3.Л h8+ Кр:h8 4. f7х. Эта задача не что иное, как монголизированный «мат Диларам» - знаменитая задача шатранджа. Удивительно, что при отсутствии у монголов шахматной нотации и литературы они сумели сохранить и задачу, и сопутствующую ей легенду в течение 600-700, а может быть и 1000 лет.

Хиашатар

Перейдем теперь к основной цели данного раздела – к хиашатару. Игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на 4 фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как телохранитель, адъютант, паж. Мы будем называть их телохранителями. Обычно телохранитель изображается в виде сурового, даже свирепого сидящего мужчины средних лет.

Начальное расположение показано на рис.2, на котором легко определить телохранителей – это два одинаковых мужчины в остроконечных шапках. В последнее время под влиянием международных шахмат иногда расставляют фигуры немножко по-другому: положение черных не меняется, а у белых король и ферзь меняются местами.

http://www.geocities.com/kisslook/rus/mongol3.jpg Рис. 2. Вариант начальной расстановки фигур в хиашатаре

Перейдем теперь к описанию ходов фигур хиашатара. У короля, ладьи и слона остались такие ходы, как и в шатаре. А вот у пешки и ферзя появились следующие отличия от шатара: ферзь стал ходить как в международных шахматах, т.е. и как ладья, и как слон; пешка получила возможность ходить из начального положения на 1-3 поля вперед, появилось правило взятия на проходе, обязательного первого хода нет. В хиашатаре отсутствуют характерные для шатара ограничения при матовании (запрет мата конем и т.д.). Отсутствует также и рокировка. Теперь перейдем к самой экзотической фигуре – телохранителю. С одной стороны, это как бы промежуточная фигура между королем и ферзем – так же, как и эти фигуры, он ходит в любом направлении, но на 1-2 поля. Но кроме этого он обладает уникальным свойством тормозить вокруг себя любые фигуры. Говорят, что на всех восьмипримыкающих к нему полях создается его зона влияния, внутри которой все фигуры – и свои, и чужие – могут перемещаться только на один шаг, т.е. на соседнее поле. Разъясним это с помощью рис.3. Белая и черная ладьи-кибитки на d1 и d10 не могут сразу бить друг друга, это возможно минимум за 7 ходов. Белый слон-верблюд на с5 не шахует короля на f8, поскольку его удар обрывается на поле е7. Неясно, как в зоне влияния должен ходить конь. Возможно, он в такой зоне просто становится неподвижным, или же она на него вообще не действует. Т.к. телохранитель может легко взять фигуру, попавшую в зону его влияния, то он по силе приближается к ферзю, несмотря на меньшую дальнобойность. С другой стороны, взять телохранителя может только фигура, находящаяся в его зоне влияния, поэтому взятие телохранителя – это, по-видимому, крайне редкое событие. Если на доске остаются у каждого игрока король и телохранитель, то это ничья.

http://www.geocities.com/kisslook/rus/mongol4.jpg Рис. 3. Зоны влияния телохранителей (заштрихованы)

Возник хиашатар около 500 лет назад. Вот как об этом рассказывает легенда. Давным-давно жил хан, который был вынужден вести многочисленные войны. Это помогло ему понять, что для гарантии победы недостаточно только закалки и тренировки воинов. Поэтому он ввел в свое войско особо доверенных лиц, отвечающих за безопасность. Это нововведение понравилось и другим властителям, и они переняли его. И вот однажды некий мудрец под влиянием этих новшеств преобразовал шатар, введя в него телохранителей - новые фигуры, отвечающие за безопасность короля. В настоящее время даже в Монголии только немногие проявляют интерес к хиашатару. Однако эта оригинальная и мало исследованная игра определенно заслуживает внимания.

Полный источник - http://www.geocities.com/kisslook/rus/mongol.html


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home