Одесский покер

Одесский покер

«Одесский покер» — условное название карточной игры, отдалённо напоминающей преферанс. Также её нередко называют просто покером, хотя к настоящему покеру она отношения не имеет. Игра сложилась в СССР на основе зарубежного прототипа, известного преимущественно под названием опендаум. Данное же название произошло от использования в игре джокера, что мало характерно для большинства карточных игр и совсем непривычно для СССР, где настоящий покер был мало известен.

Содержание

Колода

Играют либо «русской» колодой в 36 карт, при этом джокером назначается одна из обычных карт (один из распространённых вариантов — шестёрка пик), либо колодой в 53 карты (52+1 джокер). Иногда используется 52-карточная колода (тогда джокером также назначается одна из младших карт). Количество участников — от двух до шести.

Процесс игры

Партия состоит из ряда сдач. Первый сдающий определяется жребием, далее сдачи производятся в порядке очерёдности. В первую сдачу каждому партнёру сдаётся одна карта, во вторую — две, и т. д. до шести карт (карты сдаются строго по одной штуке в несколько кругов), затем открывается козырь. По шесть карт производится столько сдач, сколько игроков участвует в партии. Затем снова сдаётся пять и менее карт, до одной. После второй сдачи по одной карте играется ещё одна сдача по шесть карт — «слепая».

После каждой сдачи (кроме «слепой») начинается торговля, строго в порядке очереди. Первым торгуется игрок слева от сдающего. Он и остальные участники должны оценить силу своих карт и объявить предполагаемую взятку (сделать «заказ»). Каждый участник волен объявить любую взятку или отказаться от взятки (сказать «пас»), кроме сдающего: сумма заявленной им взятки и взяток остальных партнёров не должна быть равна числу карт на руках (правило называется «не сходимся»).

После того, как закончена торговля, производится розыгрыш: сначала первый игрок слева от сдающего выкладывает одну карту, а остальные участники пытаются её побить, или, наоборот, сбросить ненужную карту. Старшинство карт традиционное: туз — самая старшая карта, двойка (или шестёрка) — самая младшая. Тот, кто возьмёт взятку, выкладывает следующую карту, и так, пока все карты не будут разыграны. Смотреть в свои взятки при розыгрыше очередной карты разрешается. На каждую карту нужно класть обязательно карту той же масти, с которой сделан ход, либо, если нет нужной масти — козыря. Бить козырем, если есть есть карта подходящей масти — нельзя, не бить козырем, если нет масти, но есть козырь — тоже. Только при отсутствии и козыря и нужной масти игрок имеет право положить любую другую карту.

Использование джокера

Игру сильно оживляет наличие джокера. Во-первых, он может использоваться как наисильнейший козырь, то есть забрать любую взятку, даже если она предварительно бита козырным тузом. Далее, он может использоваться как самая маленькая карта в колоде, меньше двойки любой масти — чтобы отдать ненужную взятку. Его можно выкладывать в тех случаях, когда игрок не заинтересован отдавать карту требуемой от него масти или козыря, и вообще выдавать за любую карту в колоде. Правила, относящиеся к ходу по масти или козырю, на него не распространяются.

Наконец, существует требование «самой большой масти» — игрок выкладывает джокера и говорит «по самым большим пикам» и т. п. (обычно, но не обязательно, при таком ходе требуют самого большого козыря). Остальные партнёры при этом должны сбросить самую большую карту соответствующей масти, которая у них есть на руках. Если требуемой масти или козыря нет, то можно положить любую карту. Поскольку такой ход очень сильно подрывает шансы остальных игроков, то популярен вариант правил, когда требование самой большой масти разрешается только при розыгрыше первой карты в текущей сдаче.

Если джокер во время сдачи выйдет при открытии козыря, то сдача играется без козыря («бескозырка»), то есть все масти равны.

Слепая сдача

В заключение игры производится как минимум одна слепая сдача. Она отличается от прочих сдач тем, что участники торгуются не после сдачи, а до неё, то есть наугад, не имея возможности посмотреть в карты.

Подсчёт очков

Выигрывает тот, кто наберёт больше всех очков. За взятую в точном соответствии с заявкой взятку начисляется по 10 очков за каждую карту. Если игрок взял карт больше, чем заявил при торговле («перебор»), то ему начисляется только по 1 очку за каждую карту. Если игрок пасовал и выполнил пас (не взял ни одной карты), то ему начисляется 5 очков (есть жёсткий вариант правил, когда за пас даётся ноль очков). Если же игрок взял карт меньше, чем объявил при торговле («недобор»), то за каждую недобранную взятку у него снимается 10 очков. Таким образом, при неудачной игре сумма очков может быть отрицательной («минуса», «шахта»). При игре на деньги минусовый результат считается двойным проигрышем.

При слепой сдаче очки считаются в двойном размере.

Если игрок, во время розыгрыша сдачи, ходил картой неподходящей масти (кроме джокера), то ему назначается минус 50 очков штрафа, и сдача переигрывается.

Обычно запись заявок и набранных очков ведётся одним из игроков на бумаге в виде таблицы.

Варианты правил

  • Вместо одной слепой сдачи может играться по две слепых и две бескозырки (сдачи, играемые без открытия козыря).
  • Максимальная длина руки, играемая в несколько сдач, может быть более шести карт (до 12).
  • Джокеру может быть вообще запрещено требование наибольшей масти.
  • Очень редко используется правило «сходимся», когда сдающий может делать любую заявку в торговле, независимо от заказа других участников.

Возможны и другие варианты правил.

Книги и ссылки

Популярные карточные игры -М., Вече, 2001, ISBN 5-7838-0965-9

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home