Энергетическая хартия

Энергетическая хартия — система международных соглашений, касающихся энергетических рынков. Европейская энергетическая хартия (ЕЭХ) — необязывающая международная декларация, принятая в 1991 году. Договор Энергетической хартии (ДЭХ) — юридически обязывающий документ, принятый в 1994 году. Положения ЕЭХ и ДЭХ реализует межправительственная организация Конференция по Энергетической Хартии (КЭХ), учреждённая в 1994 году.

ЕЭХ и ДЭХ направлены на установление единых прозрачных правил функционирования международного энергетического рынка в сфере торговли энергоносителями, инвестиций, транзита и энергоэффективности. Энергетическая хартия направлена на создание свободного энергорынка в ЕС. Данные документы не регулируют вопросов привлечения инвесторов и доступа к транзитной трубе, но запрещают дискриминацию в этих вопросах. Иными словами, страна вправе, к примеру, запретить иностранные инвестиции в ТЭК или доступ к транзитной трубе, но если какая-то иностранная компания допущена к транзиту или ей разрешены инвестиции, то условия для неё должны быть созданы не хуже, чем для национальных компаний.

История

Идея Европейской энергетической хартии была выдвинута бывшим премьер-министром Голландии Р.Любберсом на заседании ЕС в июне 1990 года. В декабре 1991 года ЕЭХ была подписана в Гааге большинством западноевропейских государств, ЕС (как отдельная сторона), Австралией, Канадой, Турцией, США и Японией.

Для преобразования намерений и деклараций ЕЭХ в обязывающие юридические обязательства было признано необходимым выработать Договор Энергетической хартии. При этом из формулировок ДЭХ было намеренно исключено слово «европейский». ДЭХ был открыт к подписанию в декабре 1994 года. К настоящему моменту его подписали 52 стороны (51 государство, а также ЕС как отдельная сторона). 18 стран и 10 международных организаций имеют статус наблюдателя. США и Канада подписали ЕЭХ, но не подписали ДЭХ. Австралия, Белорусь, Исландия, Норвегия и Россия подписали ДЭХ, но не ратифицировали его.

ДЭХ вступил в силу в апреле 1998 года.

Хотя Россия не ратифицировала ДЭХ, однако взяла на себя обязательство придерживаться его требований «на временной основе». В августе 1996 года ДЭХ был внесен в Госдуму РФ на ратификацию. В июне 1997 года участники парламентских слушаний в Госдуме рекомендовали отложить ратификацию.

В январе 2000 года начались переговоры по Протоколу ДЭХ по Транзиту.

В январе 2001 года участники парламентских слушаний в Госдуме рекомендовали дополнительно проработать вопросы, связанные с ДЭХ, а также завершить переговоры по Протоколу ДЭХ по Транзиту. В течение 2001 года в Госдуме РФ шли дебаты по вопросу ратификации ДЭХ. По информации СМИ, Минэнерго, Транснефть, нефтяные компании, РАО ЕЭС выступали за ратификацию; Газпром был категорически против.

К декабрю 2002 года были завершены многосторонние переговоры по Протоколу ДЭХ по Транзиту. Оставалось лишь завершить двусторонние переговоры между Россией и ЕС. В июне 2003 года Виктор Христенко заявил, что после подписания Протокола Россия ратифицирует ДЭХ. В июне 2003 года делегации России и ЕС достигли «рабочего компромисса», а 10 декабря текст Протокола был представлен на КЭП. 11 декабря делегация России неожиданно прервала переговоры, отказалась подписывать Протокол и связала продолжение переговоров с позицией ЕС по ВТО.

Вопрос ратификации ДЭХ Россией

Россия подписала ЕЭХ и ДЭХ, но не ратифицировала ДЭХ. Согласно официальной позиции российского правительства, ратификации ДЭХ препятствует неурегулированность трёх частных вопросов между Россией и ЕС в рамках Протокола ДЭХ по транзиту. Все эти вопросы касаются транзита газа вне России (речь идёт об условиях транзита российского газа через Восточную Европу, причём неприсоединение к Протоколу ставит Россию в худшие условия в этом вопросе, чем любой из дискутируемых вариантов). По сообщениям ряда СМИ, отказ от ратификации ДЭХ отражает позицию «Газпрома», руководство которого отрицательно относится к Энергохартии в целом.

Ратификация ДЭХ позволила бы приобрести правовые инструменты влияния на энергетических партнеров России (включая Украину), привлекать больше инвестиций и рассматривать Россию как надёжную транзитную территорию. С другой стороны, ратификация ДЭХ означала бы принятия на себя юридических обязательств перед партнерами (ДЭХ не требует принятия новых обязательств, но декларирует правовое закрепление и неухудшение существующих условий).

Вопреки утверждениям некоторых СМИ, документы Энергетической хартии не регулируют и никак не влияют на тарифы на прокачку газа, добываемого в России, и не требуют доступа кого-либо к транзиту среднеазиатского газа.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home