Теория рационального выбора

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

В 80-90-е годы XX в. в социальных науках массовое применение получил подход, получивший название теории рационального выбора. Широкое распространение получил он в социологии США, скандинавских стран, Японии. Этот подход претендует на достоверность в прогнозировании поведения индивидов и групп. У него появились поклонники и решительные критики. Претензии сторонников "рационального выбора" на то, чтобы вообще заменить им социологическую теорию, вызывают острую полемику.

Что же представляет собой эта парадигма? В общем виде, сущность подхода, предлагаемого теорией рационального выбора, состоит в том, что социальная среда, социальная ситуация структурируют альтернативы, стоящие перед акторами (индивидами или группами), и оказывают решающее влияние на принимаемые ими решения. При этом стратегии избранного поведения объясняются преимущественно с помощью ограничений и возможностей в рамках осуществления выбора конкретной стратегии. Ведущие авторы трудов, основанных на теории рационального выбора, А. Даунс, М. Олсон, Г. Беккер, Д. Коулмен развивают подход, постулирующий, что индивид должен делать, если действует рационально. Теоретики рационального выбора развивают экономические и социологические теории, их цель - объяснить и предсказать поведенческие образцы действий индивидов и групп.

Основными положениями "рационального выбора" являются допущение интенциональности и рациональности; различение между "полной" и "неполной" информацией, в последнем случае, между "риском" и "неопределенностью"; различение "стратегических" и "параметрических" действий. Интенциональные объяснения не просто полагают, что индивид действует намеренно; они, скорее, объясняют социальные практики, обращаясь к соответствующим верованиям и пожеланиям индивидов. В противовес функционалистским способам объяснений неожидаемые эффекты социальных практик не используются при объяснении устойчивости этих самых практик. Особое внимание уделяют теоретики рационального выбора двум типам негативных неожидаемых последствий или "социальных противоречий": контрзавершенность и субоптимальность. Контрзавершенность связывается с "провалом композиции", которая происходит всякий раз, когда люди действуют в соответствии с ошибочным допущением о том, что оптимальное для любого индивида в конкретной ситуации - одновременно с необходимостью оптимально для всех индивидов в этой ситуации. Субоптимальность относится к индивидам, которые в условиях взаимозависимых выборов избирают конкретную стратегию, осознавая, что другие индивиды делают то же самое, и, осознавая также, что каждый может приобрести как минимум столько же, если будет принята другая стратегия. Теории рационального выбора объясняют рациональность как подобщность интенциональных объяснений, они атрибутируют, как предполагает название, рациональность в социальных действиях. Под рациональностью подразумевается, грубо говоря, что, действуя и взаимодействуя, индивид имеет план и стремится максимизировать совокупность удовлетворенностей своих предпочтений, одновременно минимизируя возможные расходы. Таким образом, рациональность предполагает "допущение связанности", которое утверждает, что вовлеченный индивид имеет полный "порядок предпочтений" относительно различных опций. Отталкиваясь от этих порядков предпочтений, обществоведы могут говорить об утилитарной функции, которая присваивает номер каждой опции в соответствии с ее рангом в рамках порядка предпочтений. Объяснения рационального выбора связывают индивидуальное поведение с субъективными верованиями и предпочтениями индивида, а не с объективными условиями и возможностями, стоящими перед ним. Таким образом, кто-то может действовать рационально, опираясь на ложные верования, что противостоит лучшим способам достижения чьих-то целей или желаний. Однако, чтобы назвать кого-то рациональным, он/она должны собрать в рамках границ возможного достаточно информации, чтобы его/ее верования были обоснованными. Бесконечный сбор информации может быть признаком иррациональности, особенно, если ситуация является чрезвычайной. Например, в условиях непосредственной военной атаки длительное изучение возможных действий будет иметь роковые последствия. Подводя итоги анализа методологического подхода, называющего себя "рациональным выбором", следует отметить, что эта парадигма открыла определенные новые возможности для более высокого качественного решения определенного круга социальных проблем. Однако универсалистские претензии отдельных экстремистски настроенных теоретиков этого направления на полную замену социологии "рациональным выбором" явно входят в разряд "детских болезней" переоценки собственной значимости и возможностей.


Литература

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home