Наими

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

ФАЗЛУЛЛАХ НАИМИ (ФАЗЛ)

Наими Шах Фазлуллах ибн абу Мухаммед Тебризи (Фазл) является основоположником хуруфизма - еретического философско-религиозного течения и одним из крупнейших суфиев Азербайджана. Хуруфизм провозглашается Фазлом в Азербайджане в конце XIV века и отсюда распространяется в Турцию, Иран, Ирак, Сирию и другие страны мусульманского Востока. Особенно популярно это учение было среди тюркских народов. Об этом пишет Шамсаддин Мухаммед ибн Абу-ур-Рахман Сохави (XV век) в книге "Яркие лучи среди людей IX в.": "Низами Абу-аль-Фазль Астрабади Аджеми, по имени Абу-ур-Рахман был очень образованным человеком, сведущим в поэзии и прозе, участвовал в специально для него устроенных меджлисах в Гилане, Самарканде и др. городах. Хуруфиты были аскетичными людьми, ходили в белых войлочных шапках и секта эта, имевшая широкое распространение и многочисленных последователей, отравила своей ересью многих чагатайцев и другие неарабские народы". Хуруфиты ("буквенники" от арабского слова хуруф - буква), как пишет Э.А.Ахмедов считали, что "мир и человек - результат последовательных эманаций божества Мирового разума, Мировой души, Праматери, Пространства, Времени. Божественное начало, наполнявшее собой всю Вселенную, особенно полно отражено в человеке, сотворенным богом по своему образу и подобию. Жизнь вселенной, история человечества представляет собой циклическое круговращение. Каждый цикл, состоящий из семи кругов, начинается с появления Адама и завершается "страшным судом"… Буквы арабского алфавита, расчеты, основанные на использовании их численных значений, служили у хуруфитов мистическими знаками, символами циклов мирового круговращения. За основу, исток бытия вещей они брали слова, буквы, числа, которые, будучи изречены Аллахом через Коран и в Коране, стали материей для мира". Отсюда возникает хуруфистская идея о проявлении бога в человеке через слово бога в Коране. Биографических сведений о Наими известно очень немного. Наиболее полные и достоверные сведения о Наими исследователи находят в его же произведениях и в произведениях некоторых его сподвижников. Шах Фазлуллах родился в 1339/40 году. Он получает хорошее образование, но долго не может найти свое место в жизни. Было время, когда ему приходилось зарабатывать на хлеб пошивом папах. Однако любовь к науке побеждает, и он как это было принято в те времена, отправляется путешествовать в поисках знаний. Известно, что в 1369 году он находился в Исфагане, затем побывал в Мекке, Нишапуре, Хорасане, Ираке, Азербайджане, Средней Азии. В Ширване он попадает в тюрьму, где пишет свое знаменитое "Джавидан-намэ" ("Книга о вечности"), или "Джавидан-е Кабир" ("Великая вечность"), почитаемая его сподвижниками, как Коран хуруфизма. Много биографических сведений содержит его труд "Наум-намэ". В нем Наими пишет о своих бесконечных скитаниях по странам мусульманского Востока от Сирии до Средней Азии, приводит имена людей, с которыми он встречался в пути и названия городов Баку, Нишапур, Тогчи, Джазире, Бурджерд, Мазандаран, Хорезм, Дамаган, Суфиян, Баги Суфиян и др., в которых ему довелось побывать. В основном же Фазл в ней описывает свои сны, которые он якобы видел за последние 30 лет жизни. Содержания снов служат базой для доказательства святости Фазла с одной стороны, и являются пророчествами, которым должны следовать его последователи. Он призывает своих приверженцев, ссылаясь на пророческие сны, к восстаниям: "… я видел, что в руках у меня был сверкающий меч, на котором некий астроном, согласно своей науке, написал, что будет несколько восстаний. После слова восстание несколько раз было написано слово Фазл, который был из Астарабада, и он (меч) был в моих руках". Вещий сон призывает хуруфитов к борьбе даже в случае физической гибели Фазла от руки Тимура. Призывает считать его вечно живым: "В месяце джума-ди-аль-ула, в среду, ночь в городе Бруджерде ч во сне видел, что хромой человек одного человека отправил за мной для того, чтобы он меня привел на казнь… я видел, что он в конце концов меня привел и убил, но я видел, что я жив. Верно. Верно". Здесь же он описывает историю "пробуждения" Фазла, историю обнародования им своего учения. Фазлуллах пишет, что произошло это так. Умирающий странствующий дервиш призывает Фазла к себе и извещает его о наступлении время для оповещения мира о его учении. Выполняя напутствие странника, Фазл собирает вокруг себя девять сторонников и раскрывает им сокрытые до сих пор от всех тайны его учения. Наиболее близкими среди них были четверо. В книге "Данишмандане-Азербайджан" Мухаммеда Али Тарбиййата приводятся стихи, в которых называются их имена:

Посвященными в его тайны друзьями (были) Меджид, Махмуд, Камал Хашеми, Бу-л-Хасана считай четвертым, если вновь встретишь его, Ибо им он завещал эту книгу.

Большинство средневековых авторов сходится в мысли, что Фазл свое учение раскрыл в столице Азербайджана - Тебризе, приблизительно в 1386 году. Хуруфиты называют Азербайджан "Сарзамин-е-рестахиз" ("Место пробуждения"). Один из самых верных последователей Фазла Али-уль-Ала в своей книге "Кюрси-намэ" пишет о роли Азербайджана в зарождении хуруфизма:

Солнце единства любимого Фазла, Так как впервые взошло в Азербайджане, Она одна из благословенных стран, Поэтому в ней засияло солнце смысла. Эта страна благословенна от бога, (Она) алтарь пророков и святых.

До этого Наими увлекается суфизмом и является последователем известного суфия Шейха Шибли. Большое место в жизни Наими занимает Баку, где он создает центр хуруфитского движения. Как следует из произведения "Гийамат-намэ" Али-уль-Ала последователей этот, своего рода штаб, продолжал действовать и после выезда Фазла из Баку:

Как донесся глас со стороны Баку, Встань, кумир, и возрадуйся (хлопай в ладоши), Это место пребывания нашего возлюбленного, Хотя он ушел, место его сохранилось.

В Баку и в Азербайджане были написаны основные произведения Фазла, в том числе "Джавидан-намэ" ("Книга о вечности") или "Джавидан-е Кабир" ("Великая вечность"), "Васиййет-намэ" ("Завещание"). Кроме того, известны его работы "Махаббат-намэ" ("Книга о любви"), "Арт-намэ" ("Книга о троне"), "Искендер-намэ" ("Книга об Искендере") и другие. Последний свой труд "Васиййет-намэ" Наими пишет тоже в Азербайджане перед казнью. Один из современников Наими пишет, что "Фазлуллах ибн Мухаммед Тебризи является одним из еретиков, который создал отшельническую секту и на основе своего лжеучения организовал партию, известную как хуруфистская. Он хотел привлечь Тимура к своей ереси, но тот не согласился и дал приказ о его казни. Казнил Фазла Мираншах - сын Тимура". Произошло это печальное событие в 1401 году в крепости Алинджа в Нахчивани. Некоторые исследователи считают, что Тимур специально выбрал местом казни Фазла эту крепость, так как она прославилась своим сопротивлением Тимуридам и постоянными антитимуридскими выступлениями. Там же Наими был похоронен. Могила его с надгробным камнем сохранилась до наших дней.


З. Кули-заде. Хуруфизм и его представители в Азербайджане. "Элм". Баку-1970. Э.А.Ахмедов. Арабо-мусульманская философия средневековья. "Маариф". Баку-1980.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home