Паровоз ЭШ

Паровоз ЭШ — товарный паровоз, производившийся в Швеции c 1922 по 1924 годы для нужд железных дорог Советской Республики.

История паровоза

Эта статья должна быть полностью переписана.
На странице обсуждения могут быть пояснения.

Сокращение выпуска паровозов во время войны 1914—1918 гг. и в послевоенный период в 1919—1920 гг., отсутствие металла для ремонта паровозов резко ухудшили состояние локомотивного парка молодой Советской Республики. Поэтому в 1920 г. советское правительство решило заказать на зарубежных заводах большую партию грузовых паровозов для немедленного пополнения локомотивного парка. Это было тем более необходимо, что до восстановления металлургической промышленности не представлялось возможным быстро увеличить выпуск собственных паровозов.

Первоначально предполагалось заказать 1000 паровозов шведскому акционерному обществу Нидквист и Гольм; 100 из них должны были быть выполнены по типу паровозов 0-5-0 серии К шведских железных дорог, но с увеличенной до 4 м² площадью колосниковой решетки, остальные 900 — по типу, более соответствующему эксплуатационным условиям отечественных железных дорог. Однако в дальнейшем было решено заказать в Швеции 500 паровозов серии Э по чертежам Луганского завода (издания 1917 г.). Одновременно был выдан заказ германским заводам на постройку 700 паровозов серии Э, причем их решили строить по несколько измененным чертежам с учетом опыта, накопленного при работе с паровозами серии Э, условий перевозки паровозов по колее 1435 мм к портам или границе нашей страны и особенностей оборудования германских паровозостроительных заводов. При этом все основные размеры паровоза типа 0-5-0 серии Э сохранялись.

Для решения всех вопросов, связанных с заказами для железных дорог подвижного состава (паровозов и вагонов), запасных частей и оборудования, была создана Российская железнодорожная миссия. Руководство работой Миссии в соответствии с «Наказом», принятым Совнаркомом 4 февраля 1922 г. и подписанным В. И. Лениным, было поручено профессору Ю. В. Ломоносову, который именовался Уполномоченным Совета Народных Комиссаров по железнодорожным заказам за границей. Окончательная разработка чертежей для новых паровозов производилась на заводе Геншель в Касселе под руководством и наблюдением советских инженеров из Российской железнодорожной миссии: В. Н. Френа, В. П. Любимова, В. Б. Меделя, Н. А. Добровольского; последние двое впоследствии стали известными специалистами по электровозам и тепловозам.

В это время шведский завод Нидквист и Гольм (сокращенно Нохаб) в городе Тролльхеттане уже начал строить локомотивы. Первые 15 паровозов этого завода (ЭШ4001 — ЭШ4015) были выполнены целиком по чертежам Луганского завода. Следующие 100 паровозов (ЭШ4016 — ЭШ4115) были сделаны с некоторыми изменениями, внесенными на заводе Геншель, остальные паровозы (ЭШ4116 — ЭШ4497 и ЭШ4500) — полностью по принятым Российской железнодорожной миссией чертежам. Изготовление последнего паровоза было закончено 15 декабря 1924 г.

Два паровоза, построенные заводом Нидквист и Гольм в 1922 г., были снабжены прямоточными машинами Штумпфа и конусами с эжекцией, при которых выпуск пара из одного цилиндра понижал давление пара при выпуске из другого. Эти паровозы получили наименование серии ЭМШ (№ 4498 и 4499).

Если в Швеции паровозы строил только один завод, то германские заводы, объединившись в союз паровозостроительных заводов (Локо-фербант) при поддержке германских профсоюзных организаций, приняли заказ на паровозы с условием разделения его между 19-ю заводами, часть из которых начала заниматься паровозостроением впервые.

Паровозам постройки германских заводов была присвоена серия ЭГ и номера 5000 - 5699 (рис. 4.1 и 4.2). Первый паровоз серии ЭГ был выпущен 30 июля 1921 г. заводом Геншель, последний — 14 марта 1923 г. заводом Вольф (построен в конце 1922 г.).

На первых 100 паровозах серии ЭГ и на 150 паровозах серии ЭШ из-за недостатка в то время меди на заводах огневые коробки были выполнены стальными, на остальных же паровозах серий ЭГ и ЭШ — медными.

Для максимальной однотипности деталей паровозов, строившихся на разных заводах, по предложению Российской железнодорожной миссии были изготовлены и разосланы всем заводам наборы калибров, с помощью которых проверялись размеры частей, связанных со сборкой без подгоночных работ. Затем на заводе Борзиг был собран паровоз ЭГ5616 из частей, изготовленных на 19 германских и одном шведском заводах. Этот единственный в мире опыт послужил школой не только для отечественных, но и для заграничных заводов. По сравнению с паровозами серии Э у паровозов серий ЭГ и Эш немного уменьшилась поверхность нагрева (газовая) пароперегревателя — на 1 м2.

Большинство паровозов серий ЭГ и ЭШ в собранном виде перевозились в порты Петрограда, Ревеля (Таллина), Риги и Виндавы (Вентспилса). В Германии портом отправлениябыл Гамбург, в Швеции — сначала Ландскруна, а с июля 1922 г.- Тролльхеттан. Первые 18 паровозов серии ЭШтранспортировались по колее 1435 мм от Тролль-хеттана до Торнио (шведско-финляндская граница) на колесных парах или, как тогда их называли, полускатах колеи 1435 мм, а затем по колее 1524 мм через Выборг до Петрограда; котлы паровозов перевозились на платформах из-за ограничений по габаритам и нагрузке на рельсы.

Чтобы приспособить паровозы серии ЭГ для транспортировки на специальных буксах и колесных парах по колее 1435 мм (от заводов до Гамбурга), расстояние между рамами было уменьшено до 1230 мм против 1260 мм у паровозов серии Э, а для сохранения расстояния между осями цилиндров и взаимозаменяемости цилиндров паровозов серий ЭГ и Э между фланцем цилиндра и рамой были проложены прокладки толщиной по 15 мм. Порядок размещения и крепления паровозов на пароходах был установлен при консультации виднейшего русского кораблестроителя академика А. Н. Крылова.

Паровоз ЭГ5570 после изготовления был испытан на временной русской катковой станции в Эсслингене, что позволило получить все основные тяговые и теплотехнические характеристики локомотива.

В 1923—1924 гг. на участке Сызрань-Базарная Московско-Казанской железной дороги были испытаны водоподогреватели, установленные на паровозах ЭШ4493, ЭШ4494 (водоподогреватели смешения типа Вартингтона производительностью 12,1 — 14,8 т воды в час) и ЭШ4495 (водо-подогреватель поверхностного типа Кнорра); одновременно на участках Москва-Сортировочная — Рязань и Москва-Сортировочная — Муром Московско-Казанской железной дороги испытывали паровоз ЭГ5025 с водоподогре-вателем смешения Вира. Эти водоподогреватели давали возможность экономить до 10 % топлива (данные инженера Р. П. Гриненко), но дальнейшего распространения не получили.

В 1929 г. в топке паровоза № 4041 Московско-Казанской железной дороги были установлены два термосифона для проверки их эффективности. В этот период на дорогах США работало несколько тысяч паровозов, оборудованных термосифонами, и по рекламным сообщениям технических журналов данные устройства якобы значительно повышали коэффициент полезного действия котла. При испытаниях же паровоза ЭШ4041 было выявлено, что коэффициент полезного действия котла при термосифонах увеличился всего на 1 %, но в то же время температура перегретого пара снизилась в среднем на 25 °C, а влажность пара возросла на 2 - 3 %. Опыт эксплуатации также не подтвердил преимущества термосифонов; паровоз ЭШ4041 расходовал такое же количество топлива, как и работавший с ним в одинаковых условиях паровоз ЭШ4027, не имевший термосифонов.

Паровозы серий ЭГ и ЭШ вместе с паровозами серии Э долгие годы работали на многих железных дорогах. В 1939—1940 гг. их можно было видеть на 37 из 43 существовавших тогда железных дорог.

Большую роль эти паровозы сыграли в перевозках во время Великой Отечественной войны. Паровоз ЭШ4375, водивший по Дороге жизни составы в блокадный Ленинград, поставлен на вечную стоянку у Ладожского озера.

Источники

  • Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845—1955), М.:Транспорт, 1995. ISBN 5-277-00821-7
Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home