Эстонская мифология

Эстонская мифология — Несмотря на близкое родство Э. мифологии с мифологией финской, древние эстонские верования возможно восстановить благодаря эпическим произведениям, в которых главное место занимает поэма Kalevipoeg (см. Калевипоег). Верховным божеством древних эстов является Jumala. Укко (дедушка) у эстов во всех отношениях отожествляется с Taara (Toro, Tarapüt и т. п.), богом грома (не имеющим ничего общего с немецким Тором), отчасти богом войны, управителем солнца; поклонение ему совершалось в лесу, под звуки волынки (Torapil) — инструмента, ему посвященного. Высший бог не исключительно один управляет миром, но совместно со своим потомством. В Kalevipoeg встречаются следы почитания небесных светил. Видеман утверждает, что еще теперь существует взгляд, по которому солнце и луна — живые существа, борющиеся с чудовищами и проч. («Aus dem inner, u. auss. Leben der Ehsten»). К числу земных богов относится Rugutaja, бог ветра, Tulu ema — мать ветра. Доныне живет в народе вера в злого лесного духа Metsa isa, Metsik’a, имеющего власть над скотом, в честь которого весной совершаются празднества с песнями и циническими плясками. Царство водяных божеств у эстов достигло меньшего развития, чем у финнов. Море — источник всех благ и богатств; Ahti, бог моря, — богаче всех существ; он требует себе в дань людей и дает за это богатый улов. Профессор В. Ф. Миллер видит в боге Ahti и Ванемуйне прототипы наших былинных Садко и морского царя («Очерки русской народной словесности», М., 1897). Эстонский мир духов завершает целый ряд второстепенных существ: 1) русалки (Näkk), мужского и женского пола, увлекающие купающихся в водоворот и обладающие способностью превращаться в различных животных; 2) подземные духи (maa allused), властители металлов, сковавшие корону змеиному царю; 3) домовые; 4) блуждающие души, не попадающие ни в ад, ни в рай, и т. п. Воззрения на загробную жизнь у эстов развиты сильнее, чем у финнов. По древнему верованию, души умерших покоятся на месте их погребения. Загробный мир состоит из двух царств: небесного и земного. Небесное жилище находится в лоне «дедушки», куда попал герой Kalevipoeg, созерцая богов в вечной радости и счастье. Царство смерти, Manala или Tuonela — место, окруженное со всех сторон ужасной рекой, совершенно схожее с землей, с лесами, полями и горами, но лишь в страшном виде, заселенное хищными, дикими зверями. Владыка загробного мира — ни добрый, ни злой Tuoni. Э. эпос подробно описывает похождения Kalewipoeg’a по царству мрака. Э. мифология не знала борьбы между добром и злом. Крейцвальд записал космогоническую сагу, в которой «дедушка», творец мира и героев Ванемуйне, Ильмаринена и Леммекюне, говорит, что он не может уничтожить зло, которое есть мера добра («Ueber die relig. Vorstellungen des alten Volkes in Liv. u. Ehstland»). С другой стороны, властитель загробного мира совершенно не касается злых существ. Вследствие этого древний эст не чувствовал своей зависимости от высших сил.


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home