Добровольный флот

Добровольный флот — российское и советское морское судоходное общество, основанное на добровольные пожертвования в 1878 году, в 1925 году включённое в состав Совторгфлота.

История

Начало Добровольного флота относится к 1878 году, когда, ввиду угрожавшей войны, правлением Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству, в Москве, была впервые подана мысль о приобретении быстроходных пароходов и возбуждено ходатайство открыть для того повсеместно подписку. 11 апреля 1878 года разрешено учредить комитет по устройству Добровольного флота на жертвуемые для этой цели суммы. Вслед за этим было напечатано приглашение к пожертвованиям, которые, в размере от копеек до ста тысяч рублей, стали поступать очень быстро; общая сумма их к 20 сентября достигла 3 млн. рублей с лишним. Деньги эти были употреблены на покупку первых трех океанских пароходов: «Россия», «Москва» и «Петербург», вместимостью около 3 тыс. тонн каждый, приобретенных у Гамбургско-американского акционерного общества в Гамбурге. Они были приняты в состав военного флота, но, по миновании опасности общеевропейской войны, вновь переданы комитету, который употребил их на перевозку российских войск из Турции на родину. Эта первая операция пароходов Добровольного флота была выполнена успешно, что засвидетельствовано собственноручной резолюцией императора Александра III: «Спасибо за хорошее начало».

Дальнейшая деятельность первых пароходов Добровольного флота и вновь приобретенных — за незначительным перерывом в 18801881 годах, когда пароходы «Москва», «Петербург» и «Владивосток» вошли в состав Тихоокеанской эскадры адмирала Лесовского, ввиду политических затруднений с Китаем — до начала XX века имеет характер чисто коммерческий: перевозка ссыльных на Сахалин и доставка военных и иных грузов во Владивосток и обратно. В 1883 году управление флотом передано морскому министерству, а 24 февраля 1886 года императором утверждено «Временное положение о Добровольном флоте», в котором указывается цель его — содержать срочное и почтовое товарно-пассажирское сообщение между Одессой и портами Восточного океана и вообще содействовать развитию отечественной торговли. В том же положении управление делами Добровольного флота поручено комитету, состоящему из председателя и двух членов от морского ведомства, одного члена от министерства финансов и представителя государственного контроля, без решающего голоса. Комитет непосредственно подчинен управляющему морским министерством, а ближайшее заведование делами флота возложено на особого инспектора. В 1892 году истёк 6-летний срок этого положения, и тогда же Высочайше утверждено новое временное положение, на 10 лет, причем возложена на комитет обязанность в течение этого десятилетия завести 4 новых быстроходных и 2 транспортных парохода. С 1885 года Добровольный флот получает ежегодную субсидию из государственного казначейства, а с 1888 года, на пять лет, добавочную субсидию на содержание срочного пароходства между Владивостоком и портами Камчатского и Охотского морей. Помимо главной линии Одесса — Владивосток, в 1891 году Добровольным флотом открыта еще новая линия — Одесса—Санкт-Петербург.

За отчётный год до 1 января 1893 года приход значился:

За фрахт

2332178 р.

Пособие от казны

615000 р.

Разных доходов

81816 р.

Итого

3028994 р.

Расход исчислен в 2175354 руб.; таким образом, чистая прибыль за 1892 год равнялась 853640 руб., из которой в запасной капитал отчислено 506 724 руб. По балансовой ведомости к тому же 1 января 1893 года, актив значится в 7 124 395 руб., а пассив — в 6 270 755 руб. Общий капитал, пожертвованный к тому же времени, равнялся 4 149 704 рублям.

У Добровольного флота случались и потери: в 1882 году пароход «Москва» разбился на африканском берегу, у мыса Раз-Гафун, в 1887 году пароход «Кострома» погиб у пустынного берега Сахалина, в туман, ночью, и в 1893 году пароход «Владивосток» разбился о камни Сивучей, близ Императорской гавани на восточном побережье в Тихом океане. Во всех этих трех случаях пассажиры и экипаж были спасены, а пароходы заменены вновь приобретенными, носящими те же названия.

В 1893 году Добровольный флот состоит из восьми пароходов: «Россия», «Москва», «Кострома», «Нижний Новгород», «Орел», «Саратов», «Ярославль» и «Тамбов»; в сумме они имели 60 591 тонну водоизмещения и представляли стоимость около 7 млн. руб. Из числа этих пароходов последние четыре — постройки 1890—92 гг.; пароходы же «Орел» и «Саратов», длиной около 400 фт., водоизмещением около 8000 тонн, стоимостью в 1,25 млн. руб. первый и в 1,621 млн. руб. второй, с машинами в 10 тыс. индикаторных сил каждый и с ходом около 19 узлов, могут соперничать с лучшими вспомогательными крейсерами Англии и других морских наций. Принося большую пользу правительству содержанием правильного сообщения с отдаленным Востоком, обратными рейсами с которого доставлялось в Россию огромное количество чая, Добровольный флот, как учреждение некоммерческое, всю получаемую им выгоду употреблял на покупку новых пароходов, имея при этом в виду возможную их службу как военных крейсеров. На случай войны Добровольный флот являлся, таким образом, действительным резервом, как судов транспортных, так и военных крейсеров.

Во время Русско-японской войны суда Добровольного флота обеспечивали деятельность 2-й Тихоокеанской эскадры, а также помогали досматривать суда нейтральных государств. Во время Первой мировой войны суда Доброфлота опять были мобилизованы. После революции, интервенции и гражданской войны многие суда оказались в других государствах, и Советское правительство добивалось их возвращения через суд. В 1922 году Добровольный флот был возрождён. В 1925 году был включён в состав Совторгфлота.

См. также

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home