Ленинградский государственный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова

Завод № 174 имени К. Е. Ворошилова — танковый завод.

Содержание

История

Образован в 1932 г., когда танковое производство и опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) Ленинградского завода «Большевик» были преобразованы в «Ленинградский государственный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова»

В 1933 ОКМО был выделен из состава завода № 174 и образован «Ленинградский завод опытного машиностроения № 185 имени С. М. Кирова».

В 1940 завод № 185 на правах отдела Главного конструктора объединён с заводом № 174.

С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован — в 1941 в г. Чкалов (г. Оренбург) для выпуска танков Т-50, а затем в г. Омск (март 1942). Часть производств была эвакуирована в Нижний Тагил и Барнаул.

Распоряжением Правительства СССР № 890 от 21 марта 1958 отдел Главного конструктора завода № 174 («наследник» завода № 185 и ОКМО) преобразован в самостоятельное специализированное Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) ОКБ-174, в настоящее время ФГУП КБТМ.

Производство танков на заводе

Первоначально на заводе производился лёгкий танк Т-26. В общей сложности за 10 лет серийного производства с 1931 по 1941 год изготовлено 11 208 танков Т-26 всех типов (по другим источникам, 11218).

В 1940 военное руководство издало приказ двум Ленинградским заводам — Кировскому и заводу № 174 срочно создать танк весом около 14 т, вооруженный 45-мм пушкой и защищенный противоснарядной броней умеренной толщины. Поначалу этот танк числился под маркой Т-126СП (СП — сопровождение пехоты). Опытные образцы его были созданы в конце 1940 г. и успешно испытаны. Предпочтение отдали танку завода № 174. Несколько позднее, в апреле 1940 г. было издано постановление о принятии его на вооружение Красной Армии и о постановке в производство на заводе № 174 под индексом Т-50.

C 1941 предполагалось перевести завод на производство танка Т-50, в связи с чем производство танка Т-26 должно было быть прекращено с 1 января 1941. Однако с производством танка Т-50 возникли проблемы, до начала Великой Отечественной войны завод № 174 не выпустил ни одного серийного танка этого типа и фактически продолжал выпускать Т-26. Наиболее серьезные трудности возникли с освоением дизельного двигателя В-4 (харьковский завод № 75).

6 февраля 1942 в соответствии с решением ГКО производство Т-50 и двигателей к ним было прекращено. Завод № 174 в Омске, выпустив 15 танков в 1942 году, перешел на производство T-34. За период с 1942 по 1946 годы было изготовлено более 6900 танков типа Т-34.

Выпуск танков на заводе № 174 с 1 июля 1941 по 1 июня 1945
Марка танка Год выпуска
1941 1942 1943 1944 1945 Всего
Т-26 (в Ленинграде) 116 116
Т-50 (в Ленинграде) 60 75
Т-50 (в Омске) 15
Т-34-76 (в Омске) 417 1347 1163 2927
Т-34-85 (в Омске) 1000 865 1865
Выпуск огнемётных танков на заводе № 174 в годы Великой Отечественной войны
Марка танка Год выпуска
1941 1942 1943 1944 1945 Всего
ОТ-130 (ОТ-133) (в Ленинграде) несколько десятков выпущены в сентябре-октябре из имеющихся заделов Несколько десятков
ОТ-34-76 (в Омске) 159, из них один танк с огнемётом АТО-41, остальные с огнемётом АТО-42, из которых 71 танк с радиостанцией 331 490
ОТ-34-85 (в Омске) 30 155 185
Себестоимость танков Т-34 в военное время на заводе № 174
1941 1942 1943 1944 1945
312700 210700 177800 171000

Также на заводе были разработаны и выпускались химические (огнемётные танки) ХТ-26, ХТ-130, ХТ-133, ХТ-134.

Инженерно-конструкторский и руководящий состав завода

С 1932, после выделения завода из состава завода «Большевик» директором был назначен Константин Карлович Сиркен. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны: танкетка Т-23, 37-мм самоходные артиллерийские установки на базе танкетки Т-27, проекты тяжёлого танка и лафет-танка системы Сиркена-Шаврова. В годы Великой Отечественной войны им был разработан проект оригинального танкового противоминного каткового трала, допускающего маневрирование танка-тральщика на минном поле.

В 19371938 директором завода был Николай Степанович Казаков.

С 1945 по 1947 главным инженером, директором завода был Дмитрий Ефимович Васильев.

C 1932 по 1933 Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО) возглавлял Николай Всеволодович Барыков (до выделения завода № 185 из состава завода «Большевик» он с 1930 возглавлял ОКМО на этом заводе). В это же время в ОКМО работал Иван Никанорович Алексенко и Семён Александрович Гинзбург.

Разработку танка СП (позднее Т-50) в 1940 возглавлял Л. С. Троянов, с 1941 он же работал заместителем главного конструктора завода.

С 1941 по 1946 заместителем главного конструктора завода был Иван Степанович Бушнев, под его руководством в 1941 был разработан и поставлен на производство лёгкий танк Т-50, а с 1942 — средний танк Т-34 (до 1944 — Т-34-76, затем Т-34-85). С 1946 по декабрь 1954 он же был главным конструктором завода в Омске, где поставил на серийное производство танк Т-54, а также возглавил разработку самоходных установок СУ-122 и ЗСУ-57-2 на базе танка Т-54 и тягача БТС-2.

С 1940 по 1944 главным конструктором завода (начальником конструкторского бюро) был Григорий Васильевич Гудков (руководил конструкторским сопровождением производства танка Т-34-76 и самоходной установки СУ-100).

В 1940 начальником отдела в КБ завода работал Семён Александрович Гинзбург.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home