Ислам

Исла́м (араб. الإسلام, al-Islām, «покорность [воле Бога]»), является монотеистической верой, одной из авраамических религий. Возник в VII в. н. э. в Хиджазе (Западная Аравия). Приверженцы этой религии называются мусульманами (от слова араб. مسلم, муслим, «покорный»). Ислам — самая быстрорастущая, вторая по численности религия мира, каждый пятый житель Земли является мусульманином.[Источник?] Ислам признаёт Мухаммада посланником единого Бога (Аллаха).

Содержание

Священные книги

Коран — основная священная книга мусульман, однако боговдохновенными также признаются Таурат Мусы, Забур Дауда и Инджиль Исы. Поэтому иудеи и христиане считаются не язычниками, с которыми надо вести джихад, а людьми Писания. Исключением являются случаи агрессии со стороны людей Писания.

См. также Священное Писание в исламе

Столпы Ислама

Пророк Мухаммад говорил, что Ислам покоится на пяти столпах:

  • Шахада (свидетельство): Нет Бога, кроме Аллаха (Ля иллаhа илля Ллаhу) и Мухаммад пророк его (ва Мухаммадун расуль уль-Ллаhи);
  • Салят (намаз, молитва);
  • Сыям — пост в месяц рамадан;
  • Закят — милостыня в пользу бедных;
  • Хаджж — паломничество в Мекку.

Иман, или вера, включает:

Исламская этико-правовая система называется шариатом, она основывается на Коране, Сунне (совокупность общепризнанных хадисов) и общем согласии мусульманских богословов (иджма). В качестве вспомогательных могут рассматриваться кыяс (умозаключение по аналогии), а также иджтихад (собственное мнение образованного мусульманина). Человеческие поступки могут быть разделены на три типа: харам (запретное), халяль (разрешённое) и фард (обязательное).

Джихад

Ислам критикует христианство за излишний аскетизм и невнимание к материальному миру. Вместо монашества правоверным предписан джихад — активная борьба со злом в окружающем обществе. Слово "джихад" переводится на русский язык как «усилие». Политик, военачальник, ученый, торговец, совершающие добрые дела в материальном мире, являются участниками джихада, муджахидами.

Если человек прикладывает свои духовные, физические и материальные возможности для распространения веры в Бога, то этот человек совершает джихад. Вместе с остальными ежедневными обязанностями, которые мусульманин совершает по предписанию Всевышнего Аллаха, джихад является для него отдельной обязанностью.

Согласно исламскому фикху (научному (доказательному, обоснованному) подходу к вопросам веры), существует два вида джихада:

  • Большой джихад - борьба внутренняя, с нафсом (Эго, Я) внутри каждого человека
  • Малый джихад - вооруженная борьба для возвышения слова Аллаха и отражения агрессии против Ислама и мусульман.

Трактовка джихада как исключительно вооружённой борьбы противоречит традиции, которая предписывает решать возникающие проблемы прежде всего мирным путем, хотя, в случае отказа мирно принять условия мусульман, допускается вооружённое вторжение.[Источник?]

Различные течения в мусульманстве

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в мусульманских странах отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

Сунниты

Cунниты являются самой большой по численности группой в исламе. По-арабски Ас-Сунна значит «принцип» или «путь». Мусульмане полагают, что в жизни, словах и изречениях пророка Мухаммада сосредоточено большое количество назидательных примеров, то есть верят в то, что он олицетворял собой человеческий идеал культуры, духовности и морали, стараются также использовать его слова на практике и делать всё, что делал он. Другими словами, идти его путём. Коран говорит о том, что Пророк Мухаммад — лучший пример для человека. Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.

Шииты

Признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммада (имамами) только Али и его потомков. От шиизма отпочковалось множество сект, которые впоследствии стали самостоятельными течениями в исламе и даже отдельными религиями. В первом случае это исмаилизм, алавизм,ахмедизм; во втором -друзская религия, бахаизм.

Суфизм и тарикат

В VIII-X веках в исламе возникло мистическое полумонашеское течение - суфизм (от слова «суфи» — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось как реакция на нравственное падение и отход от исламской морали в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов.

В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а занимались совершенствованием поклонения и поиском искренности (ихсан). Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (Бог — во всём мире, весь мир — проявление или эманация Бога) и тем самым удалялись от монотеизма, который дан в Коране. Суфии придавали особое значение медитациям на 99 имен Аллаха. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны салафитов, позднее у части суфиев наблюдается эволюция в сторону ортодоксального ислама. Последователи суфийского учения стали создавать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с Богом («тарикат» по-арабски означает "путь"). Под знаменем тариката вели, например, войну против русских на Кавказе имамы (Кази-Мулла, Шамиль). Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

Дервиши, хотя и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь, обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придаётся большое значение мистическому возгласу: «Ху!».

Хариджизм

Течение в Исламе, образовавшееся, после того, как Али ибн Абу Талиб заключил мирный договор с Муавией. Тогда группа его воинов выдвинула лозунг "нет власти, кроме как у Бога".[Источник?]Отрицают вечность Корана и подлинность 12 суры.[Источник?]

Страны, где ислам признан официальной религией

См. Исламские государства

Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, также существует огромное количество мусульман в Индонезии. Кроме того, имеется значительное количество мусульман в США, Китае, Европе, России, Индии и Южной Америке.

См. также

Литература

  • Коран
  • Сахих Бухари (сборник достоверных хадисов)
  • Токарев С. А. Религия в истории народов мира. — М.: Политиздат, 1965.
  • Muraqaba: Искусство и Наука Размышления Суфия (английский язык), Khwaja Shamsuddin Azeemi, Платон, 2005(ISBN 0975887548)

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home