Православие
В Википедии есть портал «Православие» |
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδόξια, букв. «правильное суждение») — направление в христианстве, оформившееся на основе греческой церкви Константинопольского патриархата, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры, Семь Вселенских соборов и святоотеческое предание.
Догматика
- Единосущие Лиц Святой Троицы (Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух) (против ариан)
- Богородица (Теотокос) Дева Мария (против несториан)
- Богочеловек Иисус Христос, в котором соприсутствовали две природы: божественная (против монофизитов) и человеческая, и две воли (против монофелитов)
- Иконопочитание (против иконоборцев)
- Принадлежность к Церкви (воцерковленность), достигаемая с помощью крещения и причащения.
- Монашество (лавры, скиты — во главе с архимандритами и игуменами)
- Посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский.
- Обожение (теозис) как цель человеческой жизни.
- Вера в ангелов и помощь святых.
- Иерархия:
- чёрное духовенство:
- архиереи: патриарх — митрополит — архиепископ — епископ
- монашествующие: архимандрит — игумен — иеромонах — иеродиакон — монах
- белое духовенство: протоиерей — иерей (священник) — диакон.
- чёрное духовенство:
История
- Православие возводит свои истоки к апостольским временам (I век). Выделение православия на фоне появляющихся ересей оформилось в II—III вв. н. э. Православие противопоставлялось гностицизму (противопоставляющему Новый Завет Ветхому) и арианству (отрицающему божество Иисуса Христа).
- 325 — Первый Вселенский Собор, утверждающий единосущие трех Лиц в едином Боге. Важную роль в этом сыграл Афанасий Великий.
- 381 — Второй Вселенский Собор — против ариан.
- 431 — Третий Вселенский Собор — догмат Богородицы
- 451 — Четвертый Вселенский Собор — догмат Богочеловека
- 553 — Пятый Вселенский Собор — осуждение монофизитов
- 681 — Шестой Вселенский Собор — осуждение монофелитов
- 787 — Седьмой Вселенский Собор — борьба за иконопочитание. Иоанн Дамаскин пишет «Точное изложение православной веры».
- В 842 по случаю окончательного восстановления иконопочитания составлен был в Константинополе чин Торжества Православия, совершаемый ежегодно в неделю Торжества православия (первое воскресенье Великого поста). Анафематизмы и догматические многолетия этого чина составляют формулу Православия как веры церкви (πιστις της εκκλησιας). Миссия Кирилла и Мефодия к славянам.
- 988 — крещение Руси.
- 1054 — размежевание православия и католицизма. Долгое время католицизм не противопоставлялся православию, а церковь считалась католической и ортодоксальной, что позже было заменено на соборную и православную.
- XIV век — распространение исихазма.
- 1453 — захват турками Константинополя — резиденции вселенского патриарха.
- XVI век — образование Русского патриархата — крупнейшего патриархата Православия.
- XVII век — раскол на сторонников вселенского (никониане) и национального православия (староверы).
- 1721—1917 — синодальный период Русской православной церкви. Во главе Русской православной церкви стоит обер-прокурор — светский чиновник.
- XIX век — волна расколов в балканских церквах, «ересь филетизма», когда патриархи становятся этнархами.
- ХХ век — раскол Русской православной церкви на сергиан, церковь за рубежом (1927), катакомбную церковь и обновленцев.
Православие и католицизм
- В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли католиков еретиками, исказившими Символ Веры (путём добавления Filioque), или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви. Католики, в свою очередь, однозначно считают православных схизматиками (раскольниками).
- Православные отрицают догмат о непогрешимости римского папы и его главенстве над всеми христианами.
- В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии
- Православные отрицают догмат о чистилище.
- Православные признают права светских властей (концепция симфонии духовной и светской властей).
Православие и протестантизм
Православие признает:
- Иконопочитание
- Монашество
- Посты
- Веру в святых
- Свободу выбора и содействие (синергия) воли человека и Бога в деле спасения (против предопределения реформатов).
Автокефальные православные церкви
Автокефалия (от греч. αὐτός — сам и греч. κεφαλή — голова) — самоуправление, административная независимость православных церквей.
- Константинопольская Православная Церковь (более 2 млн. чел.)
- Александрийская Православная Церковь (около 80 тыс. чел.)
- Антиохийская Православная Церковь (1 млн. 370 тыс. чел.)
- Иерусалимская Православная Церковь (50 тыс. чел.)
- Русская Православная Церковь (более 150 млн. чел.)[1]
- Грузинская Православная Церковь (2 млн. чел.)
- Сербская Православная Церковь (8 млн. чел.)
- Румынская Православная Церковь (16 млн. чел.)
- Болгарская Православная Церковь (около 6 млн. чел.)
- Кипрская Православная Церковь (420 тыс. чел.)
- Элладская (Греческая) Православная Церковь (около 8 млн. чел.)
- Албанская Православная Церковь
- Польская Православная Церковь (500 тыс. чел.)
- Чехословацкая Православная Церковь (более 150 тыс. чел.)
- Американская Православная Церковь (около 1 млн. чел.)
Православие распространено на Балканах среди греков и румын, а также восточно- и южнославянских народов, грузин и осетин.
Так например, каноническая территория Константинопольского Патриархата включает Турцию, Северную Грецию и некоторые острова Средиземного моря; Александрийской Церкви — всю Африку; Антиохийской — Сирию, Ливан и ряд других стран Ближнего Востока и Персидского залива; Иерусалимской — Израиль, Палестину и Иорданию. Каноническая территория Русской Православной Церкви включает православных верующих России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизстана, Таджикистана, Эстонии, Латвии и Литвы. Каноническая территория Сербской Церкви простирается на Сербию и ряд других стран, ранее входивших в СФРЮ. Каноническая территория Грузинской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Албанской и Польской Церквей, а также Церкви Чешских Земель и Словакии простирается на православных верующих соответствующих стран. Каноническая территория Элладской Церкви включает православных христиан Греции, за исключением ряда островов, которые входят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. При этом ряд Церквей (в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский Патриархаты) имеют епархии и приходы вне своей канонической территории, в так называемой «диаспоре»; другие же Церкви (например, Кипрская, Элладская, Албанская) таких приходов не имеют.
Автономные православные церкви
Существуют также автономные православные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской). Все мировое православие организовано в эти 15 автокефальных и 6 автономные церкви, что является особенностью именно православия.
- Синайская Православная Церковь
- Финляндская Православная Церковь
- Эстонская Православная Церковь
- Китайская Православная Церковь
- Японская Православная Церковь
- Украинская Православная Церковь
Неканонические православные церкви
Православные Церкви, непризнанные другими православными церквями.
- Белорусская Автокефальная Православная церковь
- Македонская Православная Церковь
- Черногорская Православная Церковь
- Украинская Автокефальная Православная церковь
- Украинская Православная Церковь (Киевский патриархат)
Расколы, ереси, секты
Название отделившийся организации с позиции оставшейся (основной) части.
Раскольники в Православии.
Православные Таинства
- Крещение — таинство рождения в новую жизнь со Христом
- Миропомазание — таинство приобщения к Церкви, печать Духа Святаго
- Причащение (Евхаристия)
- Венчание — таинство брака
- Священство (рукоположение, или хиротония)
- Елеосвящение (соборование)
- Покаяние (исповедь)
Различение семи таинств пришло из римо-католической Церкви после XVIII века, оформленное там при споре с протестантами. Однако традиция различения таинств от других священнодействий Церкви (постриг, отпевание, водоосвящение и пр.) прочно укрепилась в богословии.
Православное богослужение
Православные праздники
- Пасха
- Рождество Христово
- Вознесение Господне
- День Святой Троицы
- День Святого Духа
- Вход Господень в Иерусалим
- Преображение Господне
- Крещение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Сретение Господне
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Успение Богородицы
- Двунадесятые праздники
Литература
- «Сочинения» А. С. Хомякова (т. II, «Сочинения Богословские», М., 1876);
- «Историч. и критические опыты» проф. Н. И. Барсова (СПб., 1879; ст. «Новый метод»);
- статьи Овербека о значении православия по отношению к зап. вероисповеданиям («Христианское Чтение», 1868, II, 1882, 1883, 1 — 4 и др.) и «Православное Обозрение», (1869, 1, 1870, 1 — 8);
- Геттэ, «Основные начала православия» («Вера и Разум», 1884, 1, 1886, 1);
- архим. Федор, «О православии в отношении к современности» (СПб., 1861);
- прот. П. А. Смирнов, «О православии вообще и в частности по отношению к славянским народам» (СПб., 1893);
- «Собрание духовно-литературных трудов» прот. И. Яхонтова (т. II, СПб., 1890, статья «О православии российской церкви»);
- Н. И. Барсов, «Вопрос о религиозности русского народа» (СПб., 1881).
Примечания
- ↑ см. статью «Русская Православная Церковь на рубеже XX—XXI вв.» — Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь».
См. также
- Старообрядчество
- Праздники Русской православной церкви
- Секуляризация
- Имяславие
- Катакомбная церковь
- Сергианство
Ссылки
- Библиотека православного христианина.
- Православный катехизис. Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский).
- Православное христианство — каталог православных ресурсов
- Православие. Ру
- Русская Православная Церковь
- Общество «Радонеж»
- Седмица.ру — Православная энциклопедия
- Библиотека православного христианина «Благовещение»
- Православный Свято-Тихоновский Богословский Университет
- Pagez.ru — Святоотеческое наследие
- Русская Православная Старообрядческая Церковь
- Православный календарь
- Булгаков С.В. Справочник по ересям, сектам и расколам