Бронепоезд

Бронепо́езд — бронированный подвижной железнодорожный состав из бронепаровоза (бронетепловоза), нескольких броневагонов (бронеплощадок) с пулемётным и пушечным вооружением и 2-4 платформ прикрытия, предназначенный для боевых действий в полосе железной дороги.

Содержание

Время использования

Применялся в 1-й мировой, Гражданской, 2-й мировой войнах. В период конфронтации на границе с Китаем вдоль советско-китайской границы некоторое время курсировали бронепоезда без бронеплощадок, но с установленными на платформах танками. Аналогичные бронепоезда использовались во время Чеченской войны для прикрытия движения железнодорожных составов (как пассажирских, так и с боевой техникой и личным составом).

Есть сведения, что до настоящего времени в Российской армии сохраняются бронепоезда. Сведений о том, стоят ли они на вооружении или законсервированы, нет.

В настоящее время бронепоездом полушутливо называют Боевой железнодорожный ракетный комплекс.

История

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время гражданской войны в США в 1861 г. в армии Северных штатов. Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 г. на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 г. при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

В 1884 г. французский инженер Мужен разработал проект бронированного вагона с пушками — это был прообраз бронепоезда. Но ширина колеи (1435 мм) была для него недостаточной, он мог двигаться лишь по специально построенной колее. Настоящие бронепоезда впервые стали широко использовать в англо-бурской войне 18991902 гг. Буры применяли партизанскую тактику, нарушая снабжение английской армии, и для защиты коммуникаций английская армия стала создавать вооружённые и защищённые бронёй гарнизоны на колёсах.

Состав бронепоезда и вооружение

В состав бронепоезда входят: бронепаровоз или бронетепловоз, так называемый «чёрный» паровоз, несколько броневагонов со стрелковым, артиллерийским или ракетным вооружением (чаще вооружение комбинируется), бронеплощадки с зенитным вооружением, контрольные платформы (от двух до четырёх), иногда - платформы с десантом. Иногда могут использоваться вагоны, имеющие не бронирование, а блиндирование, или платформы, имеющие бруствер, выложенный мешками из песка. Немецкие бронепоезда времён Второй Мировой войны (Panzerzug) обычно оборудовались, также, 1-2 платформами с танками (как правило - трофейными французскими) для поддержки десанта.

В период Второй Мировой войны строились также бронепоезда для прикрытия важных стратегических объектов в тылу (крупных железнодорожных мостов, важных оборонных и нефтеперерабатывающих заводов), вне зоны боевых действий, но в зоне досягаемости авиации противника. Такие бронепоезда имели бронепаровоз и платформы с зенитным вооружением. Броневагонов и контрольных платформ такие бронепоезда обычно не имели.

Предназначение единиц подвижного состава

  • Бронепаровоз или бронетепловоз — для передвижения бронепоезда в условиях боевых действий. Бронепаровозы оборудовались на базе серийных паровозов, имевших низкую осевую нагрузку (с тем чтобы избежать значительного превышения осевой нагрузки после бронирования) и низкий силуэт (для уменьшения площади бронепаровоза как мишени). Бронетепловозы строились на базе серийных тепловозов, но изначально тепловозы на заводах-изготовителях модернизировались и получали бронирование.
  • «Чёрный» паровоз — для быстрого передвижения бронепоезда вне боевых действий. В боевых действиях «чёрные» паровозы не участвовали, отцеплялись и ждали бронепоезд на ближайшей станции или на перегоне.
  • Броневагоны — для борьбы средствами имеющегося вооружения с боевой техникой и живой силой противника.
  • Зенитные бронеплощадки — для борьбы средствами зенитного вооружения с авиацией противника.
  • Контрольные платформы — для обнаружения минирования железнодорожного пути. Кроме того, платформы обычно перевозили путевой инструмент, рельсы, шпалы, рельсовые крепления — для ремонта железнодорожного пути, поврежденного при взрыве или обстреле. Во многих случаях контрольные платформы использовались для размещения десанта и/или наблюдателей.

Использование бронепоездов

Все армии стран, участвовавших в первой мировой войне, использовали бронепоезда, в том числе армии Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — бронедрезины. Во второй мировой войне бронепоезда использовали на советско-германском фронте обе воюющие стороны. С советской стороны в годы войны действовало 200 бронепоездов.

Бронепоезда имели мощное вооружение: пушки и зенитную артиллерию. Борьба с авиацией стала важным элементом участия бронепоездов в боевых действиях. Условия службы солдат на бронепоездах были довольно суровыми. Вот требования одной из инструкций: «Солдат бронепоезда должен иметь крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитую мышечную систему, нормальные слух и зрение, крепкие нервы и твёрдость характера». И это не случайно — во время боя в броневой орудийной башне солдат находился в условиях духоты из-за паровозного дыма и пороховых газов. Летом было жарко, зимой — холодно; теснота, звон ударов пуль и осколков, а нередко рядом убитые и раненые — таково «поле боя» солдат бронепоездов.

Для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своем составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

Известные бронепоезда

Литература

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home