Александровский сад (станция метро)


Станция «Александровский сад»
Филёвская линия
Московский метрополитен
Дата открытия 15 мая 1935
Прежние названия Улица Коминтерна, Им. Коминтерна, Калининская, Воздвиженка
Тип Колонная четырёхпролётная мелкого заложения с боковыми платформами
Глубина заложения, м 7



Архитекторы А. И. Гонцкевич, С. Сулин
Архитекторы вестибюлей П. П. Файдыш, С. П. Лавров, консультант В. А. Щуко
Инженеры-конструкторы В. И. Дмитриев
Станцию возвело Шахта 31-32 Мосметростроя (нач. Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков)
Выход к улицам ул. Воздвиженка, Моховая ул., Боровицкая площадь
Переходы на станции Арбатская, Библиотека им. Ленина
Работающие операторы
сотовой связи
Билайн, Мегафон, МТС
Код станции 054
Филёвская линия
Крылатское
Молодёжная
Кунцевская
Пионерская
Филёвский парк
Багратионовская
Фили
Кутузовская
Студенческая
Международная
Деловой центр
Киевская
Смоленская
Арбатская
   
Александровский сад
 

«Алекса́ндровский сад» — станция Филёвской линии московского метрополитена. Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу который ведёт переход от станции. Ранее (до 24 декабря 1946) называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 — «Калининская». В 1990 году, по некоторым источникам, на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка».

Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.

Отличительными особенностями являются изогнутость платформ, единственная среди станций первой очереди, и боковое расположение платформ, соединённых арочным мостиком.

Станция является конечной на Филёвской линии, оборот поездов производится через перекрёстный съезд, по обоим путям. Начиная с 10 сентября 2005, после открытия движения до станции «Деловой центр», поезда до этой станции отправляются с «Александровского сада» с платформы № 1, остальные поезда, как и раньше, отправляются с обеих платформ. Обе платформы снабжены информационными табло, предупреждающими в случае, если поезда следуют до «Делового центра» (при этом указатель над платформой № 2 сейчас не используется), в таких случаях также производится объявление по громкой связи.

Пути, уходящие со станции в тупиковую часть Филёвской линии в направлении Кремля, соединяются со станцией «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, а путь от первой платформы ещё и со станцией «Охотный ряд» Сокольнической линии. Однако в настоящее время эти пути не применяются для перевозки пассажиров и используются только в технических целях. Также имеют распространение слухи о продолжении этих путей под Кремль, которыми пользовался, в частности, И. В. Сталин при поездках в московском метрополитене на специальных поездах, однако эти слухи не имеют подтверждения, так как никаких ответвлений с этих путей не существует.

С противоположенной западной части станции с платформ ведут лестничные марши, изначально предназначавшиеся для соединения с ещё одним вестибюлем, однако, так как он не был построен, то эти проходы закрыты для пассажиров и ведут в служебное помещение метрополитена.

Как и другие станции Филёвской линии, может использоваться шестивагонными составами из модернизированных для наземной эксплуатации вагонов типов Е, Еж и Ем или четырёхвагонными составами из вагонов типа 81-740.1/81-741.1 «Русич». Однако, как и на других станциях первой очереди строительства Московского метрополитена, то длина платформ, в принципе, позволяет использовать и восьмивагонные поезда типа Е/Еж/Ем.

Содержание

Пересадки

Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии, а через них и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Для пересадки на Кольцевую линию необходимо доехать до станции «Киевская (станция метро, Филёвская линия)».

Станция в цифрах

Глубина заложения составляет 7 метров. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Суточный пассажиропоток по вестибюлям станции составляет 5 140 чел., пересадочный на станцию «Арбатская» — 8 800 чел., на станцию «Библиотека имени Ленина» — 84 400 чел. Пикет ПК2+40.

История

Согласно изначальным проектам, на месте, которое сейчас занимает станция, предполагалось построить двухпутевой перегонный туннель. Однако, когда было принято решение о строительстве станции «Улица Коминтерна» и включении её в Арбатский радиус, трасса уже была согласована и утверждена, и над ней уже начались работы, поэтому для сокращения числа изменений в проекте и перестройки уже возведённых участков, было решено возвести станцию с искривлёнными боковыми платформами, что позволило оставить проект путей без изменений.

Строительство самой станции началось в июле 1934 года и было завершено в рекордные сроки менее чем за 6 месяцев. Возведением станции занималась шахта 31-32 Мосметростроя (руководили строительством Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков). При строительстве пришлось решать сложнейшую инженерную задачу перекладки мощного канализационного коллектора под одним из участков будущей станции из хрупкой гончарной трубы в прочную металлическую на длину 40 метров. Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января 1935 года, а открыта для пассажиров была одновременно с другими станциями первой очереди 15 мая 1935 года.

С момента открытия в 1935 и до 1938 поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938 после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского поезда от нынешнего «Александровского cада» стали ходить до этой станции.

Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. Прямой переход появился только в 1938 году.

Строительство нового постоянного вестибюля планировалось завершить к 1940 году, однако, поскольку станция не справлялась с пассажиропотоком, было решено сначала провести реконструкцию станции, включающую расширение переходов, уменьшение подъёмов и спусков и строительство арочного мостика над путями. Однако грянувшая Великая Отечественная война, заставила пересмотреть эти планы. Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней РГБ и реконструкция станции была завершена только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую».

5 апреля 1953 после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской» станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в РГБ был использован для станции «Арбатской». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу.

После завершения строительства новой Филёвской линии до станции «Кутузовская» станция «Калининская» вновь была открыта 7 ноября 1958 года.

В 1990 станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой» и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 июля 1990 станция получила своё нынешнее имя «Александровский cад».

При строительстве в 19951996 годах Торгово-Рекреационного комплекса «Охотный Ряд» под Манежной площадью один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный Ряд» был разобран и засыпан.

Оформление

Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побеленной стене. Колонны (кроме центрального ряда) также облицованы мрамором. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

Достопримечательности

Станция расположена в самом центре Москвы в непосредственной близости от Московского Кремля и Красной площади. Кроме Кремля в непосредственной близости от выходов со станции доступны: сам Александровский сад, в честь которого названа станция, а так же Манеж и грот в Александровском саду, построенные Осипом Бове.

В Александровском саду расположены такие памятники Великой Отечественной войны, как могила Неизвестного солдата с постом почётного караула и памятные знаки городов-героев. Кроме того, неподалёку на Манежной площади в 1995 году установлен конный памятник Г. К. Жукову

Расписание

Станция открывается на вход для пассажиров в 5:35. Первый поезд отправляется в направлении станции «Крылатское» в 5:44:10, последний поезд в 1:03. Первый поезд к «Деловому центру» в 5:45, последний — в 1:05.

Платформа № 1 обслуживает поезда только до станции «Деловой центр» в следующие промежутки времени:

  • по рабочим дням: с 5:45 до 5:57, с 10:20 по 15:10 и с 20:15 до 1:05;
  • по пятницам с 5:45 до 5:57, с 10:20 по 14:40 и с 19:30 до 1:05;
  • по выходным дням с 5:45 до 1:05.

Расписание работы платформы № 1 располагается вблизи правой лестницы, ведущей с мостика над путями на эту платформу.

Информация приведена на начало 2006 года.

Перспективы

В отдаленном будущем планируется строительство второго выхода, который будет служить также пересадкой на станцию Боровицкая.

Уникальность

Станция, возможно, лидирует в Московском метрополитене по числу параметров, по которым станция является уникальной.

  • Единственная станция первой очереди с боковыми платформами, одна из двух конечных с боковыми платформами (вторая — «Выхино»).
  • Единственная в Москве четырёхпролётная колонная станция мелкого заложения.
  • Единственная конечная, которая не планировались как конечная при строительстве.
  • Одна из четырёх станций Московского метрополитена, закрывавшихся на длительный срок.
  • Одна из четырёх станций Московского метрополитена, выстроенных в кривой, одна из двух станций со значительным изгибом (вторая — «Кутузовская»).
  • Станция, которая выйдет в 2008 году на первое место по продолжительности пребывания конечной (подробнее см. Список конечных станций Московского метрополитена). Причём маловероятно, что в сколько-либо обозримом будущем она перестанет быть конечной. Пристроить за ней другие пути, кроме трёх уже существующих, крайне сложно, а эти пути являются продолжением имеющихся линий, так что возобновление пассажирского движения по ним приведёт к тому, что Филёвская линия, которая и так уже имеет ответвление, в свою очередь станет ответвлением Арбатско-Покровской (на Сокольническую ведёт только один путь).
  • Одна из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена (вторая — «Библиотека имени Ленина», между ними и появился первый в Москве переход).
  • Рекордная по длине переходов станция. Её выход в Александровский сад находится дальше от станции, чем любой другой на других станциях (не считая мост Багратион частью станции «Деловой центр»).
  • Расстояние по путям до следующей станции («Арбатская») Филёвской линии составляет 585 метров, этот перегон был самым коротким в Московском метрополитене с момента открытия метрополитена до открытия станции «Международная» 30 августа 2006 года.
  • Станция, выход которой ближе всего к Кремлю.
  • Станция, переименовывавшаяся наибольшее количество раз.
  • До недавнего времени (до открытия «Делового центра») была единственной станцией, на которой одна из платформ работала по расписанию.
  • На станции сохранялись последние стрелочные интервальные часы, недавно демонтированные.

Другие интересные факты

  • У станции «Александровский сад» формально два вестибюля, а у станции «Библиотека имени Ленина» — ни одного (на самом деле оба являются по сути совмещёнными: наземный — для «Александровского сада» и «Арбатской», подземный — для «Александровского сада» и «Библиотеки имени Ленина»). Однако, судя по указателям на поверхности, дело обстоит с точностью до наоборот — на улице Воздвиженка, куда имеют выход оба вестибюля, около обоих стоят указатели «Станция метро Библиотека имени Ленина».
  • Как отмечалось выше, колонны на станции восьмиугольные. Однако колонны, поддерживающие мостик над платформой (8-я, 9-я, 10-я, считая от восточного торца станции) являются исключением, так как усиливались дополнительно. Колонны в крайних рядах в сечении квадратные, а в среднем ряду 8-я и 10-я колонны имеют сложную форму, сочетая половины восьмиугольного и квадратного сечений.

Ссылки

Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home