Микропредприниматель

Микропредпринима́тель (англ. microentrepreneur) — предприниматель со скромными доходами, который по своему материальному положению не в состоянии пользоваться общеупотребительными финансовыми услугами. Это обычная форма занятости в развивающихся странах. Термин пришёл из области микрофинансирования — финансовой отрасли, занимающаяся предоставлением базовых финансовых услуг бедным людям, которые не могут претендовать на обычные финансовые услуги. Термин часто также употребляется в области микрокредитования — выдачи небольших кредитов микропредпринимателям. Микропредприниматели — целевой контингент для многих международных программ по борьбе с бедностью.

Содержание

Географическое распространение

Микропредприниматели в основном существуют в развивающихся странах и странах третьего мира. Распространение микропредпринимательства прямо связано с экономическим состоянием ряда регионов мира. Поскольку бедность не бушует в странах Европы и Северной Америки, то и статус микропредпринимателя не подходит для малых предпринимателей этих стран, которые могут себе позволить пользоваться обычными банковскими и финансовыми услугами. Во всех остальных регионах мира существуют социальный слой микропредпринимателей. Важно понимать, что микропредприниматель — это прежде всего социальное явление, а не экономическое.

Особенное распространение микропредпринимательство имеет в следующих странах:

Данные статистики

Большинство (в некоторых странах до 90 %) микропредпринимателей — женщины, потому что они диспропорционально страдают от бедности и несут на себе бо́льшую часть расходов по содержанию семьи, в особенности когда речь идёт о неполных семьях. Возрастной разброс очень велик. Конечно, среди микропредпринимателей большинство образуют люди с низким уровнем образования, однако обладающие некоторой степенью социальной и экономической активности.

Области промышленности и услуг

Бизнес микропредпринимателей обычно не велик, в основном личный или семейный. Этот бизнес служит для обеспечения самих микропредпринимателей и их родных.

Бизнес микропредпринимателей в сельских условиях — это обычно выращивание, обработка и продажа продуктов питания. В городских условиях микропредприниматели обычно торгуют на улицах хозяйственными безделушками, занимаются доставкой мелких грузов, сетевым маркетингом и т. п.

В России, где уровень бедности очень велик (особенно в глубинке), можно наблюдать микропредпринимателей почти всех возможных типов:

  • торгующие у метро продуктами широкого потребления (сигаретами, семечками, дешёвой одеждой и пр.)
  • выращивающие овощи и ягоды (землянику, малину, огурцы и пр.) на своих приусадебных участках и торгующие этими продуктами питания вдоль оживлённых автотрасс и у железнодорожных станций
  • занимающиеся самогоноварением и торговлей изготовленным самогоном
  • занимающиеся строительством, мелким бытовым ремонтом и ремонтом бытовой техники
  • и др.

При помощи микрокредитования и других микрофинансовых технологий, области деятельности микропредпринимателей могут значительно расшириться, а объёмы производства возрасти.

Общественная значимость

Хотя вклад микропредпринимателей в экономику не очень велик (к тому же у них имеется склонность к уходу от налогов), но социальная значимость микропредпринимателей огромна. Микропредпринимательство помогает миллионам бедняков во всём мире начать свой бизнес, включиться в мир экономических отношений и, как следствие, повысить благосостояние своей семьи и приобрести некоторый иммунитет к кризисам, которые так часто случаются в развивающихся странах. В отсталых странах микропредпринимательство может быть единственным способом избежать голода.

Для поддержки микропредпринимателей и развития их бизнеса, должна развиваться микрофинансовая индустрия, которая призвана довести микрофинансовые услуги до беднейших слоёв. Микрофинансирование (и особенно микрокредитование) активно поддерживается ООН и некоммерческими организациями по всему миру. Хотя, в принципе, забота о развитии микрофинансовых услуг должна прежде всего лежать на правительствах развивающихся стран.

Всемирные Премии в области Микропредпринимательства (ВПМ)

В ноябре 2004 года Фонд Капитального Развития ООН, Фонд «Ситигруп» (англ. Citigroup Foundation) и немногочисленная группа профессионалов и аспирантов из ведущих университетов мира прибыли на съезд, чтобы дать старт небольшим деловым соревнованиям для предпринимателей с низким уровнем доходов. Эти соревнования, названные Программой Всемирных премий в области микропредпринимательства (англ. Global Microentrepreneurship Award (GMA) Programme), должны обратить внимание на работу небогатых предпринимателей по всему миру.

Программа ВПМ показывает, как микрокредитование разжигает дух предпринимательства в доведённых до бедности сообществах по всему миру. Программа подчёркивает вклад малого предпринимательства в экономическую стабильность семей во всем мире. Данная инициатива призвана также увеличить инвестиции и улучшить поддержку микрофинансирования со стороны спонсоров, национальных правительств и бизнеса.

В общей сложности 8 стран приняли участие в розыгрыше Всемирных премий в области микропредпринимательства в 2004 году, кроме того, местные соревнования проводились в Нью-Йорке. Невероятный успех первой Программы ВПМ привёл к привлечению в следующем году ещё 22 стран со всего мира, включая Россию. В России награды будут присуждаться и микропредпринимателям и микрофинансовым организациям, выдающим микрокредиты. Микрофинансовые организации смогут подать заявки от имени своих клиентов-заёмщиков. По итогам конкурса будут вручаться ценные призы.
Подробнее см. ВПМ.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home