Тебризи, Катран

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Катран Тебризи (10101080) — азербайджанский поэт. Полное имя — Абу Мансур Катран Джили Азербайджани.

Родился в 1010 году недалеко от Тебриза в местечке Шахабад. Начальное образование он получил в Шахабаде, затем продолжил учебу в Тебризе.

В то время в Азербайджане одним из авторитетных и развитых государственных феодальных образований было государство Шаддадидов со столицей в Гяндже. Гянджа со времен расцвета арабского халифата становится культурным центром севера мусульманского мира. Здесь действуют университеты, школы, частные и общественные библиотеки, обсерватория и медицинские центры. Отсюда мусульманская культура распространяется в соседние христианские страны. Сюда съезжаются ученые, поэты, архитекторы, ремесленники со многих стран Востока. Сюда же переезжает Катран после окончания учебы. В Гяндже он вскоре оказывается приглашенным ко двору Шаддадидов, где быстро завоевывает большой авторитет. Правителем страны в то время был Абдулгасан Лашкари и, естественно, большинство стихов Катрана того периода посвящено этому видному государственном деятелю и событиям, с ним связанным. Благодаря этому, можно определить время пребывания Катрана в Гяндже. Катран пишет о визите правителя государства Раввадидов Абу Мансура Вахсудана к Абдулгасан Лашкари в Гянджу. Этот визит, как считают исследователи творчества поэта, мог произойти в пределах 1035—1040 годов, а в 1042 году Катран уже в Тебризе и становится свидетелем страшного землетрясения, разрушившего большую часть города. Следовательно, Катран вернулся в Тебриз не позже этого трагического события, хотя некоторые исследователи считают, что Катран едет в Гянджу после землетрясения. Не исключается возможность повторного возвращения Катрана в Гянджу.

В Тебризе Катран в 1046 году встречается с известным иранским поэтом и философом Насиром Хосровом. В своей знаменитой книге «Сафар-намэ» («Книга путешествий») Насир Хосров пишет о встрече с великолепным поэтом по имени Катран.

В дальнейшем Катран попадает в Нахчиван во дворец местных правителей, затем опять возвращается в Тебриз. Катран Тебриз еще при жизни приобретает большую известность во многих странах как талантливый поэт, ученый и мудрый философ. Он сам пишет, что его хорошо знают и любят в Хорасане и Ираке.

Катрану принадлежат произведения «Ковс-намэ», «Гуш-намэ», «Вамик и Азра» и большой «Диван», состоящий в основном из касыд. Среднеазиатский поэт XII века Рашид Ватват пишет, что в жизни он знал только одного истинного поэта — это Хаким (мудрец) Катран Тебризи.

Поэзией Катран начал заниматься с ранних лет и достиг здесь больших успехов. Большое место в своем творчестве поэт отводит касыдам, восхваляющим разных правителей. Современному читателю они интересны для объективной оценки царящей во дворце атмосферы и событий, в которых участвуют герои этих касыд. Очень интересны, например, сведения, приводимые Катраном Тебризи о нескольких походах огузов в Азербайджан. Стихи его о землетрясении в Тебризе принесли ему славу и до сих пор читаются с волнением:

Нет, не сбываются надежды никогда:
Вселенная в своих устоях не тверда.
Меняешься ты сам, несутся дни и ночи,
Не мешкают в пути, спешат вперед года.
Ты будущего ждешь, заботишься о мелком -
А рок настороже, и близится беда.
Счастливец, ты решил, что избежишь несчастий,
Что и красавица навеки молода!..
Спокоен был Тебриз, богат и многолюден,
Тускнели рядом с ним другие города.
Слуга или эмир, — согласно распорядку,
Все знали благодать любимого труда,
Служили ближнему и славили Аллаха
Здесь слава и почет, там изгнана нужда;
Здесь вина сладкие и звонкие газели,
Там всадники летят, джейранов бьют стада;
А где-то слушают певиц сладкоголосых,
Целуют ветрениц, пока горит звезда.
Никто не клеветал на друга и соседа,
И ругань грубая бывала всем чужда.
И некий день пришел — земля заколебалась,
Низина вспучилась, как горная гряда,
И почва треснула, и скорчились деревья,
И всюду хлынула свирепая вода.
И те, что выжили, в рыданьях убежали,
В подкову согнуты от страха навсегда.
Аллах вселенную лишил ее величья,
Земная красота исчезла без следа.

Как показали азербайджанские исследователи на основании анализа средневековых источников, Катран Тебризи является создателем первого в истории фарсидской лексикографии толкового словаря фарсидского языка. Об этом пишут поэт и составитель фарсидского словаря «Логате фарс» (XI век) Асади Туси, автор другого словаря «Сихахул-фурс» Мухаммед бин Хиндушах (XIII век) и многие другие.

Известный иранский поэт Насир Хосров Алави в упоминаемом выше труде «Сафар-намэ» так описывает процесс создания Катраном словаря: «В Тебризе я встретился с поэтом по имени Катран. Он декламировал прекрасные стихи, но фарсидским языком владел плохо. Он принес и прочел мне „Диваны“ Дагиги и Манджикина и попросил объяснить непонятные ему слова. Затем записал их толкование и прочел мне свои стихи». Большинство ученых эту мысль Насира Хосрова объясняют тем, что фарсидский (дари) язык для Катрана Тебризи не был родным и, что он стал первым азербайджанским поэтом, пишущим на этом языке.

Большинство средневековых авторов называют словарь просто по имени автора «Логате Катран» («Словарь Катрана»), или в том же значении — «Фарханге Катран». Затем появляется указание, что словарь назывался «Тафасир фи лугатил-фурс», или, как впоследствии его стали сокращенно называть «Тафасир». Катран Тебризи оставил заметный след в развитии поэзии и лексикографии Азербайджана и Ирана. Умер Катран Тебризи в Тебризе в 1080 году и похоронен в квартале Сухраб на знаменитом кладбище поэтов.


Источники

Антология Азербайджанской Поэзии. Москва-1960

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home