Содружество Независимых Государств


Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.

Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. 

21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. 

До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами СНГ.

В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия.

В августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.

Молдавия и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются.

В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов, по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия.

В настоящее время велика вероятность выхода из СНГ или перехода в статус ассоциированных членов Грузии, а также Молдавии и Украины.

В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных самопровозглашённых государственных образований, автономных регионов, а также самостоятельных государств. Такие декларации, однако, до сих пор не имели продолжения в виде практических шагов. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям.

Такие декларации делали:

Население стран СНГ на начало 2006 года составило 280 млн. человек.

Содержание

Устав СНГ

В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств:

  • обеспечение прав и свобод человека,
  • координация внешнеполитической деятельности,
  • сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,
  • охрана здоровья населения и окружающей среды,
  • вопросы социальной и иммиграционной политики,
  • борьба с организованной преступностью,
  • сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

Молдавия, Туркмения, Украина не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются, хотя при этом Украина остаётся государством–основателем и участником СНГ.

Согласно Уставу, наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ, а также могут быть государства, представленные на заседаниях совета глав государств СНГ как наблюдатели.

Согласно Уставу, приём в СНГ новых членов осуществляется при их обязательствах исполнять все решения СНГ и при согласии уже имеющихся членов СНГ.

Органы СНГ

Созданы органы СНГ:

  • Совет глав государств СНГ,
  • Совет глав правительств СНГ,
  • Совет министров иностранных дел СНГ,
  • Совет министров обороны СНГ,
  • Совет объединенных вооруженных сил СНГ,
  • Совет командующих пограничными войсками СНГ,
  • Межгосударственный экономический совет СНГ,
  • Межпарламентская ассамблея СНГ,
  • Экономический суд,
  • Межгосударственный статистический комитет,
  • Комиссия по правам человека и др.

Председатели Совета глав государств

Председатели Совета глав правительств — Фрадков, Михаил Ефимович

В 2000 страны — члены Содружества подписали соглашение о создании Антитеррористического центра СНГ.

Пост председателя СНГ переходит по очереди от одного главы государства к другому.

Постоянно действующий орган СНГ — Исполком СНГ в Минске (Белоруссия).

Альтернативные интеграционные формы

СНГ как надгосударственное образование имет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

Своего рода прозападной альтернативой российскому влиянию в СНГ считается организация ГУАМ, созданная в октябре 1997, названная по первым буквам названий её участников — Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия. ГУАМ практически бездействовал с момента подписания устава в 2001 и до середины 2005.

2 декабря 2005 было объявлено о создании так называемого Сообщества демократического выбора (CДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

СНГ — военные организации

На сентябрьском (2004) саммите СНГ в Астане (Казахстан) принято решение реформировать структуры СНГ — в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.

Одна из них чисто военная — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).

Вторая — антитеррористическая — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, фронтовой авиации.

В 2002 — 2004 реальное сотрудничество в военной области развивалось лишь в рамках ОДКБ, поскольку у её членов имеется общий противник — международный терроризм. В рамках ОДКБ регулярно проводятся совместные учения, в качестве координирующего штаба действует единый Антитеррористический центр.

Военные структуры СНГ свою задачу построения общей военной организации стран Содружества выполнить не смогли, поскольку государства СНГ не смогли прийти к единому пониманию военной угрозы, так что отмирание и ликвидация Совета министров обороны СНГ и его военных структур — лишь вопрос времени.

В феврале 2005 стало известно, что Россия всё же согласилась с предложением Казахстана ликвидировать Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС). Такое решение, возможно, будет принято уже на саммите глав государств СНГ, который пройдет в августе 2005 года в Казани. Казахстан вообще предлагает ликвидировать и Совет министров обороны, и ШКВС, создав вместо них Совет безопасности государств СНГ. Это предложение частично поддержано Белоруссией, предлагающей ликвидировать лишь ШКВС.

Единственная структура, которая может быть сохранена — это Объединённая система ПВО СНГ. В 2005 году в рамках СНГ утверждены ассигнования на ПВО в размере 2,3 млрд. руб. против 800 млн. руб. в 2004 году.

Россия и СНГ

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент Владимир Путин признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

Как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром», как бы заменившая собой Министерство иностранных дел. Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России:

  • В марте 2005 было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд. куб. м газа по 46,68 долл. США за 1 тыс. куб. м (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет).
  • В июле 2005 было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 долл. В 2005 году цена 1 тыс. куб. м газа составляла 92-94 долл. для Латвии (поставлено 1,3 млрд. куб. м), 85 долл. — для Литвы (3,56 млрд. куб. м), 90 долл. — для Эстонии (0,73 млрд. куб. м).
  • В сентябре 2005 было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии с 62,5 до 110 долл. В 2005 году Грузия получила около 1,45 млрд. куб. м.
  • В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 долл. (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд. куб. м по 54 долл.). Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006. Армения рассчитывает на скорейшее завершение строительства газопровода Иран — Армения.
  • В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии до 150—160 долл. В 2005 году «Газпром» поставил Молдавии 3 млрд. куб. м газа по 80 долл. за 1 тыс. куб. м. В январе 2006 была достигнута договорённость о поставке газа в течение I квартала по цене 110 долл.
  • В декабре «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. По сообщениям СМИ, «Газпром» настаивает на цене 140—160 долл. за 1 тыс. куб. м (в 2005 году в республику поставлено 4,5 млрд. куб. м по 60 долл.).
  • В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с нынешних 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, — до 230 долларов. По заявлению руководства «Газпрома», в отношении Украины было принято решение устанавливать цену на газ на основании «европейской рыночной формулы», которая бы учитывала цены на альтернативные виды топлива. Соглашение о поставках газа в 2006 было подписано лишь 4 января 2006 (см. Внешнеэкономическая политика Украины). Верховная Рада, однако, использовала факт его подписания для обострения отношений с президентом Виктором Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку — см. Политический кризис на Украине (2006).

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось главного объединяющего фактора — низких цен на газ и нефть.

Межпарламентская ассамблея СНГ

В состав МПА входят члены парламентов стран-членов СНГ - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении с 1995, Азербайджана, Молдовы, Грузии с 1997, Украины с 1999.

Представлены партии (список требует уточнения): Единая Россия, Российская партия жизни, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Родина, Социалистическая партия Украины, Партия регионов, Коммунистическая партия Украины, Батькивщина, Наша Украина, Отан, Аист, Единый Азербайджан, Народная партия Армении, Национальное движение-демократы Грузии, Компартия Молдовы.

Председатель Ассамблеи - Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Ссылки


См. также


СНГ
Азербайджан | Армения | Белоруссия | Грузия | Казахстан | Киргизия | Молдавия | Россия | Таджикистан | Узбекистан | Украина
Государства-наблюдатели: Туркмения
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home