Случайные шахматы

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Случайные шахматы (Шахматы 960) были придуманы чемпионом мира Фишером.

Один из 960 вариантов растановки фигур.

Содержание

Правила

Правила совпадают с классическими шахматами, за исключением первоначальной расстановки фигур. Пешки расставляются, как в обычных шахматах.

Растановка фигур выполняется случайным образом, с условием, что два слона игрока должны занять разные по цвету клетки, а король должен стоять где-нибудь между ладьями.

Чёрные фигуры ставят в точной зеркальной позиции к белым.

Случайные Шахматы Фишера

Существуют различные варианты «шахмат», в которых и набор фигур другой, и стоят фигуры не там, и ходят фигуры по-другому, да и сама доска отличается от доски для игры в «классические» шахматы. Один из таких вариантов — «случайное» расположение классического набора шахматных фигур на «стандартной» (64 клетки) доске перед началом игры.

19-го июня 1996 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) 11-й чемпион мира по шахматам Бобби Фишер предложил свой вариант «случайного расположения» шахматных фигур перед началом игры и правила игры в них. Этот вариант «случайных» шахмат носит его имя (Fischerandom Chess). «Своими» шахматами Б.Фишер намеревался предотвратить полное теоретическое исследование классических шахмат. Правила игры в Случайные Шахматы Фишера (далее в тексте — СШФ) мало чем отличаются от правил игры в классические шахматы. Основные отличия — в первоначальном расположении шахматных фигур и правилах рокировки.

Запись ходов ведется, как и в классических шахматах (алгебраическая нотация).

Пешки в начале игры находятся на тех же позициях, что и в обычных шахматах (на второй и седьмой горизонталях).

В СШФ перед началом каждой игры при помощи компьютерной программы «Fischerandom Chess Computerized Shuffler» производится «Случайная Компьютерная Выборка» начальной позиции. Для всех «случайных» начальных позиций обязательными являются следующие условия: одна Ладья должна находиться слева от Короля, другая — справа (Белый Король в начальной позиции не может занимать поле a1 или h1, Черный Король — поле a8 или h8), один из Слонов должен стоять на белой клетке (белопольный Слон), другой — на черной клетке (чернопольный Слон). Белые и черные фигуры имеют строго симметричные стартовые позиции.

Для СШФ возможны 960 различных стартовых позиций (отсюда другое название для СШФ — Шахматы 960 (Chess 960). Одна из этих 960 позиций — точно такая же, как в классических шахматах. Правила рокировки в СШФ несколько отличаются от правил рокировки в обычных шахматах. При соблюдении некоторых обязательных условий рокировка возможна как к левому, так и к правому краю доски для всех 960 начальных позиций.

Рассмотрим правила игры в СШФ:

А) Рокировка в СШФ выполняется четырьмя способами:

  1. Когда ходит Король и Ладья (рокировка в два хода). ПРИМЕЧАНИЕ: как и в классических шахматах.
  2. Когда Король и Ладья меняются начальными местами (позиционная рокировка). ПРИМЕЧАНИЕ: смотри рокировку в партии Свидлер — Леко («Ладья» № 16 за 2003 год, стр.5).
  3. Когда ходит только Король (рокировка только Короля).
  4. Когда ходит только Ладья (рокировка только Ладьи).

Всего возможны 84 рокировки (42 — для Белых и 42 — для Черных фигур).

Вот все эти рокировки:

21 позиция для Белых фигур «до» и «после» выполнения длинной рокировки (0-0-0)

До: Kороль g1; Ладья f1, e1, d1, c1, b1 или a1 После: Король с1; Ладья d1

До: Kороль f1; Ладья e1, d1, c1, b1 или a1 После: Король с1; Ладья d1

До:Kороль e1; Ладья d1, c1, b1 или a1 После: Король с1; Ладья d1

До:Kороль d1;Ладья c1,b1 или a1 После: Король с1; Ладья d1

До:Kорольc1;Ладья b1 или a1 После: Король с1; Ладья d1

До: Kороль b1; Ладья a1 После: Король с1; Ладья d1


21 позиция для Белых фигур «до» и «после» выполнения короткой рокировки (0-0)

До: Kороль b1; Ладья c1, d1, e1, f1, g1 или h1 После: Король g1; Ладья f1

До: Kороль c1; Ладья d1, e1, f1, g1 или h1 После: Король g1; Ладья f1

До:Kороль d1; Ладья e1, f1, g1 или h1 После: Король g1; Ладья f1

До:Kороль e1; Ладья f1, g1 или h1 После: Король g1; Ладья f1

До:Kороль f1; Ладья g1 или h1 После: Король g1; Ладья f1

До: Kороль g1; Ладья h1 После: Король g1; Ладья f1


21 позиция для Черных фигур «до» и «после» выполнения длинной рокировки (… 0-0-0)

До: Kороль g8; Ладья f8, e8, d8, c8, b8 или a8 После: Король с8; Ладья d8

До: Kороль f8; Ладья e8, d8, c8, b8 или a8 После: Король с8; Ладья d8

До:Kороль e8; Ладья d8, c8, b8 или a8 После: Король с8; Ладья d8

До:Kороль d8; Ладья c8, b8 или a8 После: Король с8; Ладья d8

До:Kороль c8; Ладья b8 или a8 После: Король с8; Ладья d8

До:Kороль b8; Ладья a8 После: Король с8; Ладья d8


21 позиция для Черных фигур «до» и «после» выполнения короткой рокировки (… 0-0)

До: Kороль b8; Ладья c8, d8, e8, f8, g8 или h8 После: Король g8; Ладья f8

До: Kороль c8; Ладья d8, e8, f8, g8 или h8 После: Король g8; Ладья f8

До:Kороль d8; Ладья e8, f8, g8 или h8 После: Король g8; Ладья f8

До:Kороль e8; Ладья f8, g8 или h8 После: Король g8; Ладья f8

До:Kороль f8; Ладья g8 или h8 После: Король g8; Ладья f8

До:Kороль g8; Ладья h8 После: Король g8; Ладья f8

УТОЧНЕНИЕ: В СШФ во время выполнения рокировки и Король и Ладья (которая рокируется) должны иметь право на рокировку.

Б) В СШФ, если Король занимает поле, куда должна переместиться Ладья, Вы сначала делаете ход Королем, а потом ходите Ладьей. Если Ладья занимает поле, куда должен переместиться Король, то Вы сначала ходите Ладьей, а потом Королем. В СШФ выбор остается за Вами — ходить сначала Королем или Ладьей.

В) Длинная рокировка (0-0-0) и короткая рокировка (0-0) в СШФ эквивалентны длинной (0-0-0)(на ферзевом фланге) и короткой (0-0) (на королевском фланге) рокировкам в классических шахматах.

ПРИМЕЧАНИЕ: Как видно из таблицы для всех 84 рокировок в СШФ, и Король и Ладья после рокировки занимают те же поля, что и ПОСЛЕ соответствующей рокировки в классических шахматах.

Г) В СШФ:

  1. Когда Белые делают длинную рокировку (0-0-0) Белая Ладья (перед рокировкой) находится слева от Короля. После выполнения длинной рокировки Король занимает поле с1, а Ладья — поле d1.

Когда длинную рокировку (… 0-0-0) делают Черные — Черная Ладья (перед рокировкой) находится справа от Короля. После выполнения Черными фигурами длинной рокировки Король занимает поле с8, а Ладья — поле d8.

Д) Перед выполнением короткой рокировки (0-0) Белыми фигурами Ладья Белых находится справа от Короля. После выполнения короткой рокировки Белый Король занимает поле g1, а Ладья — поле f1.

Перед выполнением короткой рокировки (… 0-0) Черными фигурами Ладья Черных находится слева от Короля. После выполнения короткой рокировки Черными фигурами Король занимает поле g8, а Ладья — поле f8.

Е) Во время выполнения рокировки в СШФ взятие фигур противника запрещено.

Ж) Во время выполнения рокировки в СШФ клетки между Королем и Ладьей должны быть свободными (на них не должны стоять ни Ваши фигуры, ни фигуры Вашего оппонента).

ПРИМЕЧАНИЕ: Во время выполнения рокировки Вы не имеете права перемещать другие свои фигуры (кроме Короля и Ладьи, которые участвуют в рокировке). Например, в случае, когда «До» короткой рокировки (0-0) Белый Король стоит на g1, а Ладья на h1 (рокировка только Ладьи), поле f1 должно быть свободно от Вашей фигуры (и от фигуры противника — смотри пункт Д) этих правил).

З) Если объявлен «шах» — Вы не имеете права в СШФ делать рокировку. Другими словами — Вы не имеете права делать рокировку «из-под» шаха.

И) В СШФ Вы не имеете права делать рокировку, если Ладья, которая участвует в рокировке, сразу же после выполнения рокировки «делает» шах королю оппонента.

К) В СШФ Вы не имеете права производить рокировку, если во время рокировки Король «проходит» поля, которые атакованы фигурой (или фигурами) оппонента или Ладья, черех которую перепрыгивает Король, находится «под боем».

УТОЧНЕНИЕ: Кнопку шахматных часов Вы нажимаете только тогда, когда рокировка «в два хода» полностью завершена (а не после первого хода Королем во время выполнения рокировки).

СОВЕТ: Когда два партнера играют в СШФ без шахматных часов, чтобы не возникало недоразумений или конфликтов, перед выполнением рокировки нужно предупредить своего партнера словами: «Сейчас я буду делать рокировку» или «Рокируюсь!»

Л) В СШФ рокировка возможна только с Ладьей, которая перед рокировкой не делала в партии ни одного хода. Если хотя бы один ход сделал в партии один из Королей, то этот Король в дальнейшем участвовать в рокировке не может (для него рокировка исключена, даже если он, по ходу игры, вернется на поле, которое занимал перед началом игры).

ПОДСКАЗКА: Если Вы сделали ход одной из Ладей, то у Вас остается возможность произвести рокировку с другой Ладьей, которая еще не сделала по ходу игры ни одного хода.

М) В СШФ каждый из соперников имеет право произвести только одну рокировку по ходу игры. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА В СШФ ТАКИЕ ЖЕ, КАК И В КЛАССИЧЕСКИХ ШАХМАТАХ.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Вот такие «шахматы» придумал Роберт Джеймс Фишер. И если у Вас возникло желание в них сыграть, а компьютерной программы «Случайный Выбор Начальной Позиции» у Вас нет (да и компьютер есть, но только «у соседа»), то легко эту программу заменить другим случайным розыгрышем начальной позиции. Для этого нужно приготовить немного карточек с таким набором надписей на одной из сторон: a1, b1, c1, d1, e1, f1, g1, h1, Король, Ферзь, Ладья, Слон, Конь. Когда будет «разыграна» позиция для Белых фигур (которая удовлетворяет правилам расстановки стартовой позиции для игры в СШФ), фигуры Черных займут строго симметричные позиции (то есть Если Король Белых «окажется» на поле e1, то Король Черных займет поле e8 и т. д.).

Вот пример одного из таких «розыгрышей»: Сначала разыгрывается позиция Короля (в розыгрыше участвуют 6 карточек — b1, c1, d1, e1, f1, g1. Потом разыгрывается позиция Ладьи, которая стоит слева от Короля (участвуют карточки с полями слева от Короля).Потом позиция Ладьи, которая стоит справа от Короля. Для розыгрыша стартовой позиции белопольного Слона участвуют карточки b1, d1, f1, h1 свободные от фигур. Таким же образом разыгрывается позиция чернопольного Слона. Оставшиеся три свободные от фигур поля разыгрываются между Ферзем и двумя Конями.

Действующий чемпион

Действующий чемпион мира по «Шахматам 960» — гроссмейстер Левон Аронян.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home