Doom

Doom
Разработчик(и) id Software
Издатель(и) gt interactive
Дата выпуска 10 декабря 1993
Жанр шутер от первого лица
Платформа PC (DOS, GNU/Linux, FreeBSD, другие UNIX-подобные), Macintosh, AmigaOS. Спортирован энтузиастами и на другие платформы.
Системные
требования
Intel 486, 8 Мб RAM, 40 Мб HDD

Doom (иногда пишется DooM или DOOM) — компьютерная игра, выпущенная компанией id Software 10 декабря 1993 года, один из наиболее известных и популярных продуктов в жанре «шутер от первого лица». По некоторым оценкам, в эту игру играло не менее 15 миллионов человек. Она во многом оказала определяющее идейное влияние на дальнейшее развитие жанра.

В этой серии вышла также игра «Doom II: Hell on Earth»1994 году), а также дополнения «The Ultimate Doom» (1995 г.), «Master Levels for Doom II» (1995 г.) и «Final Doom» (1996 г.). Игра была разработана для PC/DOS, затем портирована на различные платформы, включая девять видеоприставок. В 2004 году вышла игра «Doom 3», по-новому рассказывающая старую историю, по мотивам которой в 2005 году снят кинофильм.

По мнению интернет-портала AG.ru, именно Doom является лучшей игрой XX века.

Содержание

Сюжет

Название игры переводится как "судьба", "рок". Одним из отечественных игровых изданий (это упоминание нуждается в проверке и уточнении) было высказано также мнение, что оно восходит к древнескандинавскому слову dom, означающему боевой путь воина, т. е. полную летопись его воинских подвигов.

Действие игры Doom проходит в научно-фантастических декорациях с использованием приёмов фильма ужасов. Сюжет незамысловат. Он раскрывается только в руководстве пользователя, а в самой игре появляются лишь короткие сообщения для игрока между эпизодами.

Игрок выступает в роли безымянного бойца космического спецназа. Он описывается как «один из наиболее крепких, закалённых в боях и натренированных землян», который был сослан на Марс после убийства командира, приказавшего уничтожить безоружных поселенцев. Он работает на Объединённую аэрокосмическую корпорацию (Union Aerospace Corporation, UAC), военно-промышленный конгломерат, проводящий секретные исследования по телепортации между спутниками Марса Фобосом и Деймосом. Внезапно эксперимент даёт сбой, и из ворот телепортации появляются существа из ада. Служба безопасности не в состоянии остановить вторжение, демоны быстро овладевают базой, убивая или превращая в зомби весь персонал. Одновременно с орбиты полностью исчезает Деймос. Отряд UAC посылают с Марса на Фобос, чтобы выяснить, что же всё-таки произошло, но вскоре радиосвязь с этим отрядом прерывается, и только один боец остаётся в живых — сам игрок, чьей задачей становится выбраться с базы живым.

Технология

Движок Doom был прогрессивным для своего времени.

Doom иногда называют 2,5-мерной игрой, так как использовалась там псевдотрёхмерность. Другие примеры 2,5-мерных игр — Wolfenstein 3D, Rise of the Triad, Duke Nukem 3D.

Улучшения движка (по сравнению с Wolfenstein 3D):

  • Пол и потолок могут иметь любую высоту.
  • Стены не обязательно ориентированы в направлении «север-юг» или «запад-восток».
  • Варьирующаяся освещённость, повышавшая реалистичность графики.
  • Лифты, дистанционно открывающиеся двери, опускающиеся и придавливающие потолки, поднимающиеся ступеньки и другие движущиеся элементы.
  • Появление противников, обладающих способностями к полёту (пробежать под которыми, либо пролететь сверху в прыжке всё равно не представлялось возможным).
  • Звуковая подсистема поддерживала стереозвук и микширование до 8 эффектов одновременно.
  • Персонаж при движении покачивался вверх-вниз, что создало бо́льшую иллюзию ходьбы (в Wolfenstein точка обзора находилась на постоянной высоте, игрок словно ехал в инвалидной коляске).
  • Разрешалось (хоть и не поощрялось) подключение дополнительных модулей (WAD-файлов) с уровнями, графикой и звуками.

Однако у движка были ограничения:

  • Лабиринт имеет горизонтальный пол с потолком и вертикальные стены.
  • Две комнаты не могут находиться одна над другой. Таким образом, карта уровня является совершенно двумерной.
  • Во всей игре масштаб спрайтов и текстур был постоянным (в отличие от, например, Duke Nukem 3D). Поэтому, например, невозможно установить высокодетализированный плакат на менее детальной стене.
  • Лишь зачаточное взаимодействие игрока с игровыми предметами: невозможно выбить окно, сломать стену, толкнуть ящик и т. д.
  • На персонажей не влияла разница в высоте этажей — рыскающий в подвале имп вполне мог нанести повреждения игроку, находящемуся в паре сотен метров выше, на чердаке.

Для ускорения отображения используется BSP-дерево (в отличие от порталов в Duke Nukem 3D). Объекты изображались в виде спрайтов.

Многопользовательская игра

В Doom были два многопользовательских режима: кооперативная игра и deathmatch. Кооперативная – модификация обычной одиночной игры, когда несколько игроков вместе проходят уровни, сражаясь против монстров. В режиме deathmatch игроки перестреливаются друг с другом, набирая фраги (очки). Начиная с версии 1.5, в Doom появился режим Deathmatch 2.0. Правила Deathmatch 2.0 и стали классическими правилами deathmatch'а.

Эти правила таковы. Игроки появляются в лабиринте со слабыми пистолетами. В лабиринте можно найти более мощное оружие. Когда оружие подбирается, оно исчезает, а через некоторое время появляется вновь. За каждого убитого соперника игрок зарабатывает одно очко (фраг), за самоубийство фраг вычитается. Убитый мгновенно воскресает в другом месте с пистолетом. Побеждает тот, кто заработал больше фрагов.

Doom поддерживал до 4 игроков по локальной сети (протокол IPX), модему и последовательному кабелю.

Версии Doom

  1. Doom: The Operating System. Изначальная версия Doom. Имеет три эпизода (Knee Deep in the Dead, The Shores of Hell, Inferno). Выпускалась в версиях 1.0, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6. Кодовое название registered.
  2. Незарегистрированная версия Doom (распространяющаяся бесплатно). Имеет лишь первый эпизод Knee Deep in the Dead, из семи видов оружия есть только пять. Кодовое название shareware.
  3. Doom II: Hell on Earth. Выпущена через год после выхода первого Doom. Благодаря новым монстрам и сбалансированной сложности игра стала «стандартной» версией Doom. Выпускалась в версиях 1.666, 1.7, 1.8 и 1.9. Кодовое название commercial.
  4. Ultimate Doom. К первым трём эпизодам добавлен четвёртый: Thy Flesh Consumed. Этот эпизод очень сложен; сложнее даже, чем Doom II. Кодовое название retail. Версия EXE-файла — 1.9.
  5. Final Doom: Evilution. Аддон, выпущенный Team TNT на основе Doom 2. EXE-файлы Evilution имеют только версию 1.9. Игра несколько сложнее Doom II, однако она доступна для игроков средней руки.
  6. Final Doom: Plutonia Experiment. Также выпущен Team TNT. Сложность этой игры чрезвычайно высока, и очень немногие проходили её.
  7. Doom II: The Long Day.

Игры на движке Doom'а

Движок Doom'а продавался другим компаниям. На нём был сделан ряд игр. Среди них:

  • Heretic (добавлен обзор вверх-вниз);
  • HeXen (добавлены прыжки, элементы нелинейности; три разных главных персонажа, некоторые монстры могут появляться также из под воды или из под земли; новые визуальные эффекты (брызги воды, искры, туман)), возможность свободно перемещаться между уровнями в рамках одного эпизода;
  • Strife.

Также фанами игры создавались пользовательские моды, полностью преображавшие движок игры. Среди них можно указать моды по фильмам «Охотники за привидениями», «Бэтмен» и «Секретные материалы».

В последнее время появилось множество mod-ов для DOOM, позволяющих играть с более высоким разрешением, чем в оригинальном DOOM (там оно было 320*200 точек), использовать различные возможности (mouse look, прицел, и.т.д), а так же другие опции. Такими mod-ами являются: Legacy DOOM, ZDOOM, jDOOM, Doom 95, и т. д.

Среди них следует особо выделить jDOOM - эта программа переводит DOOM на полностью трёхмерный движок - графика находится под управлением OpenGL, модели монстров, оружия и предметов - полностью трёхмерные, присутствуют эффекты освещения и mouse look по обоим осям (x, y). Одним словом, jDOOM совершенно преображает старый, 2,5-мерный DOOM, превращая его в полноценную современную 3D-игру.

В Legacy DOOM и ZDOOM присутствует возможность игры с ботами - в ZDOOM и Legacy DOOM они встроенные. Хорошим примером ботов для Legacy DOOM является программа UAC bot - боты играют на очень неплохом уровне, составляя достойную конкуренцию игроку, чего нельзя сказать о Cajun bot для ZDOOM.

DOOM 95 - программа имеет полностью оконный интерфейс, специально предназначенный для работы под ОС Windows. Для работы со всеми подобными mod-ами необходимо поместить в папку с mod-ом wad-файл из игры, в которую вы хотите играть (DOOM/DOOM 2/Final DOOM). Некоторые DOOM-моды поддерживают работу с wad-файлами из игр Hexen и Heretic.

Насилие

Игра содержала много насилия и приписываемой сатанистам символики, поэтому она вызвала оживлённые дебаты. В ряде стран Doom был запрещён. В Германии Doom 2 вышел без бонусных секретных уровней в стиле Wolfenstein 3D из-за присутствия запрещённой нацистской символики.

Наследие Doom'а

Благодаря относительной простоте движка, было написано несколько простых в освоении редакторов уровней для этой игры. Многие разработчики игр начинали именно с конструирования уровней для Doom'а.

Набор оружия из Doom, содержащий пистолет, дробовик, пулемёт и ракетницу стал эталонным для шутеров от первого лица, а встречаемая в игре бензопила стала неотъемлемым символом всей серии игр Doom.

Как сказано выше, Doom стал основоположником deathmatch'а. В 1998 году исходный текст игры был опубликован на условиях GPL. Благодаря этому, были созданы многочисленные любительские моды игры, а также версии Doom'а для новых платформ: AmigaOS, MacOS, Windows, Symbian OS, Palm OS и др. Была добавлена поддержка OpenGL, введена консоль, усовершенствован сетевой код и т. д.

Всё ещё есть довольно активное сообщество поклонников Doom'а (именующих себя Думерами), которые продолжают дорабатывать моды, конструировать уровни и соревноваться в скоростном прохождении уровня.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home