Пеньковская культура

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Пеньковская (антская) культураархеологическая культура, которая бытовала в Среднем Поднепровье (Украина) приблизительно в VI — начале VIII века н. э. Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 50-х годов в Потясминье работами Кременчугской новостроечной экспедиции под руководством Д. Т. Березовца. Экспедиция исследовала культуру у села Пеньковки, названую позже пеньковской культурой. С тех пор было обнаружено множество подобных поселений. Их исследовали такие археологи как Баран В. Д., Приходнюк О. М., Русанова И. П., Седов В. В. и многие другие.

Содержание

География

К наиболее исследованным памятникам пеньковской культуры относятся поселения Вильховчик, Будище, Игрень-Подкова и группа могильников в окрестностях села Большая Андрусовка в Поднепровье; поселения Хитцы, Заньки, Бельск, Полузорье, Сушки на левобережье Днепра; поселение Скибницы, Семенки, Кочубеевка и металлургический комплекс возле села Гайворон. на Южном Буге.

Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Нижнего Подунавья на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья он соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.

Поселения, дома

Среди памятников пеньковской культуры наибольшее распространение получили поселения открытого типа (селища), занимающие низинные участки первых надпойменных террас. Этому есть естественное объяснение. Поселения размещали на легких для обработки грунтах. Иногда поселения размешались на дюнных всхолмлениях и мысовидных выступах. Эти поселения почти всегда располагались в долинах мелких рек и ручьев. Для поселений выбирали места, которые не требовали искусственных укреплений. Реки, леса, болота, овраги служили для них естественною защитой и делали поселения малодоступными. Поселения располагались гнездами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. За редким исключением, количество жилищ было не больше 30, при этом использовалось одновременно не больше 12-15.

Домостроительство представлено полуземлянками, землянками, хозяйственными постройками, хозяйственными ямами и производственными помещениями. Преимущественным типом жилищ считается полуземлянка. Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Каркасная полуземлянка представляла собой яму 0,6-0,8 метров, по периметру которой находились укрепляющие жилище столбы. Кровля была покрыта бревнами. Срубная полуземлянка представляла собою яму тех же примерно размеров, но внутри ее находился деревянный сруб. Каркасные постройки считаются более ранними по времени, а срубные более поздними. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. В овальной форме также сказывается кочевническое влияние. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землей.

Вход в жилище обычно располагался с южной или восточной стороны. Отапливалось жилище очагом или печкой-каменкой. Для ранних жилищ характерны очаги, а для поздних каменные печи. Обычно очаг или печка находились в противоположном углу от входа. Очаг обычно делался из крупных и мелких кусков песчаника. В его строении видны еще кочевнические настроения. Печи-каменки делались также из песчанника. Камни между собой скреплялись глиною, а иногда вообще ничем не скреплялись. Иногда в основу печи клали большую каменную плиту.

Хозяйственные ямы представляют собой углубленные в почву на 0,7 −0,9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м., печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следу от которых не сохранились.

Погребения

Погребальный обряд представлен трупосожжениями. Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы и тому подобное. Погребения, как правило, располагались в 0,5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности.

Хозяйство

Основой хозяйства пеньковской культуры было пашенное земледелие и приселищное животноводство. Практиковалась и ручная обработка земли приусадебных участков железными теслами-мотыжками. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овес, рожь и коноплю. Данные о выращиваемых культурах получены путем палеоботанических исследований зерен злаков и их отпечатков на керамике.

Генезис и связь с другими культурами

Точки зрения на пеньковскую культуру существуют разные. Д. Т. Березовец поначалу считал эту культуру — культурой летописных уличей уличи]. Позже он высказывал немного осторожнее и считал, что пеньковские древности оставлены пришедшими с севера славянами, и что это единая славянская культура. П. Н. Третьяков усматривал генетическую подоснову пеньковских древностей в позднезарубенецких памятниках Верхнего Поднепровья. Согласно его версии, славянские зарубинецкие племена, занимавшие территорию Лесостепного Правобережья Днепра, поречье Припяти и Верхнего Поднестровья в 2-3 веках нашей эры были оттесняны на север и северо-восток черняховским населением. В послегуннское время, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, начинается обратный процесс расселения славян на юг, вследствии чего они заняли обширную территорию Днепро-Днестровского лесостепного района и бассейн нижнего Дуная.

В. В. Седов считает пеньковскую культуру славянской (антской), высказываясь в пользу ее черняховской подосновы. Однако он отмечает, что эта культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а закончила свое существование в начале 8 века нашей эры. А. Т. Смиленко также считает пеньковское население антами, но в процесс формирование этой народности она включает не только черняховское население, но и северные племена восточных славян. Также славянской считают пеньковскую культуру такие авторы, как В. Д. Баран, Е. А. Горюнов, В. К. Михеев, О. М. Приходнюк, О. В. Сухобоков, П. И. Хавлюк.

Но все же некоторые авторы определяют эту культуру, как неславянскую или несовсем славянскую. Так М. И. Артамонов считает пеньковскую культуру болгарской и приводит много интересных доказательств в пользу этого. И. П. Русанова корни этих древностей видит в черняховском, неславянском по ее мнению населении. Она считает пеньковский этнос полиэтническим (многонациональным), в который входили болгары, славяне, иранское население и другие народности. И лишь постепенно, на самом позднем этапе существования племена пеньковской культуры славянизируются под влиянием северных соседей.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home