Майтрея

Имена
санскрит: मैत्रेय
(Майтрея)
пали: मैत्तेय
(Меттейя)
китайский 弥勒菩薩
(Mí Lè Pú Sa)
японский 弥勒菩薩
(Мироку босацу)
вьетнамский Di-lặc Bồ Tát
тибетский Byams-pa
корейский 미륵보살
(Mi Rug Bo Sal)

Буддизм
Культура
История
Люди
Страны
Школы
Храмы
Терминология
Тексты
Хронология
Форум
Портал

Бодхисаттва Майтрея (также Майтрейя, Меттейя, Майтри) почитается в различных школах буддизма, особенно в тибетском и дальневосточном буддизме. Майтрея именуется Буддой будущего. Майтрея — бодхисаттва, который, как некоторые буддисты верят, рано или поздно появится на Земле, достигнет полного просветления, и будет учить чистой дхарме.

Содержание

Культ Майтреи

Бодхисаттва Майтрея будет наследником исторического Будды Гаутамы. Предсказано, что он будет «господом мира, объединяющим своих подданных». Пророчество о прибытии Майтреи найдено в канонической литературе всех школ буддизма (Тхеравада, Махаяна, Ваджраяна и признано большинством буддистов как утверждение о реальном моменте, который свершится в отдалённом будущем.

Одно из самых ранних упоминаний имени Майтреи — санскритский текст «Майтреявьякарана» (санскр. मैत्रेयव्याकरण, maitreyavyākaraṇa?) — «Пророчество Майтреи», утверждающая, что боги, люди и другие существа будут поклоняться Майтрее и утратят сомнения, и потоки привязанностей их иссякнут: свободные от всяческой нищеты они смогут пересечь океан становления, и, по учению Майтрейи они будут вести святую жизнь. Никогда более они не будут расценивать что-либо как принадлежащее им, ничего не будет им принадлежать, ни золото или серебро, ни дом, ни близкие! Но будут вести они святую целомудренную жизнь под водительством Майтреи. Они разорвут сеть страстей, они смогут входить в священный транс, и им будет принадлежать изобилие радости и счастья за праведную жизнь их, ведомую под управлением Майтреи.

Небеса Тушита

Будда Майтрея пребывает на Небесах Тушита (санскр. तुषित, tuṣita?, «Сад Радости») в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для Спасения. В буддийских писаниях говорится, что пришествие Майтреи произойдёт в период, когда длительность жизни людей достигнет 80000 лет, а мир будет находиться под управлением справедливого буддийского правителя. Одно из писаний гласит, что это случится через 5 миллиардов 690 миллионов лет.

Небеса Тушита — это четвёртый снизу мир из шести Небес богов Мира Желаний (Мира Страстей, Камалока), как описано в сутрах. В мире Тушита перевоплощаются существа, соблюдавшие пять заповедей: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги, не употребляй спиртные напитки — а также взращивавшие добрыми поступками и медитацией безмерные состояния сознания: Любящее сердце, Сострадание, Сорадование (Похвалу), Равновесие Пробуждённого Ума (Беспристрастность) — другими словами, те качества, которые составляют сущность пробуждённого ума. В этом мире перерождаются бодхисаттвы. Согласно сутрам Махаяны Будда Шакьямуни перед тем, как переродиться на Земле две с половиной тысячи лет назад, воплотился на этих Небесах.

Явление Майтреи

Явление Майтреи совпадёт со становлением новой школы, превосходящей учение Будды Гаутамы. Предсказано, что Майтрея достигнет просветления за семь дней (минимальный срок) из-за подготовки к буддовости в течение многих его жизней (по аналогии с тем, что рассказывается в повествованиях Джатака о Будде Шакьямуни).

Приход Майтреи характеризуется следующим природным явлением: океаны уменьшатся в размерах, чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. Кроме того. людям откроется истинная дхарма, чтобы можно было создать новый мир.

Чтобы человечество могло узнать явление Майтреи, должно выполняться несколько условий: должны даваться подношения монахам, выполняться моральные правила и приноситься пожертвования в святилища.

Среди явлений, должных предвещать появление второго Будды перечисляются также: прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.

Майтрею признают все течения буддизма. Его имя часто упоминается в комментариях буддийской литературы.

Бодхисаттва Майтрея вдохновил Асангу, который сформулировал важные положения школы йогачары, написав несколько сочинений от Майтреи, ставших классическими. По мнению ряда исследователей, автором данных сочинений был реальный учитель того времени Майтрея-Натха, который для Асанги ассоциировался с бодхисаттвой Майтреей. Объяснения Майтреи и Асанги повлияли на брата Асанги, Васубандху, который стал после этого активным сторонником Махаяны.

Иконография

В иконографии Майтрею изображают в нескольких формах. Часто он сидит на возвышении, похожем на стул или кресло. Иногда его изображают на белом коне. Порой его представляют сидящим в традиционной позе Будды, с перекрещёнными ногами, либо в лалитасане (поза, когда одна нога свешивается, опираясь иногда на меньший лотос, а другая лежит так, как в обычном положении Будды).

Майтрея убран в украшения. Если на его голове корона, то она венчается небольшой ступой (чайтья, чортен; сооружение, символизирующее Вселенную в буддизме). Его тело золотисто-жёлтого цвета, он носит монашескую одежду. Руки сложены в дхармачакра-мудре (жест изложения буддийского закона). Встречается форма Майтреи с тремя лицами и четырьмя руками. Одна из его левых рук держит цветок нагкешвара (шафран), положение одной из правых рук — варада-мудра (жест дарующего благо), две других руки сложены у груди в дхармачакра-мудре, или в иных жестах.

В иконографии Греко-буддийского искусства Гандхары, в первые века нашей эры Майтрея был самым популярным персонажем, наряду с Буддой Гаутамой. В Китае, культ Майтреи, вероятно, был развит раньше культа будды Амитабхи (уже в III веке н. э.)

Источники

Имя Майтрея или Меттейя (пали) — производная от слова майтри (санскр. मैत्री, maitrī?) или метта (пали: mettā), означающее «добросердечность», которое, в свою очередь, происходит от существительного митра (санскр. मित्र, mitra?), митта (пали: mitta) — «друг».

Некоторые исследователи считают, что на культ Майтреи (который часто изображается сидящим «по-европейски» на троне) оказал влияние зороастрийский культ бога Митры, ассоциировавшегося с Солнцем.

Пол Уильямс считает, что некоторые идеи зороастризма повлияли на культ Майтреи, в частности — ожидание небесного спасителя, необходимость выбора праведности и спасения мира. С другой стороны, указанные идеи не являются уникальными ни для зороастризма, ни для культа Майтреи.

Образ Майтреи в тибетском буддизме

Образ Майтреи в дальневосточном буддизме

Лица, объявившие себя Майтреей

Китайский монах Хотэй, после своей смерти стал широко почитаться как воплощение бодхисаттвы Майтреи. Его изображение в качестве Смеющегося будды до сих пор очень популярно в Восточной Азии.

Несмотря на то, что несколько человек провозглашали себя воплощениями Майтреи, ни один их них не был признан ни сангхой в частности, ни буддийским сообществом вообще. Особенную трудность для самозваных «воплощений» Майтреи представляет наличие недвусмысленных предсказаний о его приходе, оставленных самим Буддой Гаутамой (таких как полное забвение учения Будды и уничтожение огнём всех реликвий Будды Шакьямуни на месте Просветления будды в Бодхгае).

Один из примеров самопровозглашения себя воплощением Майтреи — Лу Чжун И, 17 патриарх секты И Гуань Дао.

Рон Хаббард, основатель сайентологии, так же провозгласил себя исполнением пророчества о Майтрее в поэме «Гимн Азии» (19551956 годы).

Некоторые также считают, что непальский монах Рам Бахадур Бомджон, начавший продолжительную медитацию 16 мая 2005 года, может быть воплощением Майтреи. Сам он отрицал, что является буддой. После 10 месяцев медитации без пищи и воды он исчез, и теперь разыскивается полицией Непала.

Майтрея в школах нью-эйдж и в небуддийских школах

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home