Национальный антитеррористический комитет

Национальный антитеррористический комитет (НАК) — орган исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Создаётся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Руководство деятельностью НАК осуществляет его председатель — директор ФСБ России (по должности), в настоящее время — Николай Патрушев.

В состав комитета входят руководители всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации образуются антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Для организации планирования применения сил и средств органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образуется Федеральный оперативный штаб, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации — оперативные штабы, которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.

Содержание

Направления деятельности НАК

  • Подготовка предложений для президента России по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию российского законодательства в этой области;
  • координация антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации;
  • разработка мер по противодействию терроризму и устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;
  • участие в международном антитеррористическом сотрудничестве;
  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

Полномочия

Решения НАК обязательны для всех федеральных органов власти, руководители которых входят в его состав, а в регионах распоряжения антитеррористических комиссий и оперативных штабов обязательны даже для органов местного самоуправления.

НАК уполномочен:

  • принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также контролировать их исполнение;
  • запрашивать необходимые материалы и информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;
  • привлекать для участия в работе должностных лиц и специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

Состав НАК по должностям

  • Директор ФСБ России (председатель НАК)
  • Заместитель Руководителя Администрации Президента РФ — помощник Президента РФ
  • Министр внутренних дел РФ (заместитель председателя НАК)
  • Заместитель директора ФСБ России (заместитель председателя НАК — руководитель аппарата НАК)
  • Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ (по согласованию)
  • Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (по согласованию)
  • Руководитель Аппарата Правительства РФ — Министр РФ
  • Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министр иностранных дел РФ
  • Министр здравоохранения и социального развития РФ
  • Министр информационных технологий и связи РФ
  • Министр промышленности и энергетики РФ
  • Министр транспорта РФ
  • Министр юстиции РФ
  • Директор СВР России
  • Директор ФСО России
  • Руководитель Росфинмониторинга
  • Начальник Генштаба ВС РФ — первый заместитель Министра обороны РФ
  • Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ

Состав Федерального оперативного штаба по должностям

  • Руководитель штаба
  • Министр внутренних дел РФ (заместитель руководителя штаба)
  • Заместитель директора ФСБ России, заместитель председателя НАК — руководитель аппарата НАК (заместитель руководителя штаба)
  • Заместитель Председателя Правительства РФ — Министр обороны РФ
  • Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министр иностранных дел РФ
  • Директор СВР России
  • Директор ФСО России
  • Руководитель Росфинмониторинга
  • Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ

Борьба с терроризмом на Северном Кавказе

В соответствии с Указом Президента РФ N 116 «О мерах по противодействию терроризму», до решения вопроса о совершенствовании управления контртеррористическими операциями на Северном Кавказе организацию планирования применения сил и средств по обнаружению террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении терактов на территории Северного Кавказа, а также по пресечению их деятельности продолжают осуществлять Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Региональный оперативный штаб, деятельность которых регулируется президентскими указами от 22 января 2001 г. N 61 и от 30 июня 2003 г. N 715.

Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, созданная после бесланских событий в сентябре 2004, преобразовывается в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в последнее время руководил полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак.

В августе 2006 руководитель НАК Николай Патрушев на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что, хотя террористическое подполье в Чечне удалось разгромить, но оперативная обстановка в ЮФО сохраняется напряжённой. По его словам, «успешные контртеррористические операции послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в Ингушетии и Северной Осетии, население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом 2006 в населённых пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.

Закон «О противодействии терроризму»

Согласно Указу «О мерах по противодействию терроризму», формирование НАК начнётся лишь после вступления в силу закона «О противодействии терроризму». Законопроект «О противодействии терроризму» был принят в первом чтении ещё в декабре 2004, после терактов в Москве и Беслане, но пролежал практически без движения целый год, пока Владимир Путин не издал свой Указ. После этого Госдума спешно внесла в законопроект необходимые правки и уже 26 февраля 2006 приняла его в третьем чтении. Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму — в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Закон приведён в полное соответствие с президентским указом — основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм» — «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».

Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом вооружённые силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home