Дуван, Исаак Эзрович

Исаак Эзрович Дуван (Дуван-Торцов; 1873, Евпатория1939, Париж) — выдающийся караимский актёр и режиссёр, крупный театральный деятель.

Содержание

Жизненный путь

И. Э. Дуван родился и вырос в известной караимской семье: отец — общественный деятель и филантроп Эзра Исаакович Дуван. Брат — Дуван Семён Эзрович — городской голова Евпатории. Дед — Семён Соломонович Бобович — первый гахам крымских караимов.

Адвокатская карьера

Первоначальное образование получил в евпаторийской прогимназии и затем в симферопольской гимназии. В 1896 году окончил юридический факультет Киевского университета, а спустя три года стал старшим кандидатом при киевской судебной палате. Но адвокатская карьера не манила Исаака Эзровича, ибо с ранней молодости его манила сцена.

Увлечение театром

Увлечение театром у Исаака Эзровича началось со школьной скамьи. Поступив в университет, участвовал в спектаклях Киевского драматического общества, в течение двух сезонов играл на сцене киевского железнодорожного театра. В 1901 году он был приглашен в драматическую труппу Н. Н. Соловцова, у которого прослужил два сезона в Одессе и Киеве.

Самостоятельная постановка спектаклей

В 1904 году Исаак Эзрович снял городской театр в Вильне, одновременно занялся постановкой спектаклей в виленском народном театре. В 1905 году перес свою деятельность в Киев, где состоял антрепренером в театре киевского общества грамотности, а с 1906 года одновременно работал в театре «Соловцов».

Сценически-педагогическая деятельность

Как артист, Исаак Эзрович придерживался лучших традиций русского классического театра и отличался в своей игре большим благородством тона, несмотря на комический и бытовой характер своего репертуара.

Работа в Киевском театре

И. Э. Дуван состоял преподавателем в драматической школе киевского общества искусства и литературы. Его амплуа — комик-резонер. Лучшие и любимые его роли: Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя), Подколесин («Женитьба»), Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Расплюев («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), большинство героев А. Н. Островского

Работа в Московском Художественном театре

Журналы и газеты («Русские ведомости», «Рампа и жизнь», «Московские ведомости», журнал «Театр и искусство», выходивший в Санкт-Петербурге) сообщали: «В труппу Художественного театра на будущий сезон […] приглашен […] антрепренер Киевского театра „Соловцов“ г. Дуван-Торцов».

В сезоне 1912—1913 годов И. Э. Дуван-Торцов сыграл несколько ролей: Короткова («Живой труп»), Ступендьева («Провинциалка»), Хлеба («Синяя птица»), Михаила Головина («Царь Фёдор Иоанович»), Беральда («Мнимый больной»), где его партнером был сам патриарх русской сцены К. С. Станиславский.

В 1913 году в театре был восстановлен спектакль «У жизни в лапах» К. Гамсуна. Несколько актёров были введены в новую постановку, в их числе и И. Э. Дуван-Торцов — он исполнял маленькую роль кузена Теодора.

Уход из Московского Художественного театра

Период жизни в МХТ оказался непродолжительным. В 1914 году Исаак Эзрович завершил свою деятельность в Художественном театре. В. Шверубович, сын актёра Василия Качалова, в своей книге «О старом Художественном театре» так вспоминает о нем:

…И. Э. Дуван-Торцов вступил в труппу МХТ. Играл он очень мало и держал себя чрезвычайно скромно, даже робко. Я помню его в крошечной роли кузена Теодора (У жизни в лапах) и Хлеба (Синяя птица) и во Второй студии, где он в очередь с Аслановым играл в «Зеленом кольце» роль отца Финочки. После революции он каким-то образом оказался в Софии, где его пригласили на должность главного режиссера драматической труппы.

. Решение об уходе из МХТ было непростым. В одном из своих писем, адресованных В. И. Немировичу-Данченко, он замечает:

«Я прекрасно знаю по себе, как тяжело уходить из такого театра, как Ваш, и как много муки надо принять, прежде чем решиться на это… И до сих пор в глубине души непрестанно шевелится сомнение — надо ли было уходить!..»

В том же году Дуван-Торцова пригласили Общим руководителем в Общедоступный драматический театр в Каретном ряду. Будучи Действительным членом Императорского Русского Театрального общества, он подписал договор с В. П. Суходольским, который открывал с сезона 1914—1915 года в помещении Свободного театра в доме Щукина Драматический театр. Но продлился договор всего 1 год и 4 месяца, затем была II студия Художественного театра, с 1917 года Исаак Эзрович — директор киевского театра «Соловцов».

В 1920-х годах Дуван-Торцов работает в берлинском театре «Синяя птица» и в «Пражской группе» Московского Художественного театра, преимущественно в качестве режиссёра. Последние годы жизни Дуван-Торцова прошли в Париже.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home