Китано, Такэси

Такэ́си Кита́но (в русской прессе, как правило, именуется Таке́ши Кита́но, яп. 北野 武, Kitano Takeshi; род. 18 января 1947 г.) — японский комик, актёр, автор, поэт, художник и кинорежиссёр, получивший признание как и в его родной Японии, так и за границей за его уникальные кинематографические работы. Он использует псевдоним Beat Takeshi (ビートたけし Bīto Takeshi) во всех своих работах, кроме режиссёрских. С апреля 2005 он занимает должность профессора магистратуры изобразительных искусств (Токийский национальный университет изобразительных искусств и музыки).

Большинство сюжетов фильмов Китано — о японских бандитах-якудза или полиции, как правило достаточно серьёзные в плане подтекста и включающие философскую компоненту. Китано часто применяет так называемые «длинные» кадры, в которых почти не происходит действия или же переходит сразу к последствиям произошедших событий, пропуская промежуточные этапы, что также отличает «кинематографию от Китано». Многие же ленты отражают суровую, возможно даже нигилистическую философию, но при этом наполнены специфическим авторским юмором и вниманием к человеческим сторонам характеров героев. Парадоксально, но фильмы Китано нередко оставляют противоречивые чувства: при поверхностном рассмотрении это «чёрные» гангстерские комедии, однако они поднимают глубокии вопросы морали и дают пищу для продолжительных размышлений. Интересно, что в то время как слава Китано как режиссёра умных и неожиданных артхаусных фильмов во всем мире продолжает расти, японская публика воспринимает его скорее как телеведущего и комика. Показ фильма «Затоичи» в 2003 остаётся его наибольшим кинематографическим успехом на родине. Китано редко и осмотрительно даёт интервью, скрывая свою загадочную личность за маской обычного весёлого парня. Собственное отношение к религии Китано не афиширует; брал телевизионное интервью у Сёко Асахара — основателя неоднозначной японской религиозного буддийской группы «Аум Синрикё», дважды.

Содержание

Молодость

Родился в Адати, Токио в 1947 году. После того, как его отчислили из университета Мэйдзи, где он обучался на инженера в течение 4 лет, Китано нашёл себе работу лифтёра в ночном клубе и многому научился там у комика Сэндзабуро Фуками. Когда один из основных исполнителей клуба заболел, Китано занял его место. Так началась карьера одного из наиболее интересных кинорежиссёров современности.

В 1970-х, совместно с другом Киёси Канэко, Китано основал комический дуэт. Они вышли на сцену с именами Beat Takeshi и Beat Kiyoshi (Бит Такэси и Бит Киёси), иногда называя себя Two Beat. В 1976 они с большим успехом дебютировали на телевидении. Популярность дуэта во многом объяснялась текстами Китано, которые были гораздо более непристойными, чем подразумевается каноном комедийного жанра мандзай. В качестве тем Китано выбирал жизни социально уязвлённых людей: стариков, инвалидов, бедных, детей, женщин, некрасивых и глупых. Дуэт двух комиков распался, когда Китано решил уйти, но всё же их сотрудничество считается одним из самых удачных в японской сатире в 1970-е — 1980-е годы XX века. Приставка «Бит» сохранилась в имени Китано-актёра с той самой поры, и современные японцы называют Китано «Битом Такэси».

Карьера режиссёра

После нескольких ролей, в основном комических, в 1989 году Китано был принят на главную роль в фильм «Жестокий полицейский», где он должен был сыграть неуравновешенного полицейского. Когда режиссёр заболел и не смог продолжать работу над фильмом, Китано удалось доснять картину самостоятельно, в процессе съёмок он существенно изменив сценарий и способ подачи материала. Фильм оказался успешным и положил начало режиссёрской карьере Китано. Впоследствие Китано часто вспоминал об этом знаменательном событии (болезни режиссёра), поскольку без профильного кинематографического образования режиссёрскую карьеру в Японии начать практически невозможно.

Второй фильм Китано в качестве режиссёра и первый в роли сценариста вышел в 1990 году — «Точка кипения». Масахико Оно, позднее также сыгрывший эпизодическую роль в «Фейерверке», исполнил главную роль: заурядного молодого человека, работающего на автозаправке и играющего в любительской бейсбольной команде. Когда тренер команды подвергается нападению со стороны местных якудза, он для то, чтобы отомстить гангстерам, вместе с приятелем направляется на Окинаву для покупки оружия на одной из американских военных баз. По пути они знакомятся с якудзой-маргиналом, роль которого играет Китано. Получив полный контроль над сценарием и режиссурой, Китано удалось в этом фильме заложить основы своего необычного авторского стиля, характерными элементами которого являются шокирующая жестокость, причудливый чёрный юмор и долгие стоп-кадры.

Третий по счёту фильм, «Сцены у моря», вышел в 1991 году. В сюжет на этот раз не попали гангстеры, а главным героем стал глухонемой неудачник-мусорщик, который настойчиво учится сёрфингу под аккомпанемент насмешек циников-друзей. Как и многие другие картины, фильм проникнут тонким юмором и заканчивается смертью главного героя, тонущего в море.

Зарубежная аудитория, постепенно превзошедшая «родную» японскую численно, заметила Китано после выхода фильма «Сонатина» в 1993 году. В фильме Китано играет токийского якудзу Муракаву, отправленного на остров Окинава для прекращения противостояния двух местных кланов. Муракава, пресытившись своим образом жизни и узнав, что само его задание — не более чем ловушка, принимает последствия без возражений, превращая происходящее в жестокий фарс, построенный как и во многих других работах Китано из череды трагикомических эпизодов. Фатализм главного героя, нашедший выражение и в этом фильме, стал своего рода «визитной карточкой» режиссёра. Фильм «Сонатина» был высоко оценён японским писателем Кэндзабуро Оэ.

Фильм «Снял кого-нибудь?» (1995) возвращает Китано к его комедийным корням. Фильм представляет из себя серию комических сцен, некоторым образом связанных с главным персонажем, безуспешно пытающимся заняться сексом в машине. В Японии картина не вызвала интереса у зрителей. Критики сочли ленту пародией на популярные японские фильмы (например, «Годзилла» и Затоичи). Фильм продемонстрировал принципиальное нежелание Китано снимать заведомо коммерчески успешные ленты (такие, как молодёжный триллер «Звонок» или «Сумрачный самурай» режиссёра Ёдзи Ямады, повествующий о доброте и принципиальности японских самураев).

В 1995 году Китано попал в аварию (разбился на мотоцикле). Ранения вызвали паралич одной стороны его тела, и потребовалась сложная операция, чтобы восстановить работоспособность мышц лица. Хотя зарубежная пресса сочла, что Китано уже не вернётся к съёмкам фильмов, тот отверг эти предположения, сняв «Ребята возвращаются» в 1996 году, сразу после выздоровления.

Восстановившись после аварии, Китано занялся изобразительным искусством. Его яркий, упрощенный стиль живописи напоминает стиль Марка Шагала. Рисунки Китано были опубликованы в книгах (в качестве иллюстраций), представлены на выставках и на обложках саундтреков к собственным фильмам. Наиболее ярко они представлены в фильме 1997 года «Фейерверк», где выполняют роль стержня образной системы произведения. «Фейерверк» был очень высоко оценён критиками и был удостоен приза Венецианского фестиваля. В фильме опять всплывает тема доброты и любви: стараясь не беспокоить умирающую от рака женщину, которую главный герой (бывший полицейский Ниси) возит по местам, где женщина мечтала побывать, все возникающие проблемы Ниси решает просто и эффективно: пуля в лоб. Фильм подтвердил репутацию Китано как одного из наиболее талантливых режиссёров современной Японии.

Китано продолжил регулярно снимать после аварии. Выпущенный в 1999 году фильм «Кикудзиро», показывает Китано в главной роли как никуда не годного бандита, который ходит с мальчиком, который ищет свою мать. «Брат якудзы» (2001), снятый в Лос-Анджелесе, показывает Китано как токийского якудзу в отставке, который строит наркоимперию в Лос-Анджелесе с помощью местного чернокожего бандита, которого играет Омар Эппс. Необычный «альтруизм в стиле Китано» проходит своего рода «красной нитью» через сюжет и здесь. Понимая трудновыполнимость замысла и невозможность благоприятного исхода завязавшегося противостояния группировок, отставной якудза (Китано) спокойно продолжает деятельность, помогая недальновидному брату, переехавшему в Америку. В финале, выведя из-под удара оставшегося в живых члена группировки (чернокожего бандита, безумно счастливого получить сумку полную стодолларовых купюр) Китано с улыбкой расплачивается с владельцем кафе и выходит навстречу своим врагам, на верную смерть. Этот фильм Китано был тепло принят в США и за границей.

Фильм «Куклы» (2002), в котором Китано как актёр не участвовал, содержит три отдельные истории любви. Фильм принято считать одной из самых визуально привлекательных картин Китано. Главная сюжетная линия — история юноши (Мацумото) и девушки (Савако), вынужденных прервать свои отношения из-за амбиций родителей молодого человека, которые пытаются устроить более выгодную в карьерном отношении свадьбу. Нарушения естественного хода взаимоотношений приводит к неудачной попытке самоубийства девушки накануне запланированной свадьбы Мацумото с дочерью директора фирмы, где он работает. Оставшись вживых, Савако переживает сильный психологический стресс. В результате Мацумото и Савако прерывают все связи с обществом и отправляются в бесцельное путешествие, в ходе которого они переживают во многом мифические метаморфозы, постепенно отождествляясь с персонажами пьесы Тикамацу, положенной в основу структуры фильма. Вторая сюжетная линия — история о якудзе, подавившим в юности свою любовь к простой девушке ради обретения власти и влияния. Спустя десятилетия, достигнув всего, чего желал, он вспоминает о словах, которые слышал, когда девушка прощалась в парке с ним, уезжавшим в большой город: «я всегда буду ждать тебя здесь». Приехав с телохранителем в парк в Сайтаму, он замечает уже постаревшую женщину. После одной из нескольких встреч с так и не узнавшей его возлюбленной, якудза погибает от рук наёмного убийцы. Третья сюжетная линия в интимных деталях и очень точно вопроизводит восприятие поп-музыки через историю любви молодого человека к японской певице Харуне Ямагути. Сам Китано отмечает, что визуальная привлекательность фильма способствовала неадекватности понимания зрителями его замысла: центральным элементом являются не истории любви как таковые, а акты немотивированного насилия, которыми они прерываются.

Успех у кинокритиков и поклонников интеллектуальных фильмов не принёс Китано особенного признания на родине. Несмотря на успех фильмов «Брат якудзы» и «Куклы», пресса критиковала его за неспособность снять «хороший» фильм уровня «Фейерверка» или «Сонатины». Ответ последовал в 2003 году в виде фильма «Затоичи», в котором сам Китано, уже традиционно, также сыграл. «Затоичи» стал наибольшим коммерческим успехом режиссёра в Японии, при этом хорошо прошёл и за рубежом и получил ряд наград. Нетрадиционная трактовка сюжета о японском народном герое, в версии Китано сразившимся с группировкой самураев ради кучки отщепенцев и неудачников (среди которых гомосексуалист и проститутка) достаточно необычна для Японии, страны, в которой кинематограф невероятно бережно относится к своему историческому наследию, а фильмы, восхваляющие доблесть самураев, ежегодно выходят в большом количестве.

Китано часто сотрудничал с композитором Дзё Хисаиси, написавшим музыку к большинству его картин. В последние годы это сотрудничество, однако, прекратилось.

Карьера актёра

Китано регулярно снимается в фильмах других режиссёров. Наиболее известные работы — роли второго плана в фильмах Нагисы Осимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» и «Табу», а также главная роль в экранизации романа Яна Согиру «Кровь и кости» (режиссёр Ёити Сай). Другие фильмы, где снялся Китано: «Джонни Мнемоник», «Королевская битва» и «Королевская битва 2».

Другие достижения

Китано написал более пятидесяти книг со стихами и кинокритикой, а также несколько романов, некоторые из которых были использованы в качестве сценариев другими режиссёрами. Китано также в течение многих лет является известным телеведущим. 7 сентября 2004 года Китано была присуждена степень бакалавра наук университетом Мэйдзи, откуда ранее он был отчислен.

Режиссёрские работы

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home