Экономика Южной Кореи

Экономика Южной Кореи
Валюта 1 южнокорейская вона (₩) = 100 чон (теоретически)
Фискальный год календарный год
Торговые организации АТЭС, ВТО и ОЭСР
Общая статистика [1](англ.)
ВВП 14-я в мире по ППС (2005), 10-я по номинальному ВВП;
ВВП (номинальный) $801,2 млрд. (2005, оценка)
ВВП (по ППС) $1 101 млрд. (2005, оценка)
Рост ВВП 4 % (2005, оценка)
ВВП на душу населения $22,600 (2005, оценка)
ВВП по секторам экономики сельское хозяйство (3,3 %), промышленность (40,3 %), сфера услуг (56,3 %) (2005, оценка)
Инфляция 2,8 % (2005, оценка)
Население за чертой бедности 5 % (2003, оценка)
Рабочая сила 23,53 млн человек (2005, оценка)
Занятые в отраслях экономики сельское хозяйство (6,4 %), промышленность (26,4 %), сфера услуг (67,2 %) (2005, оценка)
Безработица 3,7 % (2006, оценка)
Основные отрасли промышленности электроника, автомобилестроение, химическая промышленность, кораблестроение, сталь, текстиль, пищевая промышленность
Торговые партнёры [2](англ.)
Экспорт $288,2 млрд (2005)
Партнёры по экспорту Китай 21,8 %, США 14,6 %, Япония 8,5 %, Гонконг 5,5 % (2005)
Импорт $256 млрд. (2005)
Партнёры по импорту Япония 18,5 %, Китай 14,8 %, США 11,8 %, Саудовская Аравия 6,2 % (2004)
Бюджет [3](англ.)
Внутренний долг 20 % of ВВП (2005)
Внешний долг $153,9 млрд. (2005)
Иностранные кредиты $308,7 млрд. (2005)
Золотовалютные резервы $210,4 млрд. (2005)
Доходы $195 млрд. (2005)
Расходы $189 млрд. (2005)
Экономическая помощь $745 млн. (2005)

Экономика Южной Кореи по состоянию на 2006 год является 10-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной силы) и 14-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со ста долларов США в 1963 году, до более чем 20 000 долларов США в году 2005.

Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах страна экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века — в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того как президент страны Пак Чон Хи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а сама структура экономики сильно изменилась.

Бурный экономический рос в 80-х годах замедлился к концу десятилетия. К тому времени экономический рост замедлился до 6,5 % в год, а с ростом заработной платы населения выросла и инфляция.

Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а сейчас она составляет две трети всего ВВП[1].

Содержание

Исторический обзор

Послевоенное состояние (1945—1961)

Ко Второй мировой войне Корея подошла в качестве одной из беднейших стран мира с преимущественно аграрной экономикой. Послевоенная разруха и Корейская война не способствовали устойчивому развитию экономики страны. Правительство Ли Сын Мана опиралось на экономическую помощь иностранных государств, в частности США. Народное хозяйство страны находилось в упадке, доходы населения были очень низки.

После разделения Кореи на две части - КНДР и Южную Корею - разрушились давние связи между аграрным югом и индустриальным севером. Южная Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная. На юге были сосредоточены в основном предприятия лёгкой и пищевой промышленности[2].

Корейская война окончательно подорвала экономику страны. После окончания войны в был разработан план содействия южнокорейской экономике. США предоставили в 19541959 годах около 1,5 миллиарда долларов в виде субсидий и «займов развития» (займы составляли 12,4 миллиона долларов). Эти деньги в основном ушли на закупку американских продовольственных и потребительских товаров, лишь небольшая часть пошла на восстановление производственной инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства. Однако в первые послевоенные годы американская помощь способствовала сравнительно быстрому восстановлению экономики. Среднегодовые темпы прироста валового национального продукта составили в 19541958 годах 5,2 %, а обрабатывающая промышленность за эти годы удвоила свое производство [3].

К началу 1958 года число безработных и полубезработных составляло около 4,3 миллиона человек (36,6 % всего трудоспособного населения Южной Кореи)[3].

Начало бурного роста (1962—1970)

С начала 60-х годов XX века корейская экономика бурно развивалась. За три десятилетия (с 1962 по 1989 год) валовый национальный продукт увеличивался в среднем на 8 % в год, поднявшись с 2,3 миллиардов долларов в 1962 до 204 миллиардов в 1989. Средний годовой доход населения вырос с $87 на человека в 1962 до $4 830 в 1989. Промышленный сектор в 1962 году составлял 14,3 % от ВНП, а в 1987 году — 30,3 %. Объём торговли товарами народного потребления вырос с $480 миллионов в 1962 до $127,9 миллиардов в 1990.

Наиболее значимым фактором в ускорении развитии экономики страны стала экономическая политика нового президента Пак Чон Хи, который направил усилия правительства на привлечение иностранных инвестиций, увеличение объёма экспорта и индустриализацию экономики. Государство стало играть более заметную роль в экономической жизни общества. Стали внедряться элементы плановой экономики — пятилетние экономические планы.

В период развития лёгкой промышленности с 1962 по 1971 года иностранные инвестиции составили 2,6 миллиарда долларов, в основном в виде займов, предоставленных правительству и частному сектору[3].

Сделав ставку на промышленный сектор экономики и ориентированную на экспорт стратегию развития страны, правительство страны искусственно увеличило разрыв между промышленным и аграрным направлениями в экономике, что стало серьёзной проблемой к началу 70-х годов.

Период стабилизации (1970—1997)

К началу 1970-х годов, однако, промышленный сектор страны столкнулся с проблемами. До этого национальная промышленность производила дешёвые продукты используя дешёвую рабочую силу, что увеличивало конкурентную борьбу и протекционизм со сторону других развивающихся стран. Правительство ответило на это увеличением финансирования тяжёлой и химической промышленности и направлением инвестиций в капиталоёмкие и высокотехнологичные отрасли экономики[4].

Структурный переход к капиталоёмкой промышленности был сложным. Ситуацию осложняло то, что в конце 1970-х годов случился мировой энергетический кризис, приведший к увеличению цен на нефть и ограничивший объёмы южнокорейского экспорта. В 1980 году южнокорейская экономика пережила временный кризис: впервые с 1962 года национальная экономика показала отрицательный рост, увеличилась инфляция.

В начале 1980-х годов правительство страны начало широкомасштабные экономические реформы. С целью обуздания инфляции были приняты консервативная монетаристская политика и жёсткие фискальные меры. Рост денежной массы был ограничен с 30 % в 1970-х годах до 15 %. Бюджет ненадолго был заморожен. Вмешательство правительства в экономику сильно уменьшилось, а для иностранных инвесторов были созданы более свободные условия. Для того, чтобы сократить разрыв между городом и деревней, правительство увеличило инвестиции в такие проекты как дорожное строительство, создание сети коммуникаций и механизация деревнского труда [5].

Эти меры, наряду с общим оздоровлением мировой экономики, помогли южнокорейской экономике выйти на прежний уровень роста уже во второй половине 80-х годов. В период с 1982 по 1987 годы экономика росла в среднем на 9,2 % в год, а в период с 1986 по 1988 году — на 12,5 %. Инфляция, которая в 70-х годах составляла двузначную цифру, была взята под контроль, цены на товары народного потребления увеличивались в среднем на 4,7 % в год. Сеул добился существенного прибавления платёжного баланса в 1986 году, а прибавление в платёжном балансе в 1987 и 1988 годах составило соответственно $7,7 млрд. и $11,4 млрд. Такое бурное развитие помогло Южной Корее сократить свой внешний долг.

В конце 1980-х годов внутренний рынок стал основой экономического роста. Рост спроса на автомобили и другие дорогостоящие товары сильно увеличился вследствие общего роста платёжеспособности населения. Вследствие этого экономическая политика правительства, прежде направленная на привлечение экспортных товаров, изменилась в сторону самообеспечения, что привело к уменьшению зависимости от других государств. Особенно в те годы бурно развивался сектор услуг.

90-е годы ознаменовались тесной интеграцией Южной Кореи в мировую экономику (в середине 90-х годов она стала членом нескольких международных экономических организаций) и бурным ростом доходов населения. Однако, к 1990 году стало ясно, что высокие темпы роста 80-х годов замедлятся. Рост экономики в 1989 году составил всего 6,5 %. В первой половине 90-х годов темпы роста экономики снижаться не стали, напротив, было небольшое оживление — с ростом инвестиций и экспорта экономический рост увеличился с 3 % в 1992 году до 8,6 % в 1994 и 8,9 % в 1995. Валовый национальный продукт на душу населения вырос до $10 000 в 1995, а в 1996 году безработица достигла беспрецедентного уровня в 2 %. Инфляция оставалась относительно стабильной — 4 % в год[6].

Экономический кризис (1997)

Стабильное экономическое развитие южнокорейской экономики остановилось было прервано в 1997 году вместе с глобальным экономическим кризисом. В октябре 1997 года началось резкое снижение курса воны по отношению к доллару. К 21 ноября золотовалютные резервы страны были практически полностью истощены и для того, чтобы предотвратить полный крах экономики, правительство было вынуждено сделать крупные займы у Международного Валютного Фонда[7].

Серия мер, предпринятая правительством, включая ряд экономических реформ, позволили Южной Корее довольно скоро выйти из кризиса. Уже в 1999 году экономический рост составил 10 %, а в 2000 году - 9 %.

Текущее состояние

Замедление роста мировой экономики и падение объёмов экспорта в 2001 году сказались на южнокорейской экономике: в 2001 году рост составил всего 3,3 %. Однако уже в следующем, 2002 году экономика вышла на уровень роста 6 %. Реструктуризация больших компаний (чеболей), приватизация банков и общая либерализация экономики являются основными направлениями работы правительства страны. В 2004 году перспективы развития экономики выглядели не так хорошо, как за несколько лет до этого. Активная торговля с Китаем, однако, является хорошим фактором для развития Южной Кореи.

На данный момент южнокорейская экономика основывается прежде всего на производстве товаров народного потребления, таких как электроника, текстиль, автомобилестроение, а также на сектор тяжёлой промышленности: кораблестроение, производство стали. Продукция этих отраслей производства является основным предметом экспорта. Несмотря на то, что рынок импорта в последние годы стал более свободным, сектор сельского хозяйства до сих пор находится под политикой протекционизма из-за серьёзного несоответствия уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, например на рис, внутри страны и в мире. На 2005 год цена риса в Южной Корее была в пять раз больше, чем на международном рынке[8]. В конце 2004 года, однако, с Всемирной торговой организацией была достигнута договорённость о постепенном повышении доли импорта на рисовом рынке страны — к 2014 году импортированный рис должен составить 8 % всего потребляемого риса. Помимо этого, до 30 % импортированного риса должно поступать к конечным потреителям (до этого импортированный рис использовался в основном для производства различных продуктов питания и напитков, таких как соджу). К 2014 году рынок риса в Южной Корее должен стать полностью открытым.

Роль правительства

Экономическая политика Пак Чон Хи

В 1961 году генерал Пак Чон Хи сверг режим премьер-министра страны Чхан Мёна. Главным направлением его действий в экономической сфере было превращение страны из отсталой аграрной в современную индустриальную. Начиная с его правления экономика Южной Кореи переживала бурный рост.

Администрация Пак Чон Хи решила, что в экономическом развитии ключевую роль должно играть централизованное управление. Сложившияся в результате мер правительства структура экономики включала элементы как государственного капитализма, так и свободной торговли. Именно во время правления генерала Пака в стране появились чеболи — крупные частные конгломераты, занимающиеся различной деятельностью. Так правительство сохранило за собой право собственности на железные дороги, источники электроэнергии, водоснабжение, автодороги и порты [3].

Была проведена масштабная нацонализация. Вся банковская система перешла под контроль государства. Был проведен ряд мероприятий, призванных улучшить положение в аграрном секторе (в 1961 году крестьянство составляло 58 % населения). Так правящая группировка освободила крестьян от выплат долгов по ростовщическим процентам, приняла программу стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличила процент выплат по банковским вкладам, что так же стимулировало приток в банки свободных средств и облегчало получение кредитов, были приняты и другие подобные меры [3].

Главными экономическими целями правительства Пак Чон Хи было усиление ключевых отраслей промышленности, уменьшение безработицы и разработка более эффективных управленческих методик. Были направлены меры на увеличения уровня экспорта, что означало усиление конкурентноспособности южнокорейских товаров и производительности труда. Ключевыми отраслями промышленности были признаны электроника, кораблестроение и автомобильная промышленность. Правительство всячески поощряло открытие новых производств в этих отраслях.

В результате этих мер рост промышленного производства составлял 25 % в год, причём в середине 70-х годов темпы увеличились до 45 % в год.

Политика в области производства

Главной проблемой, с которой столкнулось правительство Пак Чон Хи в начале 1960-х годов, была повсеместная бедность населения. необходимо было также увеличивать государственные резервы для того, чтобы стимулировать промышленный рост. Внутренние сбережения государства были весьма невелики. В результате правительство стало активно занимать деньги у других государств, а также создавать налоговые льготы для привлечения иностранного капитала в страну. Из все быстроразвивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Тайваня, Гонконга, Сингапура и Южной Кореи — только последняя финансировала свою экономику в основном при помощи внешних заимствований. В 1985 году внешний долг страны составил $46,8 млрд. Иностранные инвестиции шли в основном из Японии и США.

Правительство смогло мобилизовать внутренний капитал страны с помощью гибкой системы поощрения капиталовложений, отличающейся для различных отраслей промышленносит и их экспортного потенциала. Правительство также смогло реструктурировать многие отрасли промышленности, такие как военно-промышленный комплекс и строительство, часто стимулируя или ослабляя конкурентную борьбу[9].

Предприятия и компании

После формального окончания Корейской войны помощь иностранных государств стала самым значимым источником ресурсов для восстановления экономики. Большая часть того, что осталось от построенных японцами во время оккупации заводов к середине 1950-х годов было либо разрушено войной либо сильно устарело. Остальное перешло в частные руки. Именно в тот период в Южной Корее стали складываться большие промышленные конгломераты, позднее получившие название чеболей. Эти группы компаний, занимающихся торговлей, производством, оказанием услуг, и сейчас доминируют в южнокорейской экономики.

Возникновение чеболей благоприятно сказалось на увеличении объёмов экспорта из страны. В 1987 году[9] доходы четырёх крупнейших чеболей составили $80,7 млрд, что составляет две трети валового национального продукта. В том году группа Samsung получила доходов на сумму $24 млрд, Hyundai — $22,7 млрд, Daewoo — $16 млрд, а Lucky-Goldstar (ныне известная как LG) — $18 млрд. Доходы следующего по величине чеболя — Sunkyong — составили $7,3 млрд. На долю десяти крупнейших чеболей в том году приходилось 40 % всех банковских кредитов, 30 % всей промышленной добавочной стоимости страны и 66 % всего южнокорейского экспорта. В пяти крупнейших чеболях работало 8,5 % всех трудовых ресурсов страны, и производилось 22,3 % всего промышленного производства.

Экономические планы

Начиная с 1960-х годов экономическая программа страны стала базироваться на пятилетних экономических планах. Первый пятилетний экономический план (1962—1966) включал первые шаги на пути построения эффективной промышленности. Был сделан акцент на развитие таких отраслей, как производство электроэнергии, минеральных удобрений, нефтепереработка, цементная промышленность. Второй пятилетний план (1967- 71) предполагал модернизацию промышленности, и развитие прежде всего отраслей, способных производить продукцию, до этого импортировавшуюся: производство стали, машиностроение, химическую промышленность. Третья пятилетка (1972-76) ознаменовалась бурным развитием экспортно-ориентированной экономики, прежде всего тяжёлой и химической промышленности, в том числе машиностроения, электроники, кораблестроения и нефтепереработки. В четвёртую пятилетку (1977-81) страна стала производить продукцию, конкурентноспособную на мировых рынках. Стратегические направления включали наукоёмкие высокотехнологичные отрасли: машиностроение, электронику и кораблестроение, химическую промышленность. В результате тяжёлая и химическая промышленность выросли на 51,8 % в 1981году, доля экспорта в производстве увеличилась до 45,3 %. Пятая и шестая пятилетки снизили акцент на тяжёлой и химической промышленности и перенесли его на высокотехнологичное производство: электронику, полупроводниковую промышленность, информационные технологии. Седьмая пятилетка (1992-96) продолжила это направление.

Бюджет страны

Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году бюджет предполагает рост номинального ВВП на 7,5 %. Уровень расходов увеличился на 5,9 % по сравнению с бюджетом 2005 года до 220 трлн вон (около 220 млрд долларов). Внешний долг предполагается удерживать на уровне около 30 % ВВП, однако уже в 2007 году планируется начать его снижение в процентном отношении. Налоговая нагрузка предполагается на уровне 20 %. В недавнее время этот показатель увеличился ввиду сокращения доходов. В течение периода 20052009 планируется удерживать этот показатель на том же уровне.

Акцент в расходной части бюджета сделан на сектора экономики, которые более остро нуждаются в поддержке правительства. Планируется вложить больше денег в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образование. Увеличены и расходы на оборону.

Ниже дана детализация расходной части бюджета по ключевым отраслям в 2005 году, в 2006 году и в 2009 году. Все цифры приведены в триллионах вон[10].

Отрасль Объём ассигнований (2005) Объём ассигнований (2006) Объём ассигнований (2009), план
НИОКР 7,8 8,9 11,1
Образование 27,6 28,7 36,3
Здравоохранение, социальные программы 49,6 56 70,5
Сельское хозяйство, рыболовство 14,1 15,1 15,8
Промышленность, малый и средний бизнес 11,9 12,4 13,4
Охрана окружающей среды 3,6 3,8 4,9
Национальная оборона 46,6 65 н/д
Внешние сношения, расходы на объединение 2 2,6 2,7
Культура, туризм 2,6 2,9 3,3
Внутренняя безопасность 9,4 10,2 11,7

Финансовая система

Обзор

Финансовые учреждения в Южной Корее могут быть поделены на три основных категории: центральный банк, отдельные бановские организации и небанковские организации, такие как страховые компании, венчурные фонды и т. д. Основы современной финансовой системы в Южной Корее были заложены в начале 1950-х годов, когда была заложена правовая основа для банковской системы [11].

Данные о структуре финансовой системы страны и количестве предприятий в них[11] (данные приведены на ноябрь 2002 года):

  Учреждения Количество
Банки Региональные банки
Общенациональные банки
Филиалы иностранных банков
Специализированные банки
9
6
41
5
Страховые компании Страхование жизни
Другие виды страхования
22
23
Компании, связанные с безопасностью Инвестиционные компании
Другие
130
177
Другие 176

Банковская система

Большая часть небанковских финансовых учреждений возникла в течение 1970-х годов с целью девирсификации финансовых ресурсов и стимуляции денежного обращения в стране, а также для привлечения инвестиций. Начиная с 1980-х годов несколько коммерческих банков и небанковских финансовых организаций вовлечены в программу ускорения либерализации и интернационализации экономики.

Инвестиции

Промышленность

Энергетическая промышленность

Сельское хозяйство

Сфера обслуживания

Транспорт

Туризм

Телекоммуникации

Высокие технологии

Трудовые ресурсы

Экономические связи КНДР

Страны Запада

Страны Востока

Россия

КНДР

Примечания

  1. Country Studies: South Korea(англ.) The Economist.
  2. Иргебаев В.Д., Осипов В.И. У политической карты мира. // Южная Корея. — М.: 1990.
  3. а б в г д Син Хён Хвак Южная Корея: нелегкий путь к процветанию // Проблемы Дальнего Востока. — 1990. — № 5.
  4. About Korea: Heavy and Chemical Industry Promotion in the 1970s(англ.) Проверено 11 ноября 2006 г.
  5. About Korea: Rationalization and Liberalization in the 1980s(англ.) Проверено 11 ноября 2006 г.
  6. About Korea: Globalization in the 1990s(англ.) Проверено 11 ноября 2006 г.
  7. Андрианов В. Финансово-экономический кризис в Республике Корея и меры правительства по его преодолению // Проблемы Дальнего Востока.
  8. The Korea Times: Rice Farming Policies(англ.) Проверено 15 ноября 2006 г.
  9. а б David I. Steinberg South Korea's Economy and Chaebol.
  10. Министерство планирования и бюджета(англ.) (pdf) 2006 Summary of Consolidated Budget. Проверено 22 ноября 2006 г.
  11. а б About Korea: Finance(англ.) Проверено 23 ноября 2006 г.

См. также

Библиография

Ссылки


Страны Азии: Экономика
Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | Китай | КНДР | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Тайвань | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Южная Корея | Япония
Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Нагорный Карабах | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия
¹ В основном в Африке    ² Частично в Европе


Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
Австралия • Бруней • Вьетнам • ГонконгИндонезияКанадаКитайМалайзияМексика • Новая Зеландия • Папуа - Новая Гвинея • Перу • Россия • Сингапур • Соединённые Штаты Америки • Таиланд • Тайвань • Филиппины • ЧилиЮжная Корея • Япония


Всемирная торговая организация (ВТО)
Австралия • Албания • Ангола • Антигуа и Барбуда • Аргентина • Армения • Бангладеш • Барбадос • Бахрейн • Белиз • Бенин • Болгария • Боливия • Ботсвана • Бразилия • Бруней • Буркина Фасо • Бурунди • Венесуэла • Габон • Гаити • Гайана • Гамбия • Гана • Гватемала • Гвинея • Гвинея-Бисау • Гондурас • Гонконг • Гренада • Грузии • Демократическая Республика Конго • Джибути • Доминика • Доминиканская Республика • Египет • Европейский Экономический Союз • Замбия • Зимбабве • Израиль • Индия • Индонезия • Исландия • Япония • Иордания • Камбоджа • Камерун • Канада • Катар • Кения • Киргизия • Китай • Колумбия • Конго • Коста-Рика • Кот-д'Ивуар • Куба • Кувейт • Лесото • Лихтенштейн • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Макао • Македония • Малави • Малайзия • Мальдивские Острова • Мали • Мальта • Марокко • Мексика • Мозамбик • Молдавия • Монголия • Мьянма • Намибия • Непал • Нигер • Нигерия • Никарагуа • Новая Зеландия • Норвегия • Объединённые Арабские Эмираты • Оман • Пакистан • Панама • Папуа - Новая Гвинея • Парагвай • Перу • Руанда • Румыния • Сальвадор • Саудовская Аравия • Свазиленд • Сенегал • Сент-Винсент и Гренадины • Сент Киттс и Невис • Сент-Люсия • Сингапур • Соединённых Штатов Америки • Соломоновы Острова • Суринам • Сьерра-Леоне • Таиланд • Тайвань • Танзания • Того • Тринидад и Тобаго • Тунис • Турция • Уганда • Уругвай • Фиджи • Филиппины • Хорватия • Центральноафриканская республика • Швейцария • Шри Ланка • Чад • ЧилиЭквадор • Южная Африка • Южная Корея • Ямайка


Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Австралия | Австрия | Бельгия | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Канада | Люксембург | Мексика | Нидерланды | Новая Зеландия | Норвегия | Польша | Португалия | Словакия | США | Турция | Финляндия | Франция | Чехия | Швейцария | Швеция | Южная Корея | Япония
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home