Этика администрирования

Эта страница предназначена для разработки рекомендаций по поведению администраторов Википедии в сложных ситуациях и в повседневной работе над проектом. Возможно, она будет предложена ко включению в правила и указания Википедии и пройдёт процедуру голосования по этому вопросу.

В настоящее время данные рекомендации находятся на начальном этапе разработки и проходят обсуждение. Конструктивное участие в дополнении списка правил, исправление формулировок, предложение ссылок на другие документы по теме и указание на возможные проблемы — приветствуются.

Согласно странице ВП:А:

Администратор в Википедии — участник, наделённый правами и обязанностями выполнять работы по обслуживанию, к которым относятся:

  • Удаление страниц.
  • Восстановление удалённых страниц.
  • Защита страниц от внесения в них изменений. Эта мера применяется, например, к спорным статьям, чтобы дать время спорящим сторонам прийти к компромиссному решению; или чтобы приостановить вандализм.
  • Редактирование пространства имён MediaWiki.
  • Блокировка пользователей, занимающихся вандализмом.
Администраторы не имеют каких-либо привилегий в управлении проектом и не имеют права использовать свои возможности для навязывания другим участникам своей точки зрения. Статусом Администратора могут наделять Бюрократы Википедии. Если вам необходима помощь администратора, вы можете обратиться к любому из них на его «странице обсуждения». Если необходима срочная помощь в связи с массовым вандализмом или неработоспособностью Википедии, то вы можете связаться с некоторыми из них по ICQ. Узнать номера ICQ и наличие таких администраторов в сети можно здесь: Администраторы:В сети.

Памятка администратору гласит:

Сущность работы администратора — организовывать работу авторов Википедии и помогать им. Администратор следит, чтобы участники писали статьи по принятым правилам: в нужном формате, с нужным названием, чтобы не было статей-дублей и бессмысленных статей.

Содержание

Регулярные задачи

  1. Администраторы должны постоянно проверять список свежих правок на предмет вандализма, откатывать найденные вандализированные изменения и удалять статьи, недостойные находиться в Википедии.
    1. Администраторы должны регулярно проверять заявки на удаление страниц и либо выполнять их, либо аргументированно отказывать в выполнении.
  2. Администраторы должны регулярно проверять страницы обсуждения для страниц, защищенных от редактирования, и аргументированно реагировать на предложения участников по их изменению.
  3. Желательно после обновления таких спецстраниц как Некатегоризированные страницы, Короткие страницы, Тупиковые статьи, Страницы-сироты (обычно оно происходит в ночь на понедельник), стараться проверять эти списки и улучшать статьи, чтобы удалить их из этих списков, либо удалять откровенно плохие статьи.

Общение с авторами

Обращаясь к участникам, администратору следует придерживаться официального и вежливого стиля, так как важно не отпугнуть участников, а, напротив, стоит задача привлечь как можно больше новых авторов статей. Администраторы должны быть беспристрастны, должны всегда отстаивать и разъяснять участникам ВП:НТЗ и другие правила.

Не стоит слишком третировать новичков придирками по несоблюдению формата, нерасставлению категорий и интервиков. Слишком много правил сразу могут скорее отпугнуть участников, чем повысить качество статей, новички постепенно научатся сами. Тем же участникам, которые длительное время участвуют в проекте, нужно указывать на ошибки, особенно если они повторяют их регулярно.

Блокировка пользователей

Пользователям, совершающим акты вандализма в Википедии, администратор должен посылать предупреждения. Если пять предупреждений ситуацию не изменили — администратор должен заблокировать пользователя. Первоначально рекомендуется блокировать на один день, если и это не возымело действия — время блокировки увеличивается. В случае систематического, упорного, а особенно массового вандализма рекомендуется обратиться к провайдеру нарушителя, обычно провайдеры идут навстречу и помогают решить проблему.


Рекомендации Комментарии
  • Администраторы не обладают какими-либо привилегиями, но в то же время наделены техническими возможностями, необходимыми для осуществления административных функций. Упоминание об этом факте должно акцидентно присутствовать на личных страницах обсуждения администраторов.
    При выдвижении своей кандидатуры на получение статуса администратора участники, как правило, указывают те административные обязанности (см. «регулярные задачи» выше), которые берут на себя в случае присвоения им этого статуса. Желательно дублировать эту информацию на личных страницах обсуждения или страницах участника.
Все участники, даже новички, должны представлять себе, с кем имеют дело, какими полномочиями располагает администратор и чем он занимается.
  • Администраторы, работая над статьями Википедии, не имеют приоритета над другими участниками, и должны на общих основаниях отстаивать свою точку зрения на соответствующих страницах обсуждения.
    Обращаясь к участникам, администратору следует придерживаться официального и вежливого стиля, так как важно не отпугнуть участников, а, напротив, стоит задача привлечь как можно больше новых авторов статей. Администраторы должны быть беспристрастны, должны всегда отстаивать и разъяснять участникам ВП:НТЗ и другие правила.
ВП:А
  • При возникновении конфликтов администраторы, как и любые другие участники, обладают правом выражения своей точки зрения в рамках правил Википедии и действующего законодательства РФ и США (шт. Флорида).
К сожалению, мы не вполне знакомы с законодательством Флориды, где расположены основные серверные мощности фонда Викимедиа.
  • При возникновении конфликтов в сфере межличностных отношений, администраторы должны последовательно использовать все возможные средства убеждения оппонента: личные переговоры, привлечение посредников и арбитраж для мирного разрешения конфликта. Администраторы, принимая во внимание основное правило Википедии (w:en:WP:AGF), должны стараться разрешить спор таким образом, чтобы обе стороны конфликта могли продолжать работать в Википедии. Недопустимо прямое использование административного ресурса в личных целях, в том числе для защиты собственной репутации.
Администратор, как неоднократно обсуждалось, должен служить примером и поддержкой другим участникам.
  • При возникновении у администратора стойкого убеждения в том, что какой-либо участник скорее вредит сообществу в целом, но не являет собой серьезной угрозы для проекта, администратор может заявить об этом на странице Вниманию участников. Устраняя последствия явно вредоносных действий участника, администратору не следует прибегать к оскорблениям и угрозам в его адрес.
Хамство со стороны администраторов недопустимо ни в коем случае: как адресно, так и безадресно (см. напр. эту правку).
  • При исчерпании всех предусмотренных правилами возможностей разрешения конфликтов или при обнаружении явного массового вандализма, угрожающего проекту в целом или третьей стороне, администратор может прибегнуть к предупреждению или, если это не противоречит правилам, к краткосрочной блокировке.
В экстренных случаях, оговоренных правилами, участник может быть заблокирован на значительный срок и даже без предупреждения. При наложении такой экстренной блокировки администратор обязан сослаться на соответствующий пункт правил и правку или правки его нарушающие. Если блокировка налагается по решению Арбитражного Комитета, должна быть ссылка на соответствующее решение.
  • При возникновении неурегулируемых личных конфликтов между рядовыми участниками проекта и администраторами, последние не должны лично прибегать к использованию возможностей административного воздействия на оппонента, не заручившись поддержкой такого решения со стороны сообщества на странице Вниманию участников или на странице обсуждения одного из участников конфликта. В любом случае, настоятельно рекомендуется доверить разрешение личных конфликтов третьей стороне.
Следует избегать административных действий, мотивировка которых может быть подвергнута сомнению.
  • Наблюдение за участниками, благие намерения которых ставятся администраторами под сомнение, рекомендуется доверять двум или более опытным (не менее полугода активного участия, не менее 500 правок в пространствах имен «статьи» и «обсуждения статей») участникам проекта, не располагающим административными полномочиями, с согласия наблюдателей.
Следует избегать административных действий, мотивировка которых может быть подвергнута сомнению.

Ответственность администраторов за нарушения

На enwiki предложено ввести Испытательный срок для администраторов:

Under certain situations or circumstances administrators on Wikipedia may not be able to adequately fulfill or conform to community expectations regarding some aspects of their responsibilities. In such cases they may be:

  1. Placed on administrative probation;
  2. Temporarily suspended of their administrative capabilities on Wikipedia;
  3. Limited to predefined sanctioned activities.
During the period of their probation they may be provisionally removed from the status of administrator upon presentation of a prima facie case showing violations of their responsibilities or of restrictions placed on them pending a determination by the full Arbitration Committee of whether that action ought to be made permanent in the light of the facts. Acceptance of the request for arbitration shall constitute a finding of a prima facie case. A prima facie case is a showing which, on its face, shows that a serious problem exists. It may be that closer inquiry, looking at all the facts, will show that what seemed to be true, was not. So if the request for arbitration shows enough of a problem to be accepted, the administrator will be removed permanently unless, after a full inquiry, it is determined that the problem was not serious enough to justify removal.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home