Ту-160

Ту-160
Описание
Назначение стратегический бомбардировщик
Экипаж, чел. 4
Первый полёт 1981
Начало эксплуатации 1987
Производитель КБ Туполев, СССР
Размеры
Длина 54,1 м
Размах крыльев 55,7/35,6 м
Высота 13,1 м
Площадь крыльев 232 м²
Масса
Пустой 110000 кг
Снаряжённый 267600 кг
Макс. взлётная 275000 кг
Силовая установка
Двигатели ТРДДФ НК-32
Тяга (мощность) 4 x 25000 кгс
Характеристики
Макс. скорость 2200 км/ч
Боевой радиус 6000 км
Дальность полёта 12300 км
Практический потолок 15000 м
Скороподъёмность 4200 м/мин
Вооружение
2 барабанные ПУ с 6 СКР Х-55 и Х-55М,

2 барабанные ПУ с 12 УР малой дальности Х-15 КАБ различных типов до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины

Ту-160 (Blackjack по классификации НАТО, белый лебедь - название закрепившееся среди пилотов) — советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с изменяющейся стреловидностью крыла.

Содержание

История создания

В 60-х годах XX века Советский Союз вырвался вперед в области создания стратегических ракетных вооружений, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимая Хрущевым привела к тому, что к 70-м годам СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного нападения, но стратегическая авиация имела в своем распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, неспособные преодолеть современную систему ПВО стран НАТО.

Считается что толчком для разработки нового отечественного бомбардировщика послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) новейший стратегический бомбардировщик — будущий B-1. В 1967 Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолетом.

К будущему самолёту предъявлялись следующие основные требования:

  • дальность полёта на скорости 3200-3500 км/ч на высоте 18000 метров — в пределах 11-13 тыс. км;
  • дальность полёта на дозвуковом режиме на высоте и у земли — 16-18 и 11-13 тысяч километров соответственно;
  • самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника — в сверзвуковом высотном полёте или на крейсерской скорости у земли;
  • суммарная масса боевой нагрузки — до 45 тонн.

К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева.

ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было.

К началу 70-х оба ОКБ подготовили свои проекты — четырёхдвигательный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла. В то же время, несмотря на некоторое сходство, они использовали разные схемы.

ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200») сохранявшем определенную преемственность с предыдущей разработкой — Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в конце-концов конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади.

ОКБ Мясищева также после проведения многочисленных исследований пришло к варианту с изменяемой стреловидностью крыла. В проекте М-18 использовалась традиционная аэродинамическая схема. Прорабатывался также проект М-20 построенный по аэродинамической схеме «утка»

После того как в 1969 ВВС представила новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому межконтинентальному самолету, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полета, полученный в процессе разработки и производства первого в мире пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144, в том числе опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях сверхзвукового полета, разработки теплозащиты планера самолета и т. д.

Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяющейся стреловидностью поскольку вес механизмов поворота консолей крыла полностью устранял все преимущества такой схемы и взяли за основу Ту-144, самолёт гражданской авиации.

В 1972 году после расмотрения трёх проектов («изделие 200» ОКБ Сухого, М-18 ОКБ Мясищева и «изделие 160» ОКБ Туполева) лучшей была признана схема ОКБ Сухого, но, поскольку оно было занято разработкой Су-27, все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.

Но в ОКБ отклонили предложеную документацию и снова взялись за проектирование самолёта, на этот раз в варианте с изменяемой стреловидностью крыла, варианты компоновки с фиксированным крылом больше не рассматривались.

Вооружение

В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении.

Современная ситуация

Первые Ту-160 поступили в 184-й тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках (Украина) в 1987. К 1991 там базировалось уже 19 новейших бомбардировщиков.

После распада Советского Союза все они остались на территории независимой Украины и России пришлось заново формировать свою группировку Ту-160. В 1992 на аэродроме в Энгельсе под Саратовом был создан 121 авиаполк дальней авиации, уже к 1994 он получил в свое распоряжение 6 новых Ту-160, построенных на Казанском заводе.

В 19992000 была достигнута договоренность, по которой Украина передала России 8 Ту-160 и 3 Ту-95 взамен на списание части долга по закупкам газа.

18 сентября 2003 года при выполнении испытательного полёта после ремонта двигателя произошла катастрофа, самолет разбился при заходе на посадку, в 40 км от ВПП.

12 апреля 2006 было объявлено о завершении государственных испытаний модернизированных двигателей НК-32 для Ту-160. Новые двигатели отличаются значительно возросшим ресурсом и повышенной надёжностью.

22 апреля 2006 главнокомандующий дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Хворов сообщил, что в ходе учений группа модернизированных самолетов Ту-160 проникла в воздушное пространство США и осталась незамеченной. [1]

В начале июля 2006 на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который стал 15 самолётом данного типа. Ещё один Ту-160 планируется достроить к концу 2006 [2].

Модернизированные Ту-160

По словам командующего дальней авиацией России Игоря Хворова [3], модернизированные самолёты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с помощью авиабомб, получат возможность использовать связь через космические спутники и будут обладать улучшенными характеристиками прицельного ведения огня.

Всего в конструкцию самолёта внесено несколько десятков изменений по сравнению с серийными образцами.

В ходе плановых ремонтов модернизации подвергнутся все 14 самолетов Ту-160, имеющихся в распоряжении ВВС России [4].

Бомбардировщики периода 1980-2000 годов

Ссылки

Литература

  • Гордон Е. Ту-160. — М.: Полигон-Пресс, 2003. С. 184. ISBN 5-94384-019-2


Самолёты ОКБ им. Туполева

Серия АНТ
АНТ-1 | АНТ-2 | АНТ-3 «Пролетарий» | АНТ-4 «Страна Советов» | АНТ-5 | АНТ-6 | АНТ-7 | АНТ-8 | АНТ-9
АНТ-13 | АНТ-14 | АНТ-16 | АНТ-17 | АНТ-20 «Максим Горький»
АНТ-21 | АНТ-22 | АНТ-23 | АНТ-25 | АНТ-26 | АНТ-27 | АНТ-29
АНТ-31бис | АНТ-37 | АНТ-40 | АНТ-42 | АНТ-44 | АНТ-46 | АНТ-58

Самолёты военного назначения
ДИ-8 | ДИП | И-4 | И-8 | И-12 | И-14 | МИ-3 | Р-3 | Р-6 | Р-7 | СДБ | ТБ-1 | ТБ-3 | ТБ-4 | ТБ-6 | ТШ-Б | ФБ
Ту-1 | Ту-2 | Ту-4 | Ту-6 | Ту-8 | Ту-10 | Ту-12 | Ту-14 | Ту-16 | Ту-20 | Ту-22/Ту-22М | Ту-24 | Ту-28 | Ту-64 | Ту-73 | Ту-75 | Ту-78 | Ту-80 | Ту-81
Ту-82 | Ту-85 | Ту-88 | Ту-89 | Ту-91 | Ту-95 | Ту-96 | Ту-98 | Ту-107 | Ту-119 | Ту-121 | Ту-126 | Ту-128 | Ту-135 | Ту-138 | Ту-142 | Ту-160

Пассажирские самолёты
Ту-70 | Ту-104 | Ту-110 | Ту-114 | Ту-116 | Ту-124 | Ту-134 | Ту-136 | Ту-144 | Ту-154 | Ту-155 | Ту-156 | Ту-164 | Ту-204 | Ту-214 | Ту-234 | Ту-324| Ту-330 | Ту-334| Ту-414 | Ту-444

Амфибии
МДР-2 | МДР-4 | МК-1 | МР-6 | МРТ-1 | МТБ-1 | МТБ-2 | МЭР

Беспилотные аппараты
ВР-2 | ВР-3 | ДБР-1 | Ту-123 «Ястреб» | Ту-130 | Ту-141 «Стриж» | Ту-143 «Рейс» | Ту-243 «Рейс-Д» | Ту-300 «Коршун»

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home