Стенография

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Стеногра́фия (от греч. στηνος — узкий и γραφή — пишу, также тахиграфия — «скоропись» и много других названий) — искусство, с помощью которого можно писать так же быстро, как говорят; для достижения этой цели пишут особыми простейшими знаками, а слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате дает экономию времени почти в 75 % сравнительно с обыкновенным письмом.

Содержание

Виды стенографии

Так как выбор значков для стенографии большею частью произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, имеющих каждая свои достоинства и недостатки. Системы эти могут быть подразделены на 2 группы: в одних основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур; это так называемые геометральные системы, наиболее употребляемые в Англии и Франции. Другие системы образуют свои знаки из частей обыкновенных букв и за основание знаков принимают овал и черту, наклонённую вправо, как и в обыкновенном письме; это — графические системы, употребляемые преимущественно в Германии. Последние системы более удобны для письма и более красивы в начертании. Как те, так и другие разнообразят основные знаки различными способами: знаки различаются по своей высоте, по наклону, по занимаемому месту, по утолщению и т. д. Современная стенография стремится объединить все системы в одну, в которой по рациональному методу совмещались бы краткость, последовательность и легкость изучения; стараются обосновать стенографию на более или менее точных статистических и экспериментально-физиологических основаниях вместо прежнего произвола каждого изобретателя. Так как стенография пользуется для своих целей особенностями словопроизводства в данном языке, то при переносе системы стенографии с одного языка на другой требуются бо́льшие или меньшие изменения системы.

Заимствованные из стран Западной Европы принципы стенографических сокращений хороши для языков с неизменным положением смыслоразличителей (ударные ядра) в фразах. В русском языке смыслоразличители имеют изменяеимое местоположение. Данное обстоятельство привело к тому, что стенография за десятилетия не стала обычной, будничной письменностью. Предложена альтернативная стенография, лишенная порока недоучета смыслоразличителей.

Альтернативная стенография на сегодняшний день представлена системой Терне-Александровой (ТА). Эти способы быстрой записи устной речи на различных языках народов мира (без использования условных — не связанных со звучанием — письменных сокращений) на основе особых значков, способных образовать фразграф (компакт-знак целого и любого предложения). Двойной алфавит (Паткановой — Александровой) содержащего 40 знаков, позволяет учесть смыслоразличители любой устной речи. Отсутствие условных сокращений позволяет осваивать теорию фразграфии очень быстро. Чтение фразграфов не затруднено надобностью рашифровывать (припоминать, что условились в отношении значка).

Посмотреть графику и теорию, а также получить помощь в освоении фразграфии можно через сайт — проект «Альтернативная стенография» http://fonostenograf.narod.ru Не требуются изменения системы при использовании на других языках. Пример можно посмотреть на веточке сайта http://fonostenograf.narod.ru/esperanto

История

Искусство стенографии существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян, где условным знаком записывались речи фараонов; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам, у которых имелись скорописцы. В I веке до Р. Х. римский грамматик Тирон изобрёл особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae); эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определенной системы. У римлян скорописцы (notarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта стенография изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь. С падением Римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало ещё существовать до времён Каролингов, затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени. В средние века, после исчезновения тиронских значков, упоминается лишь о попытке английского монаха Иог. Тильбери составить новую латинскую стенографию (в XII веке). В средние века и в начале новых речи записывались обыкновенным алфавитом, но с сокращениями, которые потом дополнялись. В конце XVI века в Англии вновь появляется искусство стенографии и получает особенное развитие в конце XVIII века. Из Англии стенография распространилась, начиная с XVII века, и на континенте. Наибольшего развития стенография достигла в настоящее время в Северо-Американских Соединённых Штатах, Англии, Франции, Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии.

Применение

Как средство записывать произносимые речи стенография употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы); готовая рукопись передается для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу. В Англии, где есть наборщики, знакомые со стенографией, стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются.

Распространённость

Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы стенографии; таковы учрежденный в 1839 Königliches Stenographisches Institut в Дрездене, учрежденный Дюплойе в 1872 Institut sténographique des Deux-Mondes в Париже и учрежденный Питманом в 1851 Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный стенографии, появился в Англии в 1842. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887, шестой — в 1897.

Англия

В Англии первая попытка установить стенографию, сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Питман, который своей «Фонографией» (1837) далеко превзошёл других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787, но не имел там успеха. По распространённости стенографии в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана.

Франция

Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения; Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и ещё поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866); в настоящее время наиболе распространена система Дюплойе (1867); всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 — системы Прево-Делоней, 4 — других систем стенографии.

Соединённые Штаты

В Соединённых Штатах употребляются те же системы стенографии, как и в Англии; преобладает система Питмана (введённая в 1844), отчасти в первоначальной форме, отчасти в обработках Грегама (1858), Линдсдея (1862), Менсона (1867) и Бернса (1873); стенография применяется в больших размерах в правительственных, судебных и частных учреждениях; много дам-стенографисток; всего в Соединённых Штатах 82 стенографических общества, в том числе несколько немецких, и 1 школа по системе Питмана.

Италия

В Италии ещё в 1678 Рамсей обработал итальянскую систему стенографии под назв. «Tacheographia»; за ним следовала попытка Молина (1797); успех имел Аманти (1809), своей обработкой системы Бертена; последняя была также обработана Дельпино (1819) и др.; с 1863 получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографическими обществами с 610 членами.

Германия

В Германии в 1678 появилась «Тахеография» Рамсея; в конце ХVIII века имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами стенографии; но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая стенография стала на твёрдую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собою основывается у него отчасти ещё на началах геометральных систем. Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение стенографии. Число систем стенографии в Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера, Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана; Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем стенографии заключается в способе обозначения гласных: у Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение); лишь изредка они выписываются. Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных; системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер, Куновский). В последние годы в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ: в 1897 объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана; это — группа систем с символизацией гласных. В 1898 объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием «национальной стенографии»; это — группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии стенография достигла высокой степени развития. Стенография по системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др.; в Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединённая система Штольце-Шрея; лишь Пруссия отказывается от введения преподавания стенографии ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897—1898 и в прусских военных школах введено необязательное обучение стенографии по системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце. Всего в 1898 в Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея — 805).

Австро-Венгрия

В Австро-Венгрии немецкая стенография впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей введено в средних учебных заведениях; из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система стенографии для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка стенографии Штольце — Фенивесси и Габельсбергера — Марковича (1863): обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке стенография появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для хорватского — Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10334 членами.

Россия

В России первая попытка составления С. принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы «Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и применённое к русскому языку бароном Модестом Корфом» (СПб., 1820); «Стенография, или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках» (М., 1844); «Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С. П. К.» (М., 1848); M. И. Иванов, «О стенографии, или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку» (СПб., 1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы у французов. Самая стенография не имела особенного успеха. Большее внимание было обращено на стенографию при введении судебных уставов, когда правительство назначило премию за лучшее руководство по стенографии в применении к русскому языку; премия не досталась никому, но комиссия при министерстве народного просвещения нашла, что способы П. Ольхина по системе Габельсбергера и И. Паульсона и Я. Мессера — по системе Штольце наиболее практичны. Система Ольхина была издана под заглавием «Руководство к русской стенографии по началам Габельсбергера» (СПб., 1866; З изд., СПб., 1874), сочинение Паульсона и Мессера — под заглавием «Русская краткопись, или стенография по началам Штольце» (СПб., 1864).

В 1874 г. Михаил Андреевич Терне, преподаватель стенографии по системе Штольце-Шрая в 2-й Петербургской гимназии, опубликовал свое изобретение — правило нотной записи (стало возможно писать без буквенных вокализмов). В 1913 году Патканова Е. Н. издала «Курс практической стенографии» (для записи на разных языках) содержащий оптимизированный, предельно лаконичный алфавит. В 1968 году появилась работа О. С. Александровой (третье издание) «Фоностенография» (Слуховая скоропись)объединившая принцип Терне, алфавит Паткановой, алфавит сдвоенных слитных. Авторский вклад О. С. Александровой — разработка второго алфавита (слитных знаков) и правила образования более мощных (строенных и т. д.)слитных, что привело к созданию ФРАЗГРАФИИ.

Во фразграфии количество условных сокращений равно количеству используемых при буквенной письменнности (около сорока) и не требуется увеличивать его. В одноросчерковом компакт-знаке (фразграфе) отображается всегда набор слов, то есть, предложение, мысль. Полностью отсутствует словарь условных сокращений из-за отсутствия надобности в нем. Освоение теорматериала в среднем требует сорок часов. Степень сжатия как и степень гармонизации графики сильно зависят от осведомленности в началах фонетического анализа звукового потока речи.

Существенное отличие фразграфии от всех буквенно-стенографических систем заключается в учете смыслоразличителей устной речи при словоначертании. На сегодня период «детского подражания» сократительным принципам заграничных систем скоростного письма преодолен.

Сначала деятельность русских стенографов ограничивалась составлением подробных отчетов по уголовным и гражданским процессам; затем начали записывать заседания ученых обществ, акционерных, земских и других собраний; впоследствии к услугам стенографии стали прибегать редакции газет, писатели, переводчики с иностранных языков и другие деловые люди. Вообще стенография не получила прочного развития в России; наибольшее применение имеют системы Габельсбергера и Штольце в вышеуказанных обработках.

Стенография и принципиально не может получить распространения как письменность будущего — она не учитывает подвижности смыслоразличителей русской устной речи, так как построена на учете фиксированного положения смыслоразличителей, присущих исходникам — немецкому, французскому, английскому языкам.

Русская система стенографии

По системе Габельсбергера в обработке Ольхина стенография разделяется на 3 отдела:

  • словоначертание, или буквосочетание, дающее правила соединения простейших знаков;
  • словосокращение, говорящее о сокращённом обозначении известных частей слов;
  • словоусечение, дающее правила пропуска или усечения части слов.

Словоначертание

При стенографии слова пишутся вообще с таким же наклонением знаков, как и в обыкновенном письме; одни знаки пишутся средних размеров, другие выдаются вверх или вниз или и вверх, и вниз; первые знаки, имеющие размер обыкновенных букв, называются мерными; кроме того, употребляются знаки полумерные, малые (ниже полумерных) и длинные. Отдельные стенографические знаки в большинстве случаев означают не отдельные буквы, а слоги; гласные, находящиеся в слогах, по возможности символизируются в согласном, которому придается особое положение или форма: так, соединительная черта между согласными, а также выходящая из них или входящая в них горизонтальная или косвенная волосная черта означает существование гласного вообще; при отсутствии точнейшего обозначения, такая черта выражает е; утолщение нисходящей части знака согласного означает символически гласный а, следующий за согласным, и т. д. Если символика невозможна, то гласные означаются слитно, то есть соединением характеристической части согласного с гласным; если же и это невозможно, то гласные выписываются особенными знаками.

Словосокращение

Буквы, вставленные только для благозвучия, не выражаются, если они требуют начертания особенного знака; некоторые приставки выражаются особенными знаками, которые связываются с корнями; сложные приставки пишутся слитно и соединяясь между собою как можно теснее; некоторые прилагательные и существительные употребляются в виде приставок и выражаются сокращенно; в окончаниях (склонений и спряжений) пишется только знак, характеризующий окончание. Числительные выражаются цифровыми знаками, по возможности упрощенными; повторение цифры означается подчеркиванием; знаки сотен и тысяч означаются словом сто или тысяча.

Словоусечение

При словоусечении исключается или усекается некоторая часть слова; одни усеченные слова употребляются лишь при удобном случае, другие — постоянно; последнего рода усечения представляют собою знаки, которые сами по себе большею частью означают слова; они называются самословами, значками или условными знаками. Самословами выражается целый ряд слов; слова, производные от этих слов, также выражаются самословами с прибавлением нужных букв. Усечение может быть произведено либо в формальной части слова (окончания), либо в материальной части (корне). Наконец, употребляются и знаки условные, как: означение общеизвестных цитат, пословиц первым и последним словом, между которыми ставится черта; знак ! (милостивый государь), !! (милостивые государи) и т. д.


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home