Лютеранская церковь в России

Евангелическо-Лютеранская церковь — российское наименование лютеранской церкви — одного из основных христианских вероисповеданий. Лютеранская церковь (лютеранство) возникла в результате реформационного движения в Германии в XVI веке.

Основные принципы вероучения лютеранской церкви сформировались в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений римско-католической церкви. Именно протест сторонников Мартина Лютера на имперском сейме в Шпеере в 1529 дал название «протестанты» всем христианским течениям, рождённым Реформацией.

Из Германии лютеранская церковь распространилась в страны Европы — Австрию, Венгрию, Францию, Нидерланды, страны Скандинавии, Прибалтику, а затем и в Северную Америку. На севере Германии, в Скандинавии, Финляндии и Прибалтике (Латвия и Эстония) лютеранство стало господствующей религией.

Содержание

Лютеране в России

В России Евангелическо-лютеранская церковь существует с 1576 г., когда в Москве была открыта первая лютеранская часовня. К 1917 году церковь объединяла уже более семи миллионов лютеран и реформатов.

Лютеранское учение появилось в России почти одновременно с его возникновением в Западной Европе. Дело в том, что Великий князь Василий в двадцатые годы XVI века, налаживая связи с европейскими соседями, приглашал в Россию ремесленников, торговых людей и аптекарей. Эту традицию продолжил и его сын, Иван Грозный. Среди шведских купцов, немецких лекарей, хирургов, типографщиков было немало лютеран. Им было разрешено свободно исповедовать свою веру, в отличие от католиков.

В лютеранах русские государи видели естественных союзников Православной Церкви, ибо и те, и другие боролись с «латинской ересью». К тому же, как отмечают историки, протестанты не обнаруживали стремления к занятиям политикой. Тем не менее исторические источники свидетельствуют, что лютеране пытались обратить в свою веру самого царя Ивана Грозного. Впрочем, когда в 1570 лютеране направили к Ивану Грозному посольство, открытой целью которого было заключение союза с Православной Церковью (тайное же поручение послам было обратить царя в лютеранство), тот запретил протестантам не только рассуждать перед его подданными о своей вере, но и даже входить в православные храмы.

Тем не менее пленные немцы и шотландцы, расселённые по разным российским городам после Ливонской войны, получили от царя право свободного исповедания своей веры. В Москве немцы селятся в слободе Кукуй, где у них был не только свой пастор, но и кирха. Вообще при Иване Грозном в России лютеранам жилось гораздо легче, чем их единоверцам в Западной Европе.

Самым благоприятным для протестантов было царствование Бориса Годунова. При нём уже в самом центре Москвы — Белом городе — на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии.

В период Смуты положение лютеранской общины стало неустойчивым: если Лжедмитрий I не чинил «иноверцам» никаких препятствий, то Лжедмитрий II едва не истребил их всех. Лютеран обвиняют в непочтительном отношении к русским святыням: якобы они сидят и спят на иконах, строят возле церквей корчмы и «всякое осквернение от немцев русским бывает».

Романовы

В царствование Михаила Федоровича положение выправляется, и лютеране даже получают разрешение на строительство нового храма, который в благодарность называют Михайловским.

Число протестантов в Москве постепенно увеличивается, и к концу царствования Михаила Романова в городе уже насчитывается тысяча семей лютеран и реформатов. Связано это с тем, что царь предпочитал приглашать в страну для «государственных нужд» протестантов, а не католиков. Впрочем, цари стремились ограничить влияние и лютеран, для чего царь Алексей Михайлович повелел всем протестантам, которые не согласны перейти в православие, жить только на Кукуе. Они также получили право строиться в Новгороде, Пскове, Переславле и Белгороде, где им позволялось отправлять свою службу по домам, храмы же строить запрещалось. Всего же в 1673 г. немцев в России жило не менее 18 тысяч. А при правлении царевны Софьи к ним прибавились ещё и гугеноты, бежавшие из Франции…

Протестанты никогда не скрывали своих убеждений и стремились проповедовать свою веру. Летописцы отмечают, что среди них было много образованных и умных проповедников. Лютеранские убеждения находили живой отклик у православной паствы, ибо, как и Русская Церковь, содержали резкую критику католичества.

Первые жалобы деятелей РПЦ на успехи лютеран появились ещё в середине XVI века. Лютеранство настолько сильно влияло на умы ищущих людей, что им оказывались «заражены» писания и людей православных. Так, например, в 1627 г. властям пришлось запретить «Катехизис», изданный тиражом в несколько тысяч экземпляров, поскольку в нем усмотрели влияние протестантской пропаганды. Вообще XVII век становится веком активной полемики лютеранских и православных авторов.

Богословский диалог двух Церквей был решительно прерван царем Алексеем Михайловичем, который в своём «Уложении» ввёл смертную казнь за совращение из православия.

Пётр I

Новый этап в развитии лютеранства наступает в России с правлением Петра I. С его именем историки связывают наплыв иностранцев и европейских идей. К концу XVII века в стране насчитывается уже около 30 тыс. протестантов. В 1721 г. царь разрешил лютеранам свободно исповедовать свою веру (смертную казнь для своих подданных за переход в «инославие», однако, не отменил). К этому моменту уже насчитывалось 13 лютеранских приходов. Приглашая в Россию иностранных ученых, инженеров, военных, он невольно расширял географию российского лютеранства.

По его приказу иностранные мастера строят заводы в Олонце и Петрозаводске, благодаря чему лютеране попадают в сугубо православную до этого Карелию. Царь отправлял русских юношей учиться в западные университеты, где они не могли не познакомиться с протестантизмом. Сам Пётр искренне почитал Лютера как великого реформатора, но, как отмечают историки, такое отношение к протестантизму было делом его личного доброжелательства и любознательности. Хотя лютеранам никто не мешал исповедовать свою веру, но тем не менее пропаганда протестантам была строго запрещена, а в случае смешанных браков (протестантов с православными) дети супружеских пар должны были быть крещены в Православной Церкви.

XVIII век

После смерти Петра I, в правление Анны Иоанновны, лютеранство оказалось скомпрометировано, так как делами в государстве стали управлять немцы-протестанты. Однако при Елизавете они уже «не смели не уважать православия». Благодаря расчётливой политике новой русской императрицы (ею были даны некоторые преимущества протестантам, отступившимся от своей веры) многие прибалтийские дворяне обращаются в православие. Однако при Екатерине II число лютеран существенно увеличилось, так как императрица привлекла немецких крестьян для освоения Поволжья.

«Всем иностранцам дозволяем в империю Нашу въезжать и селиться, где кто пожелает, во всех наших губерниях», — записала Екатерина II в своем манифесте в 1763 г. В конце XVIII века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

XIX век

В 1832 г. лютеранская церковь получила официальное признание государства и была зарегистрирована как «Евангелическо-Лютеранская церковь в России». По данным статистики за 1904 г., Евангелическо-Лютеранская церковь имела 287 храмов и окормляла более миллиона человек. При этом она жёстко контролировалась государством. Государь Император считался епископом Лютеранской церкви, т. е. высшим блюстителем порядка и дисциплины. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры… Смертная казнь за переход из православия в другую веру была отменена только в 1905 г. Поэтому неудивительно, что Лютеранская церковь в России оставалась моноэтнической и подразделялась на немецкую, финскую, шведскую и эстонскую общины…

Советские годы

После революции 1917 года спокойное существование лютеран в России было нарушено. Церковь разделилась. Одни пасторы не приняли Советскую власть, активно участвовали в борьбе с ней и были уничтожены. Другие эмигрировали или были высланы (этому способствовало отделение Финляндии и Прибалтики).

Характерен такой факт: в 1917 г. в финских приходах, расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов. К 1920-му их осталось только четверо.

Во времена НЭПа по отношению к Лютеранской церкви не проводилось никаких силовых мер, но её деятельность жёстко контролировалась. Самой большой проблемой в этот период была нехватка священнослужителей.

Затем для лютеран, как и для Православной и Католической Церквей, наступили страшные времена. Вслед за показательными процессами над католическим духовенством и мирянами (1923-1924 гг.) Советская власть принялась за лютеран.

1926-1928 гг. остались в истории русского лютеранства как период жестоких репрессий, когда многие священнослужители были арестованы и либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Цифры говорят сами за себя: в 1927 г. в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934-м — 45, в 1936-м — 8, а к концу 1937 г. — ни одного.

Со священников государство переключилось на целые народы. Первыми пострадали финны, жившие к северу от Ленинграда: в 1937 г. их депортировали в Среднюю Азию.

В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь ссылались латыши и эстонцы (в большинстве своем лютеране). В августе 1941 г. насильственному выселению в Сибирь и Казахстан подверглись российские немцы. Это не были собственно религиозные преследования, но в результате этих репрессий лютеранские общины в большинстве своем распались. Пасторы были расстреляны, их паства рассеяна.

Собственно, с Лютеранской Церковью в России было покончено уже к 1938 году. Выжившие лютеране ушли в подполье. Они собирались на кладбищах и по домам под видом семейных торжеств. Чаще всего проповедовали миряне, но было и несколько пасторов, которым удалось пережить тюрьмы и ссылки (как, например, Пааво Хаими и Юхани Вассели). Однако всё это происходило нелегально, основная масса верующих была лишена главного — участия в таинстве Святого Причастия.

Некоторые изменения начали происходить в 1957 г., когда была зарегистрирована первая лютеранская община в Казахстане (г. Акмолинск).

В 1970 г. петрозаводские финны получили разрешение зарегистрировать свой приход. Следующий был открыт только в 1977 г. в г. Пушкине - сайт прихода, который на протяжении многих лет был духовным центром. Массово лютеранские приходы начали регистрироваться в период перестройки. К лету 1991 г. только в Ленинградской области их было уже 18.

Пост-советский период

Лютеранская церковь была воссоздана в 1991 (до 1993 она именовалась «Немецкая Евангелическо-Лютеранская церковь в СССР»).

ЕЛЦ

Существующая в настоящее время Евангелическо-Лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ, ELKRAS) — лютеранская церковь немецкой традиции — представляет собой сообщество связанных друг с другом региональных церквей, а также общин, не принадлежащих к региональным церквям.

Руководители региональных церквей, Архиепископ и его заместитель образуют Епископский совет.

Верховное духовное руководство в ЕЛЦ осуществляет Архиепископ.

Верховным законодательным органом ЕЛЦ является Генеральный Синод, созываемый каждые 5 лет.

Верховным законодательным органом соответствующей региональной церкви является Синод этой Церкви, созываемый ежегодно.

Текущее руководство осуществляется Консисторией, в состав которой входят члены президиума Генерального Синода, 2 члена Епископского совета, Архиепископ и его заместитель, а также Главный управляющий Центрального церковного управления.

Председателем Консистории является Архиепископ.

Заседания Консистории проводятся 2-3 раза в год.

Канцелярия Архиепископа и Центральное церковное управление ЕЛЦ расположены в церкви Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге.

Служба идет на немецком и русском языках.

ЕЛЦИ

В России существует также лютеранская церковь скандинавской традиции — Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России (ЕЛЦИ), которая позиционирует себя как консервативная лютеранская церковь с апостолической преемственностью, ратующая за сохранение и распространение традиционных христинских ценностей во всех сферах деятельности.

Ингрией (Ингерманландией, Ижорой) называют территорию между рекой Нарва и северо-западным побережьем Ладожского озера.

Большинство приходов ЕЛЦИ находятся на территории Ленинградской области и Карелии, однако самые дальние приходы расположены в Сибири. По территориальному признаку приходы разделяются на шесть пробств: Санкт-Петербургское, Карельское, Западно-ингерманландское, Сибирское, Поволжское, Московское, Уральское.

Предстоятелем Церкви является епископ д-р Арри Матвеевич Кугаппи (род. 14 февраля 1953 года), избранный на собрании IV-го Синода Церкви Ингрии 21 октября 1995 г. и по совершении ординации в сан епископа 20 января 1996 г. приступивший к окормлению Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии на территории России. Кафедральным собором ЕЛЦИ является церковь Святой Марии (г. Санкт-Петербург).

При церкви существует Теологический Институт в д. Колбино (Лен. обл.), который готовит служителей и работников для приходов ЕЛЦИ.

В Москве ЕЛЦИ принадлежат приход св. Троицы и приход свв. Кирилла и Мефодия.

Богослужения и церковные требы могут совершаться на языке прихожан: финском, русском, марийском, удмуртском и других языках.

Лютеранские общины

Существуют также небольшие лютеранские общины при отдельных посольствах в Москве, в некоторые из которых входят и граждане России (например, приход св. Петра Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, объединяющий вокруг себя москвичей — потомков латышей).

==

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home