Россия и Совет Европы

В начале 1990-х годов членство в Совете Европы было названо одним из главных приоритетов Москвы. Российская Федерация вступила в Совет Европы в 28 февраля 1996, а в 30 марта 1998 года ею была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов РФ, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к СЕ, Россия заверила организацию в том, что она готова привести свое законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами.

Вторая чеченская война чуть было не привела к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000.

С момента присоединения к СЕ Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. В частности, в одном из докладов, представленных в рамках ПАСЕ, дело ЮКОСа было квалифицировано как политическое.

ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни, указывая, что это единственный член этой организации, который не выполнил это обязательство.

Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации (ежегодный взнос составляет €20 млн). 20 января 2006 директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Сергей Рябков заявил, что Россия планирует сократить свой взнос в Совет Европы, поскольку недовольна его «отдачей». По его словам, в 2005 году РФ заплатила за членство в СЕ и его структурах более €25,6 млн., а в 2006 году эта цифра превысит €26,3 млн., что сопоставимо с российским взносом в ООН и многократно превышает взносы России в любые другие международные организации.

28 февраля 2006 г. исполнилось десять лет со дня вступления России в СЕ. Несмотря на регулярную критику России со стороны организации и на неудовлетворенность российских властей «отдачей» от участия в СЕ, ряд положительных результатов членства налицо. Россия ратифицировала более 40 конвенций СЕ по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы). Российские граждане активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека: по состоянию на май 2006 г. Судом приняты решения по 121 российскому делу, в большинстве из которых было констатировано нарушение прав человека. В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идет работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским Союзом.

Российские представители активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи СЕ и Конгресса местных и региональных властей Европы. Главой российской делегации в ПАСЕ является председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев, в КМРВЕ – первый заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов возглавляет в ПАСЕ политическую группу (фракцию) Европейских Демократов.

При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство Российской Федерации во главе с Постоянным представителем Александром Орловым. Российский судья в ЕСПЧ – Анатолий Ковлер. Интересы российских властей при рассмотрении Судом дел представляет Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Павел Лаптев.

В секретариате СЕ работает около 50 россиян. Александр Владыченко занимает должность Генерального директора по социальной сплоченности. Седа Пумпянская является директором по коммуникации и исследованиям.

2005

В июне 2005 — впервые с апреля 2002 — Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) обсудила доклад о соблюдении Россией своих обязательств перед Советом Европы и приняла соответствующую резолюцию, в которой Россия подвергнута критике за неисполнение обязательств, принятых при вступлении в организацию (в частности, вывод российских войск из Молдавии и Грузии и отмена смертной казни).

Резолюция ПАСЕ (носящая рекомендательный характер) также призывает Россию «скорректировать курс ряда проводимых в последнее время политических, законодательных и административных реформ» по укреплению вертикали власти, которые, по мнению ПАСЕ, могут подорвать систему сдержек и противовесов, «необходимую для нормального функционирования любой демократии».

В резолюции косвенно признается факт оккупации Прибалтики — по требованию представителей балтийских государств, Азербайджана и Грузии в неё внесено дополнение «в отношении компенсации лицам, ранее депортированным из оккупированных балтийских государств, и их потомкам».

В заявлениях российских официальных лиц указывается, что Россия считает упоминания об оккупации Прибалтики и требования об изменении курса политических реформ, начатых при президенте Путине, абсолютно неприемлемыми и не исключает уменьшения финансирования Совета Европы.

В докладе о соблюдении Россией своих обязательств перед Советом Европы, представленном Дэвидом Аткинсоном (Великобритания) и Рудольфом Биндигом (Германия), утверждается, что Россия пока не является «свободным и демократическим государством», поскольку в ней не обеспечены независимость судебной системы, самостоятельность СМИ, нет условий для проведения свободных и справедливых выборов.

Изменение порядка выборов губернаторов российских регионов в докладе расценивается как нарушение принципов федерализма. При этом становится непонятен статус Совета Федерации, который наполовину формируется губернаторами, назначаемыми президентом. Новый порядок выборов в Госдуму, по мнению докладчика, подрывает перспективы наличия в ней «какой-либо значимой и конкурентоспособной оппозиции» пропрезидентским партиям.

В докладе традиционно выделена ситуация с правами человека в Чечне. Отдельный раздел посвящён проблеме неуставных отношений в Российской армии.

Признавая то, что все эти вопросы являются внутренним делом России, ПАСЕ указывает, что Россия как член Совета Европы признала основные принципы и стандарты организации — демократия, верховенство закона, соблюдение прав человека.

Из достижений России в области укрепления верховенства закона и демократии в докладе отмечается принятие нового уголовно-процессуального кодекса и Закона об альтернативной гражданской службе, подписание Конвенции о передаче осужденных лиц, ратификация пограничного договора с Литвой и подписание договора о границах с Эстонией.

В 2005 ПАСЕ отказалась обсуждать вопросы, связанные с положением национальных меньшинств в Латвии и Эстонии, полагая, что критика России в адрес прибалтийских стран «во многом необоснованна и несправедлива» и «не отражает реальную ситуацию в этих странах».

В то же время от России потребовали прекратить политическую и финансовую поддержку Белоруссии в связи с нарушениями прав человека в этой стране.

ПАСЕ потребовала скорейшего подписания пограничного договора с Латвией, поддержала реституцию культурных ценностей, вывезенных из стран Балтии в СССР, призвала к ускоренному открытию всех советских архивов старше 50 лет.

ПАСЕ заявила о продолжении мониторинга ситуации в России.

Несмотря на критику со стороны ПАСЕ, российские официальные представители полагают, что «политические дискуссии — это шелуха», на которую можно не обращать внимания. Главное в сотрудничестве России с Советом Европы, по их мнению, заключается в возможности гармонизации российского и европейского законодательства. «Выход из организации, которая занимается вопросами развития демократии, был бы поражением для России» (глава российской делегации на сессии ПАСЕ, председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв — цит. по интервью газете «Время новостей» от 23.06.2005).

2006

25 января Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию о «необходимости международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов». По замыслу её автора Йорана Линдблада, резолюция должна восстановить историческую справедливость, осудив преступления коммунистических режимов, как в Нюрнберге были осуждены преступления фашизма. За резолюцию проголосовали 99 парламентариев, против — 42. Российские политики восприняли резолюцию как оскорбление в адрес России и попытку ревизии истории.

С идеей осудить преступления тоталитарных режимов на международном уровне ещё в 2003 выступил в Совете Европы нынешний президент ПАСЕ Рене ван дер Линден (Нидерланды). В отсутствие российской делегации эта идея трансформировалась в предложение осудить коммунистические тоталитарные режимы.

В сентябре 2005 года Йоран Линдблад (Швеция) представил на политкомиссию ПАСЕ доработанный доклад «Необходимость осуждения международным сообществом преступлений коммунизма».

В результате протестов российской делегации доклад был частично изменён. В названии предлагаемой резолюции вместо «преступлений коммунизма» появилась формулировка «преступления тоталитарных коммунистических режимов» — иными словами, речь идёт уже об осуждении не коммунистической идеологии, а преступлений режима.

Российская делегация в ПАСЕ (КПРФ, «Единая Россия» и «Родина»), несмотря на идеологические разногласия, объединилась в борьбе против принятия резолюции. Единственный член российской делегации, который поддержал резолюцию,- лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

В тот же день большинством голосов (117 против 24) была принята резолюция, указывающая на продолжающиеся нарушения прав человека в Чечне. К этой резолюции была добавлена поправка, в которой принятый незадолго до этого российский закон о неправительственных общественных организациях назван не соответствующим критериям Совета Европы. Автор резолюции — Рудольф Биндиг (Германия).

В начале февраля 2006 года Совет Европы представил своё заключение о соответствии российского закона о некоммерческих общественных организациях (НКО) международным демократическим нормам. В Страсбурге считают, что закон нарушает целый ряд положений Европейской конвенции о правах человека.

Во-первых, по мнению юристов СЕ, контроль государственных органов над НКО, устанавливаемый законом, является чрезмерным — закон даёт компетентным органам неоправданно широкие права требовать от некоммерческих организаций предоставления любых «административных документов» и проводить регулярные проверки НКО. Во-вторых, Совет Европы отмечает узаконенную дискриминацию иностранных НКО, которые будут находиться в худших условиях, чем российские. Так российские власти могут запретить реализацию любого проекта иностранных НКО, который будет признан «угрожающим территориальной целостности, суверенитету или национальной самобытности» России. Под этим же предлогом иностранным НКО могут отказать в регистрации. По мнению экспертов, Европейскую конвенцию о правах человека нарушают и положения о том, что определённым лицам может быть отказано в праве создания НКО.

11 апреля 2006 в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) обсуждался доклад «Соблюдение прав человека в армиях стран-членов Совета Европы». Ситуация в российской армии была названа в документе «внушающей особые опасения». В докладе было подчёркнуто, что «дедовщина» по-прежнему широко распространена, а власти неспособны даже оценить масштабы этой проблемы. В докладе также было указано на тяжелейшие условия, в которых проходят службу военные.

Российское председательство в Комитете министров СЕ

С 19 мая по конец ноября 2006 г. Россия выполняет функции председателя Комитета министров Совета Европы (председательство осуществляется странами по очереди в алфавитном порядке). Девиз российского председательства: "К единой Европе - без разделительных линий". В качестве приоритетов председательства определены: укрепление национальных средств защиты прав человека, развитие образования в правозащитной сфере, защита прав национальных меньшинств; формирование общего европейского правового пространства в интересах защиты личности от современных вызовов; улучшение условий доступа к социальным правам, защита уязвимых групп населения; совершенствование форм демократии и гражданского общества, внедрение эффективных методов управления; укрепление взаимопонимания и толерантности между людьми путем развития контактов; расширение сотрудничества в сфере культуры и образования, науки и спорта, поощрение молодежных обменов. В программу председательства включены более двух десятков мероприятий в различных городах России и за рубежом, в т.ч. такие крупные, как конференции генеральных прокуроров, председателей конституционных судов, министров спорта европейских стран.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home