Дольник

До́льник (ранее употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.

"Дней (0) бык (0) пег,
Медленна (2) лет (1) арба,
Наш (0) бог (0) бег,
Сердце (1) наш (2) барабан.
Владимир Маяковский

Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.

В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе.

В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой. По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который — за вычетом музыкальной его стороны — подходит под приведенную формулу дольника (именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника). В известном смысле близки к дольнику и трёхсложные размеры силлабо-тонического стихосложения, в которых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к дольнику (напр. русский гекзаметр). В русской поэзии дольник культивировали символисты (начиная с З. Н. Гиппиус и затем А. А. Блока), затем акмеисты (прежде всего А. А. Ахматова) и футуристы.

Различают следующие основные ритмические формы трёхударного дольника:

  • I форма — междуударные интервалы 2-2, то есть совпадающая с трёхсложным размером без пропусков ударения (Ты в поля́ отошла́ без возвра́та = Ан3)
  • II форма — 1-2 (И коро́ль, нахму́ривший бро́ви)
  • III форма — 2-1 (Потемне́ли, поме́ркли за́лы)
  • IV форма — 1-1, то есть совпадающая с двухсложным размером (Зажига́л после́дний све́т = Х4)
  • V форма — с пропуском среднего ударения и одним 4-сложным интервалом (Неожи́данный Аквило́н).

У ряда поэтов (Есенин, Блок) преобладает дольник с эксплуатацией всех ритмических форм, некоторые (Гумилёв, Ахматова) реже употребляют правильные силлабо-тонических строки (I форму), наконец, большое распространение, начиная с Цветаевой, получил сильно урегулированный дольник, близкий фактически к логаэду, где употребительны две формы — III и V. III форма дольника (с сокращением интервала в последней стопе) вообще употребительнее в русской поэзии, чем II.

В стиховедении 1910—1930-х годов дольником (и «паузником») часто назывался любой тонический стих (см. главы о дольнике во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие). Разграничение между дольником, тактовиком и акцентным стихом, принятое в современном стиховедении, принадлежит М. Л. Гаспарову.


Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home