Ширина колеи

Ширина колеи — расстояние между внутренними гранями головок рельсов, на арго железнодорожников — «шаблон».

В настоящее время самая распространённая ширина колеи в мире — 1435 мм, эту ширину колеи имеют 60% всех железных дорог мира (по длине).

Содержание

Колея железных дорог России и СНГ

В России, СНГ, Прибалтике, Финляндии и Монголии основная ширина колеи — 1520 мм. Это — современный стандарт, ранее стандартом была ширина колеи в 1524 мм. Разница в четыре миллиметра не требует переоборудования подвижного состава. Эта же ширина колеи использется во всех метрополитенах России и СНГ. На многих трамвайных линиях применяется колея 1524 мм (хотя есть и узкоколейные, метровые трамвайные системы, например в Калининграде).

Интересно отметить, что самая первая железная дорога России — Царскосельская — имела ещё более широкую колею: 1829 мм.

Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе постройки Николаевской железной дороги (середина XIX века). Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки, и прежде всего Дж. В. Уистлер (в то время эта колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Америку перед началом строительства николаевской железной дорги. Кроме того, эта ширина колеи имело то преимущество, что она укладывалсь в целое число футов (5 футов). Возможно сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию.

До начала девяностых годов XX века второй по распространённости в СССР шириной колеи была 750 мм, использовавшаяся для промышленных, торфо- и лесовозных узкоколеек, а также на детских железных дорогах. Однако за последние десять лет протяжённость железных дорог этой колеи драматически уменьшилась. Некоторые, наиболее оживлённые, узкоколейки были перешиты на стандартную колею, но большая часть узкоколеек просто была закрыта, часто из-за банкротства предприятий, ими обслуживаемых.

Европейская колея

Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии). Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой пассажирской железнодорожной линии ЛиверпульМанчестер инженером Джорджем Стефенсоном. Фактически эта колея была самой узкой из всех многочисленных вариантов широкой колеи, выбранная для того, чтобы перешивка железных дорог не потребовала вложений для перестраивания мостов, насыпей и выемок. Спустя 20 лет (в 1846 году) эта колея была принята стандартом английским парламентом, и должна была использоваться при постройке новых железных дорог.

Существует городская легенда о том, что эта ширина колеи связана с шириной колеи древнеримской повозки.

Другие колеи

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home