Оплата проезда в общественном транспорте

Оплата проезда — система мер по сбору денежных средств с пассажиров, пользующихся общественным транспортом либо проезжающих на личном транспорте через платные дороги, тоннели или мосты. Для оплаты проезда пассажиры обязаны приобретать разовые или многоразовые билеты. Билеты продаются в кассах или на самих транспортных средствах кондукторами или водителями. Разовые билеты сохраняются до конца проезда, а многоразовые при входе в салон транспортного средства предъявляются водителю (кондуктору) или пассажирам. Контроль билетов в наземном транспорте осуществляется контролёрами. Безбилетных пассажиров называют "зайцами".

Содержание

Виды билетов

Виды контроля и способы борьбы с ними

Компостирование билета

Компостирование билета (например, взятого из билетной книжечки) состоит в том, что на свежем билете ставится штамп с помощью компостера, находящегося в салоне. Это может быть простое пробивание дырочек в билете, но возможно и более сложное компостирование, состоящее в том, что на билете пробивается штам с датой и временем поездки. После компостирования билет годен только для этой поездки.

Система «на доверии»

Плата за проезд на многих видах общественного транспорта в Советском Союзе была довольно низкая (3—5 копеек за одну поездку на городском транспорте в 70—80-х). Во многих городах практиковалась система «на доверии», в которой акцент ставился на совесть пассажиров и на контроль со стороны других пассажиров. Пассажир опускал деньги в кассу, расположенную в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая (как правило, было две кассы — одна вблизи переднего и одна вблизи заднего входа). Верх кассы был прозрачный, так что было видно, сколько денег пассажир в нее бросил. Пассажир сам отрывал себе билет, предварительно повернув специальную рукоятку. Поскольку автобусы были часто переполнены, деньги часто передавались к кассе по цепочке, и билет отрывал ближайший к кассе пассажир.

«Зайцы» пользовались этой системой и отрывали билеты, не опуская в кассу деньги. При этом они часто старались загородить кассу, чтобы другие не видели эту операцию. Зная о такой практике, контролёры часто стояли вблизи кассы и следили, кто опускает деньги, а кто нет.

Кондуктор

Нередко транспортные средства сопровождаются кондуктором, специально назначенным человеком в обязанности которого входит приём платы за проезд и выдача документов (билетов) подтверждающих факт оплаты.

Наличие в салоне общественного транспорта кондуктора не гарантирует, что пассажиры этого транспортного средства минуют проверку контролёрами.

Автоматизированная система контроля оплаты проезда

Автоматизированная система контроля оплаты проезда представляет собой автоматический турникет устанавливаемый на остановке или в самом транспортном средстве, который открывает проход только в случае оплаты проезда одним из способов: опусканием монеты или специального жетона в прорезь автомата, сканирование автоматом специальной проездной карты с магнитной полосой, электронным чипом или другим средством хранения информации.

Первыми широко распространёнными средствами автоматизированного контроля стали турникеты метро, которые устанавливались на входе на станцию. Позднее подобными турникетами стали оснащаться и станции пригородный электропоездов.

В некоторых городах (например Москве) турникетами стали оснащаться и средства наземного транспорта: трамваи, троллейбусы и автобусы. В таких транспортных средствах вход осуществляется только через одну (обычно переднюю) дверь, за которой установлена вертушка автоматического турникета и считывающее устройство для проездных документов.

Стоимость проезда

  • 1980-1990 Трамвай 3 коп, автобус 5 коп, Троллейбус 6 коп (в Москве 4 коп), метро 5 коп. С 1991 цены изменяются. Электричка (в зависимости от зоны), Южно-Кузбасская железная дорога, 1988;-6 зона −60 коп, 12 зона 1 р 50 коп, 1 зона 5 коп, 2 зона (10 коп).

Способы избежать штрафа

Если в салон входят контролёры, то у безбилетного пассажира ещё остаются шансы избежать штрафа. Существуют следующие приёмы:

  • В электричке контролёры обычно перемещаются вдоль поезда из вагона в вагон. При этом они часто ходят парами. Один из контролёров быстро проходит через вагон, таким образом отсекая безбилетникам путь к бегству. Однако, если быть начеку и вовремя заметить контролёров, то можно улизнуть в другой вагон. Другой способ — выйти из поезда и перебежать по платформе в вагон, через который контролёры уже прошли.
  • Попавшийся безбилетник может попробовать убедить контролера, что у него нет денег. Это действенный способ, так как доход контролёра зависит от количества штрафов, которые он взыскал. Поэтому вести человека в милицию и составлять протокол — трата драгоценного времени. Если держаться до конца и согласиться пойти в милицию, есть вероятность, что отпустят.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home