Курочка Ряба

Ку́рочка Ря́бакумулятивный сказочный сюжет, в котором повествуется о пёстрой (рябой) курочке, снёсшей золотое яичко, и мышке, расколовшей его. Согласно сравнительному указателю повествовательных международных сюжетов Томпсона, сюжет имеет классификационный номер (2022 В).

Содержание

Композиция сюжета

Композиция сказки состоит из краткой экспозиции, в которой указывается на причину совершения целого ряда несуразных акций-проявлений горя бабки, деда и многочисленных персонажей сказки (мышка разбила снесённое куриное яйцо) и из цепи нанизывания акций, состоящую из множества звеньев, которые вариативны и инвариативны в той или иной фольклорной традиции: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко / кадку с тестом перевернула — поп церковные книги порвал / поп разбежался и ударился об косяк и т. д.

Основным композиционным средством сказочного сюжета «Курочка ряба» является структурообразующий повтор (кумуляция). Амроян, И. Ф. говорит о таком типе повтора в сказочном сюжете «Курочка Ряба», при котором присоединение нового звена происходит при обязательном повторении всех предыдущих звеньев цепи. При этом, в вышеуказанном сказочном сюжете, цепи нанизывания акций различных персонажей, не связанные с повтором, могут лежать внутри звеньев кумулятивной цепи. Наконец, все звенья сказки обрываются на «высокой ноте», выраженной в крайней точке отчаянья действующих лиц.

Сказка «Про курочку Рябу», став достоянием, главным образом, детской аудитории, сохранила лишь основной мотив традиционного сюжета (курочка ряба сносит яйцо, мышка его разбивает). Сократилось и количество действующих лиц, ограниченных теперь центральными образами. В то же время, сказка получила новую концовку —обещание курочки снести вместо разбитого новое золотое / простое яичко.

Сказочный сюжет «Курочка ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре народов балтийской языковой группы.

Мифология сказочного сюжета

Сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Этот мотив Топоров, В. Н. реконструирует по текстам сказочного типа 301 и близким к нему. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца, судя по представлениям имеющее место быть, кроме славян, у прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и. т. д., возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т. п.). Топоров считает, что сказка «Про курочку Рябу» является крайнем вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

Упоминая о пёстрой (рябой) курице в сказочном сюжете, следует заметить особую роль первого яйца от рябой курицы, которая ещё заметна в обычае гладить им лицо от (вяснушек) и в некоторых других пережиточных представлениях. Параллель может быть продолжена указанием на роль птицы, причём нередко именно пёстрой.


Литература

  • Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. Москва, 1987
  • Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце //Труды по знаковым системам, т. 3, Тарту, 1967
  • Пропп, В. Я. Русская сказка. Москва, 2000 ISBN 5-87604-065-7(т.4) ISBN 5-87604-072-X
  • Амроян И. Ф. Типология цепевидных структур

См. также.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home