Буддизм в Непале

К буддизму относится 11 % населения Непала, возможно однако значительно больше, так как многие непальские буддисты регистрируют себя как индуисты по политическим соображениям. К буддистам относятся преимущественно народы тибето-бирманской группы.

Буддизм доминирует среди горных народов севера Непала, родственным тибетцам = это в первую очередь шерпы, лопал, мананги, тхакали, лхоми, долпа и ньимба. Они являются меньшинством.

Последователями буддизма являются также народы центрального Непала — гурунги, лепча, таманги, магары, невари, яккха, тхами и чепанги. Эти народы находятся в постоянном общении с индуистскими кастами, и многие из них принимают также индуизм или формально причисляют себя к индуистам.

Премена кирант, особенно лимбу и раи, а также джирели перенимают практики тибетского буддизма от соседнгих племён.

Содержание

История проникновения буддизма

Согласно Н. А. Канаева «Словарь Буддизма»

Поскольку территория современного Непала долгое время входила в состав государств, управлявшихся индийскими правителями, ранняя история буддизма в Непале тесно связана с историей возникновения буддизма как мировой религии. В Южном Непале, у подножия Непальского холма, находится Лумбини — место рождения Будды. Непальская долина часто упоминается в буддийских. текстах. В Непале находится знаменитая колонна с надписями царя Ашоки (ок. 250 до н. э.).

Развитие буддизма

Буддизм в период Маурьев (300-200 до н. э.)

Индийский царь Ашока установил во II веке до н. э. в Лумбини колонну с надписью, свидетельствующую о том, что здесь родился Будда. Также принято считать что именно Ашока установил в Патане четыре ступы, сохранившиеся до настоящего времени. Непальцы верят, что дочь Ашоки Чарумати основала деревню Чабахил, расположенную между Катманду и Боднатхом. Считается, что ступа и монастырь в Чабахил относится также к этому времени.

В результате экспансии Маурьев Буддизм приняли предки народа Тхару, проживающие в тераях, и процветали там, пока правители не стали его преследовать в 200 н. э. Таким образолм буддизм развивался в Непале практически со времён самого Будды.

Буддизм в период Личчави (400750)

В период Личчави расцветали и индуизм и буддизм, что видно в индуистских памятниках того периода. Примечателен наполовину затопленный Будда в Пашупатинатхе, спящий Вишну в Буданилкантха и статуя Будды в храме Чангу Нараян.

Буддийские тексты подтверждают, что в Непал приходили многочисленные учителя и создавали значимые буддийские сочинения.

Сохранились также изображения тантрических божеств с того периода.

Во время Личчави в Непале процветала веротерпимость. Король Манадева почитал одновременно и индуистские, и буддийские святыни, а его семья проявляла большой интерес к различным религиям.

В то время были приняты буддийские ритуалы и праздники, посвящённые Авалокитешваре, которые в дальнейшем повлияли на неварскую культуру, а также поклонение камням с мантрой Авалокитешвары.

Известны имена около пятнадцати буддийских монастырей того времени. Однако не ясно, каким школам принадлежали все эти монастыри. Однако наиболее вероятно, что в Непале были представлены такие школы раннего буддизма как махасамгхака, саммитья и сарвастивада. Уже позднее появились мадхъямака и йогачара, а в дальнейшем — школы ваджраяны.

Буддизм в период Тхаукри (6001200)

Первый король Тхаукри Амсуварма взял в жёны Бхрикути, дочь тибетского короля Сонгцена Гампо. Согласно легенде, в качестве реликвии дочь тибетского короля получила реликвию — чашу для подаяний Будды. Традиция считает её воплощением Зелёной Тары, изображённой на многих тибетских тангках.

Буддизм во время династии Малла(12001769)

В период династии Малла наибольшее развитие получиланеварская культура, сочетающая буддизм и индуизм. Невари активно обменивались знаниями с тибетцами и изготавливали тангки — буддийские иконы на ткани, подобно тибетцам.

Буддизм во время династии Шахов (17691846)

В этот период буддизм в Непале пришёд в упадок, повсюду насаждался индуизм как религия гуркхов. На севере страны в королевстве Мустанг и среди территорий, населённых тхакали активно развивался тибетский буддизм.

Современное состояние буддизма

В настоящее время в Непале исповедуется форма буддизма, во многом схожая с индийской тантрой (см. Ваджраяна). Никакого «непальского» канона не существует. Непальские буддисты используют буддийские тексты на санскрите, 9 из которых особо ими почитаются. В Непале действует небольшой центр по изучению тхеравады, основанный в наше время Амританандой.

В 1956 столица Непала Катманду стала местом проведения IV конгресса «Всемирного братства буддистов».

Современный неварский буддизм впитал в себя много элементов индуизма. В северных районых преобладает тибетский буддизм.

Народ тхакали, один из наиболее значимых носителей буддизма, в последнее время начал сколняться также к индуизму.

Ежегодно в Катманду приезжают тысячи туристов, которые посещают монастыри и ступы Непала. Нередко зарубежные организации берут шефство над монастырями, спонсируя ремонт, содержание и санитарное состояние. Многие монастыри организуют также занятия (семинары, ритриты) для западных буддистов.

Буддийские храмы и монастыри

Буддийские организации

Ссылки

См. также Буддизм по странам См. также История буддизма

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home