Архитектура Антонио Гауди

Антонио Гауди-и-Корнет (25 июня 18527 июля 1926) наиболее интернационально престижная фигура в каталонской архитектуре, представитель «пламенеющего» варианта испанского модерна.

Содержание

Работы архитектора

Casa Vicens / Дом Висенс (1883—1888, Барселона)

Этот дом стал первой работой Гауди, заказ на которую он получил от промышленника Мануэля Висенса в 1878.

Дебют молодого архитектора получился блестящим. Интерьер здания сделан по дизайнерскому проекту Гауди в стиле «мудехар» (комбинация элементов христианского искусства, мавританских и ориентальных мотивов), где он дал простор своей безграничной фантазии и на целых сорок лет опередил самые смелые и выдающиеся достижения сюрреализма.

Под руководством Гауди в 1925 здание было расширено за счёт внутреннего сада и получило премию как лучшее сооружение года.

El Capricho / Эль Каприччо (1883—1885, Комильяс, Кантабрия)

Что имелось в виду, когда давали название этому небольшому дому — «Эль Каприччо» (то есть «причуда», «каприз» или, может быть, «прихоть»), сегодня уже невозможно установить. Дом стоит посреди небольшого зеленого сада в Комильясе (близ Сантандера), будто упавший с неба или явленный из иного мира. Это — попытка Гауди воссоединить Средневековье (время расцвета Каталонии) с миром очаровательной восточной резиденции. Собственно говоря, уже Дом Висенса можно было бы назвать «Эль Каприччо». Оба здания появились в одно время, оба отличаются экзотичностью облика и, наконец, оба напоминают мавританские постройки. Все это даёт повод воспринимать их зданиями-близнецами.

Pabellones de la Finca Guell / Павильоны виллы Гуэля (1884—1887, Барселона)
Первый заказ, который Эусебио Гуэль сделал Гауди — охотничий дом в окрестностях Ситжеса. Однако проект так и остался на бумаге.

В 1883 Гуэль сделал новый заказ — реконструкция виллы, постройка флигелей и оформление сада в обширных земельных владениях семьи в Педральбесе за пределами городской черты Барселоны.
Из творений Гауди без изменений сохранились главные ворота усадьбы — «ворота Дракона», символизирующие мифического дракона, охранявшего вход в волшебный сад Гесперид; павильоны предназначенные для привратницкой, конюшни и манежа, остальные сооружения претерпели значительные перестройки после смерти Гуэля.

Palacio Guell / Дворец Гуэля (1886—1888, Барселона)

Дворец Гуэля, городское место жительства семейства Гуэль-и-Басигалупи, стал первой крупномасштабной работой Гауди основанной на поиске новых идей в строительстве, в частности отразил его личную инновационную интерпретации исторических стилей.

Постройка, хотя и небольшая по величине, насыщена деталями. Она открывает серию немногочисленных зданий Гауди, которую иногда относят к неоготике. Здесь Гауди впервые применил бетонные параболические арки. Узкие окна, мощный абрис въездных арок вызывает впечатление символического родства с ренессансным палаццо. Большой зал дворца, вокруг которого группируются помещения, окружён галереями. Гауди использовал во дворце 127 колонн разнообразных типов, а также спроектировал мебель.

Это его первый его дом с фантастическим «садом» на крыше.

В настоящее время во дворце размещён Музей сценического искусства. ЮНЕСКО классифицировал Дворец Гуэля как Всемирное наследие в 1984.

Colegio del Convento de Sta. Teresa / Колледж монастыря Св. Терезы (1888—1894, Барселона)

Это здание относится к начальному периоду творчества Гауди, где правила, которым следует Орден Терезы де Авила — скромность и экономность, были соблюдены архитектором во всём. Строгость противопоставлена роскоши, великолепие заменено простотой: аристократические материалы — грубым камнем и кирпичом.

Рука Антонио Гауди придала комплексу пластическую выразительность, которая основана исключительно на конструкционных элементах: часто поставленные кирпичные параболические арки, формирующие архитектурную схему коридоров; фронтон с керамическим кармелитским гербом конгрегации; кованая решётка на въезде, имеющая символы ордена и крест — это наиболее выразительные декоративные элементы здания. Как и в предыдущих постройках, в холле здания архитектор добивается проникновения солнечного света до нижнего этажа.

Несмотря на то, что монастырь несёт на себе несомненный отпечаток готики, являющейся основой философской концепции ордена и самого Гауди, это здание является одним из образцов стиля модерн.

Palacio Episcopal de Astorga (Castilla y Leon) / Епископский дворец Астрога (1889—1893, Кастилия, Леон)

Если в наследии Антонио Гауди и существует хотя бы одна постройка в неоготическом стиле, то это, конечно, Епископский дворец Асторга близ Леона. Дворец в Асторге наиболее неоготическая из всех построек Гауди, здание имеет сухой «крепостной» характер. Внешний вид и функциональное решение дворца Гауди разрабатывал в неоготическом стиле, пропагандируемом Виолле-ле-Дюком. Согласно теории последнего, поиски в новой архитектуре должны начинаться с изучения старых готических построек, хотя прямое подражание им не рекомендовалось.

Casa Fernandez y Andres «Casa Botines», (Leon) / Дом Ботинес (1891—1892, Леон)

В 1891, в разгар строительства епископского дворца в Асторге, сразу по окончании работ по постройке Дворца Гуэля и колледжа монастыря Св. Терезы, Гауди получи заказ от текстильных фабрикантов из Леона Симона Фернандеса и Мариано Андреса. Его главным украшением является скульптурное изображение Св. Георгия, убивающего дракона. Эта тема в различных вариациях пронизывает все дальнейшее творчество Гауди.

В доме Ботинес архитектор продолжил тему епископского дворца, структура которого сугубо функциональна, а «крепостной» облик подчеркнут угловыми башенками со шпилями и монументальным входом, а также фактурой стены. Основные декоративные элементы фасадов дома Ботинес — высокие угловые башни и стрельчатые витражные окна в неоготическом стиле.

Expiatori de la Sagrada Familia / Искупительный Храм Святого Семейства (1882—1926, Барселона)

Наиболее известное произведение Гауди — Искупительный Храм Святого Семейства в Барселоне, который является признанным памятником мирового зодчества.

Работа над храмом началась в 1882 под руководством архитекторов Мартореля и Де Вильара. Лишь в 1891 Гауди был назначен ответственным за строительство грандиозного собора.

По замыслу архитектора церковь должна была быть готической только по духу и в основных формах, имея план в форме «латинского креста», но во всём остальном Гауди намеревался использовать свой собственный язык визуальных образов.

Глубоко религиозный человек, он задумал собор как архитектурное воплощение Нового Завета. Лепные рельефы фасадов должны были представить всю земную жизнь и дело Спасителя. По замыслу Гауди, все три фасада Саграда Фамилии должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом должны были возвышаться двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из двенадцати апостолов. А каждый из трёх фасадов был посвящён одному из трёх центральных сюжетов земной жизни Христа: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение», фасады должны были украшать огромные панно и рельефы на соответствующие темы.

Символика форм в архитектуре собора невероятно сложна, и свой фантастический проект Гауди пытался осуществить столь же необычными средствами. Следуя своему обычному методу, Гауди не составлял предварительных планов работ, макет собора был им закончен лишь к 1916. Набрасывая в общих чертах основные формы строительства, затем импровизировал, создавая конструкции и детали по мере продвижения вперёд. Так над домами Барселоны начало подниматься одно из самых удивительных в мире сооружений, вызвавшее некоторое замешательство у горожан.

Возведение храма Святого Семейства было для великого испанца делом всей его жизни. В 1914 Гауди оставил архитектурную практику, а в 1925 — вообще переселился на строительную площадку Саграда Фамилия. Он строил его так, как это делали в Средневековье — неистово и почти фанатично.

Гауди был сбит трамваем и похоронен в крипте недостроенного им собора. Несмотря на то, работа над проектированием и сооружением храма продолжалась 43 года, удалось возвести и оформить только Рождественский фасад и четыре башни над ним.

Было много дискуссий о том, надо ли завершать церковь после смерти Гауди. Однако несколько неудачных попыток продолжить творение гениального мастера только подчёркивают индивидуальность, необычайную пластическую выразительность и силу его искусства. Точки зрения по поводу этого величественного сооружения, формирующего облик и силуэт Барселоны, расходятся. Некоторые исследователи находят в нём черты примитивизма и свойственного Каталонии наивного символизма. Это совершенно своеобразная интерпретация-описание средневекового собора с импрессионистическим восприятием поздней готики, что характерно и для других построек Гауди.

Tangiers Project / Миссия Францисканцев (1892—1893, Танжер)

В 1887 Гауди пребывал в Марокко, где начал работу над проектом зданий для Миссии Францисканцев. Проект не был осуществлён, а документация утеряна в 1936.

Bodegas Guell / Винные погреба Гуэль (1895—1900, Гараффа)

В 1895, граф Гуэль решил строить новое здание на винограднике в Гараффе, на побережье Средиземного моря. Здание, содержащее жилые помещения, склады, винные подвалы и личную часовню, — великолепный пример адаптации к более ранним смежным строениям, среди которых средневековая башня, объединённая с новыми постройками посредством параболической арки. Легко читаемую «марку Гауди» имеют винные погреба, дом охраны и главные железные ворота из плетёных цепей.

Casa Calvet / Дом Кальвет (1898—1900, Барселона)

Дом был построен для семьи текстильного промышленника Кальвета. Это было единственное компромиссное здание, спроектированное Гауди, и, в то же время, единственное творение, безоговорочно признанное горожанами при жизни великого архитектора.

В декоративном решении дома с двумя различными фасадами развивается псевдобарочная тема; задний фасад не уступает проработанностью главному, но в отличие от него, имеющего закрытый, сдержанный характер, активно остеклено. Для дома Кальвет Гауди разработал и всю систему декора (рисунок полов, потолков, мебель, обои) с излюбленным оформлением из кованного железа. Дом Кальвет был отмечен как лучшее здание 1900.

Cripta de la Iglesia de la Colonia Guell chapel at Santa Coloma de Cervello / Часовня и крипт Колонии Гуэля (1898—1914, Санта Колома де Сервелло)

Гуэль запланировал рядом со своей текстильной фабрикой все виды услуг, доступных его фабричным служащим, включая церковь.

Гауди провёл десять лет, исследуя проект и развивая новый метод структурного вычисления, основаный на стереостатических моделях из шнуров и маленьких мешков. Были выполнены эскизы будущей часовни и проводные модели крипты, для визуализации сложной конструкции кривых, наклонённых стен имеющих скульптурные формы. Если перевернуть модель, можно увидеть формы, которые появятся позже в Доме Мила. Работа над часовней не начиналась вплоть до конца 1908, по окончании строительства скрипты началось возведение стен, однако все работы были остановлены из-за смерти графа Гуэля, в 1914.

Большая выразительность крипты — результат ряда инновационных особенностей и смелого использования конструктивных элементов. Колоны, как и традиционный каталонский кирпичный свод, принимают форму гиперболического параболоида (форма седла). Наклонённые колоны дают возможность обойтись без готических опор, обеспечивая структурную жёсткость. Гауди был предан традиции каменной кладки девятнадцатого столетия, чувствуя богатую выразительность каменной поверхности. Крипта построена из высеченного базальтового каменного кирпича с мозаиками и грубо оттесанными каменными колонами гротескного характера, в дверных и оконных проёмах — маленькие тонкие кирпичи грубой фактуры. Случайное расположение окон предвещает элементы авангардистской архитектуры в творчестве Гауди. Как в дверях Дома Mила, их простой силуэт вдохновлён естественными природными формами. Каждое окно в часовне Колонии Гуэля отличается от соседа по размеру и форме, лишь поддерживая стилистическое подобие. Структуры окон, украшенных керамическими изразцами, обеспечивают цветовой акцент на грубом камне стен. Архитектура крипты является прецедентом для многих из решений, используемых в Соборе Святого Семейства.

Bellesguard Torre (la Casa Figueras) / Дом Фигерас по улице Белесгуард (1900—1905, Барселона)

В 1900 Гауди получил заказ на строительство загородной виллы от Доньи Марии Сагес, которая хотела таким образом подчеркнуть историческую значимость этого места: здесь последний король Арагона Мартин I приказал возвести в 1408 загородный дом, названный «Бель Эсгуард» («красивый вид»), что полностью соответствует истине, так как панорама города, открывавшаяся с этого места, была действительно прекрасной.

Здание, своего рода средневековая сказка, гимн старине, должно было напомнить об одной из самых замечательных эпох в жизни Каталонии. Антонио Гауди, «самый каталонский из всех каталонцев», как сказал о нём его друг Жоким Торрес, решил сделать очень простую планировку, почти правильный квадрат, используя исключительно элегантные неоготические элементы: портал с великолепной декоративной кованой решёткой, ряды зубцов, венчающие стены, и изящный шпиль. Дом Фигерас — ещё одна личная версия архитектурного стиля, на этот раз готического. Здание осталось незаконченным, завершил его Доменек Сугранес в 1917.

Park Guell / Парк Гуэль (1900—1914, Барселона)

В 1903 Гауди завершил создание единственного в своём роде парка при Дворце Гуэль, впоследствии приобретённого муниципалитетом Барселоны.

Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение посёлка типа «города-сада» — неосуществлённого замысла Гауди, резко отличающихся от обычных для того времени регулярных садов.

Главный вход с воротами из кованого железа, по обе стороны от которых стоят два павильона из цветной керамики: правый из них предназначался для привратника, а левый должен был служить административным зданием. От главного входа начинается двойная лестница, между пролётами которой расположены скульптуры с мозаичной облицовкой, среди них постоянный персонаж творчества Гауди — дракон, в восхитительном обрамлении сверкающих водяных брызг.

Лестница ведёт в «Зал ста колонн», который так называют, несмотря на то, что колонн, в действительности, восемьдесят шесть. В этом фантастическом зале изогнутые дорические колонны поддерживают свод, который, кажется, тоже находится в непрерывном движении, потому что имеет волнистую форму.

В 1912 к парковым сооружениям Гауди добавил монументальную скамью, венчающую гипостильный «Зал ста колон» и опоясывающую верхнюю террасу, предусмотренную как площадку для греческого театра.

Элементы и материалы её отделки (бутылочное стекло, тарелки, осколки цветной керамики Манисес) свидетельствуют о том, что автор значительно опередил поп-арт.

Дорожные сооружения превращены в мир каменной скульптуры. В парке представлены едва ли не все возможные сочетания каменных опор с живой зеленью, вплоть до окаменелого леса. Природа и сооружение здесь органично слиты в единое целое.

В центре парка находится дом-музей Гауди, в котором он жил с 1906 по 1925.

Парк Гуэль объявлен ЮНЕСКО как Всемирное наследие в 1984.

Puerta de la Finca Miralles (Sarrie) / Усадьба Миральеса (1901—1902)

Для усадьбы Миральеса спроектирована 36-секционная извилистая змееподобная стена и главные ворота с крестом — излюбленный мотив Гауди.

Storage Shed Jose Badia (Calle de Napoles) / Склады кузнечной артели Бадиа (1904)

Были спроектированы склады для кузнечных мастерских Хосе и Луиса Бадиа, исполнителей значительной части замечательного железного оформления проектов Гауди.

American Hotel Attraction / Американский отель «Аттракцион» (май 1908)

Гауди было предложено приступить к проекту грандиозной гостиницы-небоскреба в Нью-Йорке, художественное оформление которой должно было иметь мифологическую тему. Предварительные эскизы были выполнены скульптором Хуаном Матамалой; однако ни о каких разработках Гауди этого проекта нет сведений. Сам проект оставался неизвестным до 1956 года. Наброски фасадов «Аттракциона» были предложены как основание для восстановления прежнего участка Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Casa Josep Batllo / Дом Батло («Дом костей») (1904—1906, Барселона)

Реконструкция и реставрация этого дома производилась для семьи Жозе Батльо-и-Касановаса.

Одно из самых популярных сооружений Гауди — плод причудливой фантазии, имеющей чисто литературное происхождение: Св. Георгий, небесный покровитель Каталонии, убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, а кровля сложного рисунка — его хребет. Стены и потолки изогнуты, будто укрытые кожей-облицовкой мышцы чудовища. Колонны — в форме костей, балконы — в виде черепов, как останки жертв этого сказочного дракона. Горожане прозвали Каса Батльо «Домом костей».

Характерное для модерна применение материалов представлено сочетанием фактурных поверхностей, керамики и металла. В этом творении Гауди применил свой оригинальнейший стиль не только к наружным, но и к внутренним элементам здания, включая дизайн меблировки. Культ изогнутой линии и объёмных форм достигает здесь своего апогея. Нет ни граней, ни углов, ни прямых линий. Все, начиная от колонн и балконов, потолков и решёток, и кончая фантастической кровлей из черепицы, выложенной в виде чешуи, напоминает живое, трепещущее существо.

La Cattedrale (Palma de Majorca) / Кафедральный собор в Мальорке (1904—1914)

В течение 1904—14 Гауди работал над реконструкцией Кафедрального собора в Пальма де Мальорка, где преобразование в готический храм древней мусульманской мечети началось ещё в XIV веке.

Casa Mila (La Pedrera) / Дом Мила («Каменоломня») (1906—1910, Барселона)

Последняя завершённая работа Гауди — дом Мила, получившая название «Ла Педрера» («каменоломня» или «каменная пещера»), обусловленное странностью этого сооружения — с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами.

Здание имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.

В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Кровля опирается на аркады, усиленные нервюрами. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как «свободный план».

«Архитектурная прогулка» по кровле дома Мила не уступает по обилию впечатлений парку Гуэль. На крыше дома установлена терраса, которая позволяет любоваться каменным «зверинцем», состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в капюшонах. Экспрессивные по характеру скульптурные детали облицованы майоликой. В декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектуры стиля модерн. Гауди предполагал фасад как ископаемая волна в одном обширном море камня.

Возможно, Педрера — это лучшее и наиболее полное архитектурное выражение концепции верности природе, которую исповедовал Гауди. Это своего рода гора, созданная человеком, с пещерами, открывающимися на фасаде, откуда исходит мощная жизненная сила.

Дом Мила объявлен ЮНЕСКО как Всемирное наследие в 1984.

Sagrada Familia Parish School / Приходская школа Собора Святого Семейства (1909—1910, Барселона)

Временный характер этой скромной постройки вынудил Гауди использовать дешёвые материалы и полагаться только на их конструктивные свойства и выразительность фактуры. Единственным украшением здания являлась облицованная майоликой полная выпуклых и вогнутых движений крыша гиперболической формы.

Его творчество, после юбилейной выставки 1952 ставшее широко известным, решающим образом повлияло на архитектуру XX века, предопределив многие архитектурные находки, представляет собой одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре этого периода.

См. также

Биография Антонио Гауди

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home