Громогласов, Илья Михайлович

Илья Михайлович Громогласов (19 июля 1869, село Ермиши Темниковского уезда Тамбовской губернии — 4 декабря 1937, Калинин, ныне Тверь), протоиерей, учёный, специалист в области церковного права и истории старообрядчества. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.

Содержание

Семья

Родился в небогатой семье диакона сельской церкви. Был женат на девице Лидии, дочери князя Николая Фёдоровича Дулова.

Образование

Окончил Шацкое духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию, Московскую духовную академию в 1893 со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Следует ли совершать священнодействие брака над лицами, обращающимися из раскола и жившими до обращения в супружестве (Опыт решения вопроса на догматико-канонической основе)»; работа удостоена премии митрополита Иосифа). В 1893—1894 — профессорский стипендиат при академии. Магистр богословия (1908, тема диссертации: «Определения брака в Кормчей и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения. Вып.1. Введение. Определение брака в 48 главе Кормчей»; этот труд был удостоен премии митрополита Макария).

В 1914 выдержал экзамены на юридическом факультете Московского университета и был удостоен диплома первой степени. В 1916 выдержал устные экзамены по церковному и государственному праву на степень магистра церковного права.

Учёный

С 1894 — исполняющий должность доцента на кафедре истории русского раскола. С 1900 также преподавал английский язык. Был членом Московского Общества любителей духовного просвещения, объединявшего либерально настроенных церковных деятелей.

С апреля 1909 — доцент. С декабря 1909 — экстраординарный профессор академии по кафедре истории русского раскола. В 1911 был уволен «за прогрессивные взгляды», выраженные им в газетных публикациях, а также как принадлежащий «к числу профессоров, примкнувших к так называемому освободительному движению». Его поддерживали либеральные профессора академии, а инициатором увольнения был ректор, епископ Феодор (Поздеевский), известный крайне консервативными взглядами.

В 1909-1912 — инспектор классов Мариинского женского училища. В 1912—1916 — помощник члена Московской городской управы, заведующего училищным отделением. Также преподавая русскую словесность и всеобщую историю в Московской женской гимназии, которой заведовала его супруга. С 1916 — приват-доцент юридического факультета Московского университета по кафедре церковного права и преподаватель церковного права Высших юридических женских курсов В. А. Полторацкой.

В 1917, после Февральской революции, был восстановлен в звании профессора Московской духовной академии по кафедре церковного права, оставаясь в то же время профессором Московского университета (до 1921, когда был уволен из-за идеологических разногласий с советской властью) и преподавателем школы второй ступени. В 1920 был избран штатным профессором академии, которая к тому времени функционировала уже неофициально.

Участник Поместного собора

В мае 1917 вошёл в состав Предсоборного совета. Участник Поместного Собора 1917—1918, на котором был избран членом Высшего Церковного Совета от мирян. Был активным сторонником движения за участие мирян в делах церкви и за проведение соборного принципа в её управлении. Первоначально выступал за синодальное управление церковью, против восстановлеия Патриаршества. При обсуждении послания Патриарха Тихона, в котором отлучались от церкви бесчинствующие (под которыми понимались большевики), поддержал этот документ, заявив: «Настал момент нашего самоопределения; каждый должен пред лицом своей совести и Церкви решить сам за себя, сказать, кто он — христианин или нет, остался ли он верен Церкви или изменил Христу, верен он знамени Церкви или бросил его, топчет ногами и идет за теми, кто попирает наши святыни». Высказался против разрешения второго брака для духовенства, отстаивал незыблемость церковных канонов.

Священник

18 февраля 1922 Патриарх Тихон рукоположил его в сан диакона ко храму священномученика Антипы в Москве, а 20 февраля — в сан священника того же храма. 22 марта 1922 был арестован. На процессе по изъятию церковных ценностей его приговорили к полутора годам заключения, которые затем заменили годом ссылки. Однако был оставлен в Москве — содержался в Бутырской тюрьме, Сокольническом исправительном доме и во внутренней тюрьме ГПУ. После освобождения, 1 августа 1923 был временно назначен настоятелем Воскресенского храма в Кадашах, а 30 сентября прихожане избрали его на эту должность. 8 марта 1924 вновь арестован, приговорён коллегией ОГПУ к трём годам ссылки на Урал, однако исполнение приговора было отсрочено.

Был почитателем Патриарха Тихона. После его кончины в апреле 1925 был одним из первых, кто предсказал его канонизацию: «Мы верим и знаем, что он, как непостыдный делатель Церкви, будет стоять пред престолом Всевышнего и ходатайствовать воздыханиями неизглаголанными о Церкви Русской, ангелом которой он был среди нас. И мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам Святейшего отца нашего Патриарха Тихона…».

В 1925 арестован в третий раз и выслан на три года в село Сургут Тобольского округа (срок ссылки начинался 19 мая 1925). По окончании ссылки ему было запрещено проживать в Москве и в ряде других крупных городов. Поселился в Твери, где служил в храме иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

Арест и мученическая кончина

В ночь со 2 на 3 ноября 1937 был арестован в четвёртый раз. Обвинён в участии в контрреволюционной фашистско-монархической организации, возглавляемой архиепископом Фаддеем. Виновным себя не признал, все обвинения решительно отверг, никаких имен «сообщников» не назвал.

2 декабря тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение через два дня. Погребён в общей могиле на Волынском кладбище Твери.

19 сентября 1999 канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Труды

Автор работ по вопросам церковного права, проблемам старообрядчества и сектантства, в том числе:

  • О сущности и причинах русского раскола так называемого старообрядства: Пробная лекция // Богословский вестник. 1895. Т. 2.
  • Русский раскол и вселенское Православие: Публичное богословское чтение // Богословский вестник. 1898. Т. 2.
  • О вторых и третьих браках в Православной Церкви: Историко-канонический очерк // Богословский вестник. 1902. Т. 3.
  • Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения // Богословский вестник. 1907. Т. 1, 2, 3.
  • Определения брака в Кормчей (магистерская диссертация).

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home