Иран

Исламская Республика Иран
جمهوری اسلامی ايرا
(Jomhūrī-ye Eslāmī-ye Īrān)
Флаг Ирана Герб Ирана
Национальный девиз: «Esteqlāl, āzādī, Jomhūrī-ye Eslāmī»
Гимн: «Sorūd-e Mellī-ye Jomhūrī-ye Eslāmi»
Основано 1 апреля 1979
(Исламская революция)
Официальный язык Персидский (Фарси)
Столица Тегеран
Крупнейший город Тегеран
Форма правления {{{Форма правления}}}
Высший руководитель
Президент
Сейед Али Хосейни Хаменеи
Махмуд Ахмадинежад
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
17-я в мире
1 648 000 км²
0,7 %
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
18-я в мире
68 017 860
41 чел./км²
ВВП
  • Итого (2004)
  • На душу населения
19-я в мире
518 789 млн. долл. США
8 000 долл. США
Валюта Иранский реал (IRR)
Интернет-домен .ir
Телефонный код +98
Часовой пояс UTC+3:30


Ира́н, официально Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ايرانJomhūrī-ye Eslāmī-ye Īrān) — государство на юго-западе Азии. Столица — Тегеран.

Содержание

История Ирана

Полная статья: История Ирана

Города Ирана

Смотри также: Административное деление Ирана

Внутренняя политика Ирана

Политические группировки Ирана

Хашеми-Рафсанджани также является представителем духовной власти Ирана. Он до сих пор возглавляет Совет целесообразности — один из влиятельнейших органов в структуре власти Исламской Республики Иран — и фактически является третьим лицом в государстве.

Хашеми-Рафсанджани и Ахмадинежад являются представителями разных группировок внутри консервативно-клерикального лагеря, руководящего страной. Хашеми-Рафсанджани представляет умеренно-консервативное духовенство — либерально-олигархическое крыло, давно находящееся во власти и контролирующее энергоресурсы страны. Он входил в иранское руководство с самого начала исламской революции и за это время сумел взять под свой контроль многие экономические рычаги. Хашеми-Рафсанджани, владея практически всей иранской нефтью, считается самым богатым человеком в стране. Мэр Тегерана представляет молодых представителей силовых структур, не участвовавших в дележе основных богатств Ирана после исламской революции и желающих теперь произвести перераспределение собственности.

Идеологически эти два крыла практически не различаются. Ожидается, что умеренно-консервативное духовенство сохранит своё влияние и после проигрыша на выборах, но личный контроль Хашеми-Рафсанджани над иранской нефтью может быть ослаблен. 26 июня Ахмадинежад уже заявил о намерении сделать нефтяную отрасль более прозрачной и прибыльной для страны, пересмотреть контракты на добычу нефти, заключённые с иностранными компаниями, добиться перераспределения доходов от ее продажи.

Президентские выборы 2005

Президент в Иране — второе лицо в государстве после «вождя исламской революции» (духовного лидера Ирана), которого выбирает съезд богословов. Победившего на президентских выборах кандидата утверждает парламент. Президент назначает совет министров и координирует его работу.

После объявления окончательных результатов Али Акбар Хашеми-Рафсанджани — прагматичный политик и реформатор, на которого делали ставку многие сторонники современного цивилизованного развития Ирана как внутри страны, так и за рубежом, обвинил власти в фальсификации: «Все усилия режима были направлены на то, чтобы незаконным образом вмешаться в голосование. Миллионы долларов были потрачены на то, чтобы дискредитировать меня и мою семью».

Победа Ахмадинежада, по мнению многих наблюдателей, означает остановку процессов общественной и экономической либерализации в стране. При поддержке военных и духовенства во время первого тура Ахмадинежад отстал от фаворита — Али Акбара Хашеми-Рафсанджани — всего на 1,5 %. Во втором туре Махмуд Ахмадинежад уверенно победил, получив 61,75 % избирателей (17,3 млн человек), тогда как Рафсанджани набрал всего 35,8 % (10,05 млн).

Противники Ахмадинежада сравнивают его победу с «фашистским переворотом», в результате которого страна повернёт с пути либеральных реформ, осуществлявшихся в течение последних 8 лет при Мохаммаде Хатами, на путь безусловного и буквального следования Корану и шариату, завещанный основателем современного Ирана — великим аятоллой Хомейни — ещё в 1979.

Успех Ахмадинежада, который накануне голосования не входил даже в пятёрку фаворитов, стал полной неожиданностью для западных экспертов. Поддержку ему обеспечило в первую очередь сельское население и городская беднота. Способствовал его победе и рост антиамериканских настроений в стране. Американские войска находятся у самых границ Ирана — в Афганистане и Ираке, США настаивают на смене политического режима и в Иране и на закрытии его ядерной программы. Результат, которого они добились, прямо противоположный: чем сильнее критика со стороны США, тем крепче становятся позиции консерваторов в стране.

Реакция зарубежных лидеров

Среди тех глав государств, кто одним из первых направил победителю телеграмму с поздравлениями, был президент России Владимир Путин, призвавший к продолжению сотрудничества между Ираном и Россией.

США, которые не имеют с Ираном дипломатических отношений с 1980, обратили внимание на «обвинения в подтасовках и вмешательстве властей». «Мы по-прежнему считаем, что Иран идет не в ногу с остальными странами региона, где всё больше укрепляется демократия, — Ираком, Афганистаном, Ливаном», — заявила представитель Госдепартамента Джоанн Мур. Министр обороны Дональд Рамсфельд назвал иранские выборы «насмешкой», не имеющей ничего общего с демократией.

Израильский вице-премьер Шимон Перес сказал, что «сложившаяся в Иране гремучая смесь из экстремизма, антизападного изоляционизма и ядерных вооружений будет оставаться огромной проблемой для свободного мира».

Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана заявил, что Евросоюз не намерен менять политику по отношению к Ирану. Бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер уверен, что, несмотря на смену власти, Германия будет добиваться разрешения спора по поводу атомной программы Ирана исключительно дипломатическим путем.

Внешняя политика

В первом после победы публичном выступлении Ахмадинежад заявил, что хочет построить «образцовое исламское общество», «образцовую, передовую и могущественную исламскую страну».

Во внешней политике Ахмадинежад обещал прекратить налаживание сотрудничества с США, подвергал критике иранский МИД за уступки Западу, особенно в вопросе ядерной программы. Ахмадинежад — убеждённый сторонник продолжения обогащения урана собственными силами.

В этой связи отмечается, что консервативные идеи как никогда сильны в Иране, а ядерная программа выступает как национальная идея, так что при новом президенте позиция Ирана на переговорах с ЕС и МАГАТЭ может стать ещё более неуступчивой.

На своей первой пресс-конференции 26 июня новый президент Ирана подчеркнул, что Иран продолжит развитие национальной ядерной программы, поскольку ядерные технологии нужны стране для энергетических, медицинских, сельскохозяйственных целей и научного прогресса. Вместе с тем президент готов продолжить переговоры по ядерной программе с европейской «тройкой» (Германия, Франция, Великобритания), но при условии признания за Ираном права на использование атомной энергии.

Иран и Израиль

2004

  • 15 августаИран заявил, что вся территория Израиля теперь находится в радиусе поражения новых иранских баллистических ракет «Шехаб-3». На прошлой неделе были проведены демонстрационные испытания ракеты «Шехаб-3» с радиусом поражения 1300 км, при этом Иран заявил, что ему удалось повысить её точность. Это стало своего рода ответом на проведённые Израилем 28 июля 2004 испытания модифицированной системы ПВО Arrow II, созданной при содействии США и призванной защитить страну от «иранской угрозы».
  • 18 августаИран заявил, что нанесет ответный удар по ядерному реактору в Димоне на юге Израиля, если тот посмеет атаковать иранскую АЭС в Бушере. Эти высказывания являются реакцией на неоднократные заявления Израиля о том, что он не допустит, чтобы Иран обладал ядерным оружием, и для предотвращения этого готов на всё, включая удары по иранским ядерным объектам. По распоряжению премьер-министра Ариэля Шарона в израильской разведке «Моссад» создан специальный отдел, занимающийся иранскими ядерными программами.

Иран и Ирак

Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких иракских пограничных постов, засылке в Ирак многочисленных шпионов, а также потребовал немедленного возвращения боевых самолетов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе. Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в «прислужничестве» американцам.

Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание. При этом лидера восстания, Моктаду ас-Садра, давно считают «человеком Тегерана». Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Моктады ас-Садра, и назвал Иран «врагом номер один». Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу.

7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось минометному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики. Группировка «Исламская армия в Ираке» похитила иранского консула в Кербеле, обвинив его в разжигании межконфессионального конфликта между шиитской и суннитской общинами страны.

Всё, таким образом, свидетельствует о начале в Ираке мощной антииранской кампании, поддерживаемой и разжигаемой американской администрацией.

Иран и Европа

Иран и Китай

Иран — крупнейший поставщик нефти в Китай.

Иран и Россия

РФ — крупнейший поставщик оружия и атомных технологий в Иран. При посредничестве России строится АЭС в Бушере

Иран и США

После Исламской революции 1979 года США не поддерживает дипломатических связей с Ираном.

Ядерная программа Ирана

Смотрите статью Иранская ядерная программа

Выступая 21 сентября 2006 на пресс-конференции в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Махмуд Ахмадинежад вновь подчеркнул, что ядерная программа Ирана носит мирный характер. Он отметил, что Тегеран готов обсуждать замораживание работ по обогащению урана, но при наличии ряда гарантий со стороны мирового сообщества

Территориальные споры

Существуют территориальные споры между Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) в отношении трёх островов, контролирующих вход в Персидский залив. В конце 1940-х годов островами попеременно владели шейхи Абу-Даби и Дубая — британских колоний. В 1971 году после ухода Великобритании из региона острова должны были достаться ОАЭ, в состав которых вошли оба эти государства, но их захватил Иран, который содержит в этом районе значительный военный контингент.

Население

Численность населения — 68 млн. чел. Персы составляют 51 % населения, азербайджанцы — 24 %, курды — 7 %. В городах живет 67 % жителей. Коэффициент фертильности — 1,87 (для воспроизводства поколений необходимо 2,15) ([1]).

Вооружённые силы

См. основную статью «Вооружённые силы Ирана».

Экономика

Иран - аграрно-индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью. Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Есть машиностроение и металлообработка, а также пищевкусовая, текстильная промышленности. Развито кустарное производство ковров, метизов. Выращивают пшеницу, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарную свёклу, сахарный тросник, табак, чай, орехи, фисташки. Разводят овец, коз, верблюдов, крупный рогатый скот.

Экспорт: сырая нефть и продукты переработки нефти, руды металлов, сельскохозяйственная продукция.

Импорт: продукция тяжёлого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырьё, текстиль, бумага.

Основные торговые партнёры: Турция, ОАЭ, Германия, Великобритания, Италия, Япония.

Газ

Иран владеет 16 % мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны.

К 2010 планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд. кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. В настоящее время (2005) Иран поставляет ежегодно 7 млрд. кубометров газа в Турцию, ведёт строительство газопровода от месторождения Южный Парс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе и обсуждает строительство газопровода Иран — ПакистанИндия.

Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT:

  • IGAT-1 мощностью 9,6 млрд. кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан
  • IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с исламской революцией 1979 в Иране.

Оба газопровода требуют реконструкции. Их расконсервация может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

Нефть

Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания (ИННК). С конца 1990-х, однако, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, а также Китайская национальная нефтяная компания), которые по «компенсационным контрактам» получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.

Запасы

В 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти (около 10 % от мировых запасов).

В 2005 Иран добывал 4,2 млн баррелей в сутки, их них экпортировал около 2,7 млн баррелей.

В 2005 Иран являлся четвёртым крупнейшим экспортёром нефти в мире (вторым — в ОПЕК), а также являлся крупнейшим поставщиком нефти в Китай.

См. также

Ссылки

Организация Исламская конференция
Азербайджан | Албания | Алжир | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бенин | Бруней | Буркина-Фасо | Габон | Гайана | Гамбия | Гвинея | Гвинея-Бисау | Джибути | Египет | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан | Камерун | Катар | Киргизия | Коморы | Кот д’Ивуар | Кувейт | Ливан | Ливия | Мавритания | Малайзия | Мали | Мальдивы | Марокко | Мозамбик | Нигер | Нигерия | ОАЭ | Оман | Пакистан | Палестина | Саудовская Аравия | Сенегал | Сирия | Сомали | Судан | Суринам | Сьерра-Леоне | Таджикистан | Того | Тунис | Туркменистан | Турция | Уганда | Узбекистан | Чад
Государства-наблюдатели: Босния и Герцеговина | ЦАР | Россия | Таиланд
Мусульманские организации и общины — наблюдатели: Национально-освободительный фронт Моро | Турецкая Республика Северного Кипра
Международные организации — наблюдатели: Организация экономического сотрудничества | Организация африканского единства | Лига арабских государств | Движение неприсоединения | ООН


Страны Азии
Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | Китай | КНДР | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Южная Корея | Япония
Непризнанные государства (де-факто независимые): Вазиристан | Палестина | Тайвань | Тамил-Илам
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home