Халафская культура

Халафская культура — археологическая культура 5 тыс. до н. э. в Северной Месопотамии (Ирак, северная Сирия, юго-восточная Турция). Названа по поселению Тель-Халаф (араб. تل حلف) в северной Сирии, возле турецкой границы.

Содержание

История

Период расцвета халафской культуры пришёлся на 5050-4300 гг. до н. э. Халафская культура исчезла или была уничтожена в 4400-4300 гг. до н. э. В северной Месопотами она была сменена убаидской культурой.

В 894 году до н. э. ассирийский правитель Адад-Нирари II упоминает Тель-Халаф в своих архивах как город-государство, выплачивающее ему дань. После короткого периода независимости Семирамида захватила город в 808 году до н. э. и сделала окружающую его территорию провинцией Ассирийской Империи.

Экономика

Небольшие поселения халафской культуры располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами в виде толосов с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами (в том числе для обжига керамики). Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали эммер, ячмень и лён. Держали коров, овец и коз. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости.

Керамика халафской культуры находилась в различных районах северной Месопотамии и во многих районах Анатолии. Это свидетельствует о том, что она широко использовалась в этом регионе. Керамика разнообразных форм украшена геометрической или сюжетной (изображения животных) росписью, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Изготавливалась также неокрашенная и полированная керамика. Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, отдельные медные предметы (в том числе печать). Но медь не использовалась для изготовления орудий.

Религия

Считается, что население Тель-Халафа первоначально состаяло из пришельцев с севера, возможно, из Хацилара и Чатал-Гуюка. Так что религиозный комплекс халафской культуры не сильно от них отличается. Погребения — трупоположения в катакомбах и ямах, трупосожжения. Мертвых хоронили вместе с дарами, среди которых были глинянные женские фигурки. Дикий бык почитался как символ мужского плодородия. Изображения быков, букрании (украшения из бычьих и козлиных черепов) имели культовое значение и, вероятно, были связаны с богом грозы, занимавшим важное значение во всех древних религиях Ближнего Востока. Не было найдено мужских глинянных фигурок, хотя изображений богини-матери было очень много. Она типично изображалась присевшей, в сопровождении голубей, с преувеличенной грудью.

Литература

  • Массон В. М. Средняя Азия и Древний Восток. — М. — Л.: 1964.
  • Мерперт Н. Я., Мунчаев Р. М. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии // Советская археология. — 1971. — № 3.
  • Oppenheim M. F. Tell Halaf, Bd 1-4, В., 1943-62
  • Mallowan M. E., Rose J. C. The excavations at Tall Arpachiyah. — L.: 1935.
  • Müller-Karpe Handbuch, vol. 2. — С. 59 ff.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home