Цезаропапизм

Цезаропапизм (иногда называют византинизмом) — такое состояние церковно-государственных отношений, когда глава государства (цезарь, царь, монарх и проч.) становится как бы и главой церкви. Он вмешивается во внутренние дела церкви, назначает и смещает епископов (в том числе и предстоятелей церквей), своими указами устанавливает догматы церковного учения и проч.

Основанием (может быть и неявным) для такого отношения царя к церкви является языческий пантеизм, когда царская власть и сама личность царя обожествлялись и он, естественным образом, являлся языческим верховным жрецом.

Вторая часть термина (папизм) происходит от слова папа и намекает на католическое учение о главенстве римского Папы во всей христианской церкви и на то, что это главенство восхитил цезарь. По православному же учению главой церкви является сам Господь Иисус Христос[1].

История термина

Термин цезаропапизм (как и папоцезаризм) прослеживается с середины XVIII в., когда он стал употребляться в критике со стороны протестантских богословов в отношении предшествовавших им конфессий — православия и католичества. В реформистcкой церкви была принята концепции разделения светских и духовных властей, вплоть до полной их несовместимости. С точки зрения этой концепции любые отношения государственной власти с церковной считались неоправданными и были названы цезаропапизмом. В течении XIX в. этот термин, в основном, применялся в отношении (против) Византии и византийских традиций и приобрел ругательный оттенок.

Сама византийская традиция признаёт соединение (неслиянное) и соработничество государственной и церковной власти («симфония властей»), хотя и не отрицает некоторых злоупотреблений этим принципом в истории (иконоборческие императоры, монофелитские споры и проч.). Эти злоупотребления вполне могут называться цезаропапизмом и со стороны византийской традиции.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home