Обсуждение:Азербайджанцы

Обсуждение:Азербайджанцы

Содержание

Категории

Нужно завести категорию Категория:Азербайджанцы в которую перенести все территориальные категории плюс почему-то здесь отсутствующую категорию Народы Кавказа. В эту категорию впоследствии мохно включать статьи о различных группах, например карапапахи и т.д., как у других крупных народов (см. Татары, Грузины, Адыги). Юра Данилевский 11:02, 6 сентября 2006 (UTC)

Demographics worldwide

Dear administartors! Could you add to this article the Demographic Figures that available in English Edition. Many thanks and regards. Vald 19:37, 9 января 2006 (UTC)

worldwide

Azerbaijanis are a people numbering more than 35 million worldwide. The majority, around 20-30 million (estimates vary), live in Iran. The rest, around 8 million, live in Republic of Azerbaijan. There are also sizeable communities in Turkey, Georgia, Russia, USA, Canada, and Germany. The overwhelming majority are Shi'a Muslims.


их в Москве только миллион живет и ХЗ сколько по всей России

уж кто бы говорил.. сами лезут где надо и не надо лишь бы о них узнали лишь бы в центре внимания оказаться все равно каким путем.. где теперь ваш арменикум? шарлотаны!

Нравится игра в откаты?

Вот так, азереныш! Не хочешь по-человечески, буду разговаривать с тобой по-азербайджански. 68.183.5.91 09:10, 5 января 2006 (UTC)

Ровоам, а какой язык ты называешь "человеческим"? Армянский, что ли? Ты же его, вроде бы, не знаешь. :-))) Dart evader 09:27, 5 января 2006 (UTC)
Ну не азверобаранский же! Ах Dart evader, почему ты - турок, а не казак?! От большой любви к России? Ну-ну! 65.244.158.62 09:33, 5 января 2006 (UTC)
Значит, всё-таки армянский? Ну, в принципе, можно и так сказать. Ведь армяне — тоже люди, а, Ровоам? Но ты бы всё-таки выучил язык своих хозяев, а то смешно как-то. Они в твоем присутствии про тебя гадости говорить будут, а тебе и невдомек ;-) Dart evader 09:40, 5 января 2006 (UTC) P.S. С чего ты взял, что я турок? Я вообще не с этой планеты :-))) Dart evader 09:40, 5 января 2006 (UTC)
Правда, не турок? Ну, значит тогда казак! А что касается изучения армянского, то идея неплохая, но в данный момент я изучаю иврит, язык Библии. 65.148.152.37 22:28, 5 января 2006 (UTC)

Фальсификация

Несколько слов о тексте, который Ровоам упорно пытается сюда вставить, хотя статья эта называется азербайджанцы, а не Население Азербайджана. В той статье ему не удалось протащить эту бездарную фальсификацию, поэтому он взялся за насильственное проталкивание этой белиберды в этот текст. Вот пример грубой фальсификации:

Во время нахождения в составе Российской империи тюркоязычное население нынешнего Азербайджана (в переписях указывавшееся как «закавказские татары») составляло около трети населения Елизаветпольской и Бакинской губерний (без учета Нахичевана, входившего тогда в Эриванскую губернию). После отторжения Аррана и Ширвана от Персии Россия всячески стремилась подавить иранское культурное влияние, вследствие чего главенствующее положение получил тюркский язык, хотя тюркоязычное население этого региона находилось в меньшинстве.

Теперь смотрим Малый Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Елизаветпольская губерния

Жителей 953 т., в том числе городских 89 т. Более всего (60%) азербайджанских татар, армян (33%), лезгин (2,5%), русских (2%), немц. колон. и др. Мусульман-шиитов 36%, суннитов -24%, арм.-грег.-34%, православн. 2%, старообрядц. 1%.

Бакинская губерния

Жителей 1059968 (1804), в том числе непостоянного пришлого населения 233 тыс.; татар 62,7%, русских 12,3%, армян 9,4%, талышан 7%, персиян 3,2%, таты, грузины и др. Мусульман-шиитов -49%, суннитов -27%, (правосл.-9%), раскольников -3%, григориан -8%, евреев в др. исповеданий около 3%.

Вот такое вот тюркское меньшинство в более чем 60 %. То же самое и со всем остальным содержимым Ровоамовского текста, например мотивы возникновения нового этнонима у него просто фантастические. Непонятно, зачем Ровоаму надо с такой маниакальной настойчивостью вставлять сюда заведомо ложный текст, после того как он уже неоднократно попался на лжи. Grandmaster 11:28, 5 января 2006 (UTC)

Текст более дополненной статьи

Азербайджанцы, самоназвание - азербайджанлылар, азерилер. Живут в Азербайджане (7,2 млн. чел.), Иране (20,4 млн. чел.), Грузии (307,6 тыс. чел.), России (621,5 тыс. чел.), Узбекистане (44,4 тыс. человек), Украине (45,2 тыс. человек), Казахстане (90,1 тыс. человек), Франции, Голландии, Турции, Германии, Ираке, Норвегии, Польше, США и др. Общая численность – около 30 млн. человек.

Выделяются субэтнические группы азербайджанцев - айрумы, афшары, баяты, карадагцы (караджидагцы), карапапахи, падары, шахсевены, бахарлу, каджары, терекеме и др. Язык тюркский. Диалектные группы: восточная, западная, северная, южная. Распространены также русский, турецкий, персидский языки.

В азербайджанском языке использовалось арабское письмо с седьмого века до двадцатых годов двадцатого века. В течение этого долгого периода в азербайджанском языке использовались три письма: Арабское (28 букв), Персидско-арабское (32 буквы) и Турецко-арабской (33 буквы), но ни одна из этих форма не была идеальной, и поэтому было проведено много реформ письменности (в конце 19-го и начале 20-го века).

В 1929 году латинский алфавит, известный, как Yanalif ("новый алфавит"), получил распространение на севере Азербайджана, который в то время был союзным членом СССР.

В 1939 году Сталин приказал перевести азербайджанский язык на кириллицу. До распада СССР в азербайджанском языке использовалась кириллица, однако в 1991 году, когда Азербайджан стал независимым государством, азербайджанский язык снова вернулся к латинице, которая несколько отличалась от той, что использовалась в 1929-39 гг.

Верующие азербайджанцы — мусульмане, в основном шииты; сунниты главным образом на севере Азербайджана. На Севере Индии живёт обособленное азербайджаноязычное меньшинство (потомки переселенных из Азербайджана Шахом Аббасом азербайджанцев-немусульман), исповедующее зороастризм. Вместе с тем сохранялись многие древние общие верования и представления. Среди них особое место принадлежало культу огня, являвшемуся пережитком зороастризма, сохранялись верования, связанные с культами солнца и луны, почитание могил, камней, деревьев, источников. Показателен тот факт, что из всех праздников азербайджанцами наиболее почитаем праздник Новруз байрам – имеющих немусульманское, зороастрийское происхождение. В быту широко были распространены многочисленные обереги и амулеты.

В этногенезе азербайджанцев участвовало население древних государств Маны (первая половина 1-го тысячелетия до нашей эры), Албании Кавказской (вторая половина 1-го тысячелетия до нашей эры — X век нашей эры), Мидии, Атропатены (IV век до нашей эры — VII век нашей эры), кавказоязычные албаны, гаргары, утии, каспии, леги — на севере, ираноязычные куртии, маннеи, мидяне — на юге. Начиная с 4 века в Азербайджан начинают проникать тюркоязычные племена, давшие местным автохтонам тюркский язык общения и, однако, мало смешавшиеся с ними. Формирование азербайджанской этнической общности завершилось в XI—XIII вв.

Антропологически азербайджанцы в большинстве относятся к западному кластеру каспийского типа южной ветви большой европеоидной расы. Некоторые локальные группы азербайджанцев имеют черты Кавказско-балканской ветви европеоидной расы и Переднеазиатского (ассироидного, арменоидного) антропологического типа (что также проявляется дисперсно по всем регионам, населённым азербайджанцами). Монголоидных примесей не обнаружено.

К середине XVIII века на территории Азербайджана существовало свыше 15 ханств (крупнейшие — Кубинское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Талышское, Карабахское), находившихся в вассальной зависимости от Ирана.

Присоединение Северного Азербайджана к Российской империи в первой трети XIX века способствовало вовлечению азербайджанцев в русло капиталистического развития. Оформился современный литературный язык.

Азербайджан - страна древнего орошаемого земледелия. Здесь основными культурами были пшеница, ячмень и рис, а технической - хлопок. Посевы хлопка к началу XX в. резко возросли, частично вытеснив зерновые культуры. В связи с включением Азербайджана в экономические связи с Россией и Западом, здесь увеличились и посадки высокотоварных культур: тутовника, листья которого служат кормом для шелкопряда, винных сортов винограда, табака. Важной составной частью азербайджанского земледелия были садоводство, огородничество и бахчеводство.

Азербайджанцы с глубокой древности использовали различные способы орошения. Из рек и ручьев воду на поля отводили при помощи системы запруд и каналов - "архов", сооружали подземные галереи для сбора грунтовых вод - "кягризы", копали колодцы и водосборные пруды. Для подъема и перекачки воды использовали различные простейшие механические приспособления, которые приводились в действие силой людей или животных. Обработка земли, в зависимости от рельефа, почвы и влажности поля, проводилась архаической сохой - "хыш" или тяжелым деревянным плугом - "кара котан". Семена заделывали бороной - "мала", плетенной из веток. Пахали на быках. Полевые работы выполняли, как правило, мужчины. Женщины принимали участие только в молотьбе. У азербайджанцев, как и у других народов Закавказья и Дагестана, для обмолота на току использовалась широкая деревянная доска (или две спаренные доски) - "вель", на рабочей поверхности которой были вбиты в дерево осколки кремня. Это архаическое орудие с эпохи неолита дожило до XX в.

Степные районы низменной части Азербайджана до середины XIX в. были преимущественно зоной отгонного скотоводческого хозяйства. Скот в течение всего года содержали на подножном корму: зимой - на низменности, а летом - на высокогорных альпийских лугах. Зимние пастбища Азербайджана с глубокой древности использовали не только азербайджанцы, но и соседние горные народы - дагестанцы, восточные грузины, курды. В то же время сами азербайджанцы издревле гоняли свой скот на лето в принадлежавшие соседним народам горы. Основным направлением скотоводческого хозяйства было овцеводство, однако в некоторых юго-восточных районах преобладало разведение коз, а в районах постоянной земледельческой оседлости - крупного рогатого скота: коров, буйволов и зебу. В степи кочевники разводили верблюдов, на которых до прокладки железной дороги осуществляли все дальние перевозки. Перевозки местного значения осуществляли на ослах, они шли под вьюк и в упряжку. И в степях, и в горных районах большое внимание уделялось коневодству. Азербайджанские скакуны, особенно карабахские, славились по всему Кавказу.

Приток в Закавказье относительно дешевых европейских фабричных тканей и предметов утвари привел в пореформенный период к сокращению традиционных домашних производств и кустарных промыслов. Однако целый ряд кустарных ремесел благодаря высокому качеству и художественным достоинствам изделий, стойко сохранявших этническую специфику, успешно выдержал конкуренцию и продолжал развиваться. Среди них было производство некоторых видов шелковых и суконных тканей, войлоков и ковров, национальной одежды и обуви, вышивка шелком и золото, производство глазурованной керамики, изготовление чеканной или гравированной медной посуды, ювелирное дело, резьба по дереву и камню и др. В городах и крупных селениях существовали цеховые объединения.

Из перечисленных ремесел особо должно быть отмечено ковроделие. Азербайджан - один из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров и мастериц, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча. Ковровые изделия занимали большое место в быту азербайджанцев и издавна служили предметом торга. В доме на коврах сидели и спали, в ковровых сундуках хранили одежду, в ковровых мешках - зерно, ковровой попоной покрывали лошадей, ковром обивали седло, и т.д. У азербайджанцев были распространены разные виды ковров - с ворсом и без ворса, односторонние и двусторонние и т.д. Их изготовляли из овечьей пряжи домашней окраски и ткали на вертикальных станках. Азербайджанские ковры отличались яркой цветовой гаммой и специфическим сочетанием орнаментальных мотивов. Стоит заметить, что ковры, поставляемые на Запад как «персидские» - и снискавшие в мире славу самых высококачественных ковровых изделий, изготовлялись в населённых азербайджанцами регионах Персии.

Природно-климатическое своеобразие отдельных районов Азербайджана, а также различия в хозяйстве и длительная политическая разобщенность территориальных групп населения привели к тому, что в материальной культуре, и, прежде всего в архитектуре народного жилища и в одежде, у азербайджанцев сложилось значительное число локальных типов. В конце XIX - начале XX в. оно еще более увеличилось вследствие проникновения в Азербайджан европейских форм архитектуры и одежды.

В облике сельских и старых городских поселений Азербайджана было много черт, сближающих их поселениями других, главным образом, мусульманских, народов Кавказа. Как правило, селения представляли собой группы рассеченных узкими улочками и тупиками, кварталов, которые состояли из усадеб, отделенных от внешнего мира глухими стенами домов и каменных оград. Строительным материалом были глина и камень, в основном речной булыжник. Также в строительной практике применялся туф, камень и известняковые блоки. Дома стремились ставить в глубине усадьбы и окружали тутовником и плодовыми деревьями. Такие поселения были характерны, главным образом, для земледельцев Центрального и Восточного Азербайджана.

В степных засушливых районах дома обычно имели плоские крыши и были одноэтажными. Они состояли из одного или двух жилых помещений и пристроенных к дому или расположенных рядом помещений хозяйственного назначения. Основное жилое помещение внутри такого дома обычно делилось на две части, одна из которых служила кухней. Здесь на небольшом возвышении находились хлебная печь - "тендир" и печь для приготовления пищи - "оджаг".

В горных районах дома обычно строились в два этажа. В нижнем - находились хозяйственные помещения, а в верхнем - жилые. Вдоль лицевой стороны дома устраивалась одноэтажная и двухэтажная галерея на деревянных столбах. С нижнего этажа на верхний вела пристроенная снаружи деревянная лестница. В каждой из комнат такого дома находился пристенный камин - "бухари", служивший для отопления. Пищу обычно готовили на галерее нижнего этажа, там же пекли хлеб. В некоторых горных районах (в основном, на западе) вместо плоской крыши делали двух- или четырехскатную, ее здесь покрывали гонтом или черепицей. Такая крыша обычно опиралась на решетчатые стены чердачного помещения (второго этажа), которое служило для выведения шелковичных червей, сушки и хранения фруктов и т.п. В домах этого типа жилые помещения обычно занимали первый этаж.

При внешнем отличии азербайджанских домов, их интерьер имел много общего. Утварь, одежду, постель и пр. хранили в стенных нишах. Вдоль комнаты под потолком обычно проходила полка - "зех", на которой выставлялась нарядная медная, фаянсовая, стеклянная посуда. Стены белили и иногда расписывали, ниши завешивали коврами и цветными тканями. Вдоль полки развешивали треугольники-флажки из яркой ткани. Любой азербайджанским дом начинали строить с гостиной, и только затем приступали к планировки иных спальных комнат.

Несмотря на социальные и локальные отличия, общие черты азербайджанского традиционного костюма выявляются вполне определенно. Мужской комплекс включал в себя туникообразную нательную рубаху и нательные штаны, поверх которых надевались плотно облегавший фигуру распашной кафтан из покупной ткани на подкладке - "архалыг" и шерстяные или полушелковые шаровары. Архалыг стягивали нарядным серебряным поясом или подвязывали кушаком. Поверх него носили суконную "чуху" - вариант северокавказской черкески, на груди она также имела "газыри" - кармашки для патронов. В холодное время в горах надевали шубы и бурки. На голове носили барашковую шапку - "папах", имевшую много вариантов. Широко были распространены цветные вязаные чулки - "джораб" и кожаные туфли с загнутыми носками без задников, а также кожаные или сыромятные постолы - "чарых", а у аристократов и знати - сапоги.

Женский комплекс также состоял из нижней и верхней одежды. Верхнюю одежду шили из ярких цветных тканей, их качество зависело от достатка семьи. Верхняя одежда состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и такой же длины расклешенной юбки, а также облегающей спину и грудь короткой кофты с длинными рукавами ("архалыг", "кюляджа"), которая спереди имела широкий вырез, в талии плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. В холодное время надевали еще стеганую безрукавку. На ногах носили чулки - "джораб" и туфли без задников. Волосы прятали в специальный накосный мешок - "чутгу", голову покрывали платком. В комплекс одежды входили также различные ювелирные украшения. Особой любовью пользовались золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.п.

В пище различных групп азербайджанцев также, как и в других формах материальной культуры, сочетались земледельческие и скотоводческие, местные и общие, кавказские и ближневосточные традиции. Основу пищи составлял хлеб. Его пекли на железных противнях на костре или в хлебных ямах-тендирах. Азербайджанцы знают более 40 видов хлеба. Из мясных блюд наиболее ценились приготовленные из баранины: густые похлебки ("пити", "бозбаш"), каши типа плова - их приготовляли около 50 видов, блюда из мелкорубленного мяса ("люля-кебаб") и т.п. Значительное место в пищевом рационе занимали молочные продукты. В пищу употребляли молоко овец, коз, коров, буйволиц; молоко потребляли как в свежем, так и в переработанном виде. Азербайджанская кухня использовала различные виды фруктов, ягод, овощей и зелени, в том числе дикорастущей, много пряностей и приправ.

Общественный и семейный уклад азербайджанцев характеризовался сильными патриархальными традициями, которые сочетались с нормами обычного и мусульманского права и адатами той или иной общины. Жизнь семьи полностью зависела от воли ее главы - деда или отца. Жизнь селения - общины от решения или просто мнения его старейшин - агсаккалов. Как и у других мусульманских народов Кавказа, участие женщины в делах семьи и общины было ограничено; отступление от этого правила делалось только для старейших женщин, прародительниц больших семей.

Исходя из ментальности азербайджанцев, разрешаемое шариатом многоженство не получило широкого распространения, господствующей формой брака оставалась моногамия. При заключении брака предпочтительным был принцип родовой или территориальной (квартальной) эндогамии – что характерно для многих семитских народов и народностей Дагестана.

Сама процедура заключения брака проходила по известной схеме: предварительный сговор, сватовство, обручение и свадьба. Между отдельными этапами нередко проходил весьма длительный срок, что было связано с необходимостью сбора средств и подготовкой многочисленных и дорогих подарков, которые подносились от имени жениха невесте, и которыми обменивались вступающие в новое родство семьи.

После обручения жениху, его родственникам-мужчинам и друзьям категорически запрещалось видеть невесту. В течение первых двух дней свадебного торжества, которое проходило в доме жениха, ни жених, ни невеста никакого участия в нем не принимали, в это время они находились в доме кого-либо из своих родственников. На свадебный пир жениха торжественно приводили только на третий день и то на время. Невесту возвращали в родительский дом только перед приходом процессии, состоящей из родственников жениха и гостей, которая должна была увезти ее в новую семью. Переезд невесты сопровождался носившими ритуальный характер играми и магическими действиями. Невесту сопровождал конный отряд ее родичей и музыканты, по пути следования кортежа молодежь устраивала заслоны, через которые он проходил только после шуточной борьбы и выкупа. Перед ней везли украшенную фруктами, сластями и сдобным печеньем ветвь - "шах", символ благополучия и плодородия; встречавшая невесту мать жениха осыпала ее зерном, монетами и сластями, шагнув в новый дом невеста должна была сразу же наступить на железный предмет, - железо, по поверью, являлось сильнейшим оберегом. После переезда невесту укрывали от всех за занавеской в брачной комнате. Жених приходил туда тайно и утром тайно ее покидал. Лишь через несколько дней молодые могли показаться старейшинам селения и родственникам, но еще долго, до рождения первого ребенка, молодая должна была сторониться мужской родни мужа.

У азербайджанцев развито музыкальное народное творчество, особенно искусство исполнения певцами-ашугами героических ("Китаби Деде Коркуд", "Кёр-оглы") и лирических ("Ашуг-Гариб" и "Асли Керем") сказаний, мугамов. Среди азербайджанских музыкальных инструментов — тар, саз, канон, уд, чанг, кеманча, тутек, баламан, или балабан, зурна, бубен и др. Многообразны песни, сказки.

Традиционные танцы – лезгинка, узундере, яллы, джанги, тэрэкемэ, сэмэни, папах, узундэрэ, мирзаи, гайтагы, шарили, шалахо и т.д.

Заметную роль играют мусульманские обряды и праздники (жертвоприношения — курбан-байрам, разговения — ораза-байрам и др., особенно шиитские — ашура, праздники, посвящённые восьмому имаму Резе и "скрытому" имаму — махди), а также домусульманские традиции — новогодний праздник Новруз-байрам (21—22 марта), культы огня, камней, деревьев, родников, колодцев, праздник урожая и др.

Источник - http://azeri.com.ua/azrbc.php

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home