Тёмные века

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Тёмные века — период в европейской истории VI, VII и VIII веков. Уникальной чертой этого времени называют необыкновенное в контексте последующей истории отставание западного региона от Византии, Китая, Халифата и Ирана.

Запад той эпохи — совокупность государств, находящихся на экономической и культурной периферии Византии. Когда Империя отступает перед арабами, Запад замыкается сам на себе.

К 500 году арианские и ортодоксальные королевства заняли место бывшей Римской империи. Их создали германцы, проживавшие до распада как внутри, так и вне империи. Наибольшего успеха добились те племена, которые приняли участие в разделе территории последними, — лангобарды (конец VI века) и франки. В отличие от арабского мира, Запад Темных веков представлял пространство, хотя объединенное внутренними связями, неспособное предъявить цивилизационную альтернативу Византии.

В наибольшей мере это касалось управления, где варварские короли стремились воспроизводить римские образцы. Но после периода анархии образованных людей оказалось недостаточно, чтобы вернуть чиновничью систему и наполнить ее кадрами. Римская наемничья организация оказалась дорогой и неэффективной в сравнении с германским всеобщим ополчением, которое распространили и на римских жителей. Попытка вернуть римскую систему налогообложения (после столетнего перерыва) вызвала восстания и была отброшена.

Завоевания варваров были неустойчивы. Вестготы в 507 году потеряли большую часть Южной Франции, Велизарий смог в течение одной кампании уничтожить государство вандалов. Германцы составляли лишь от 2 до 6% жителей варварскогогосударства. Часто они исповедовали арианство (вестготы, бургунды, лангобарды).

Конфликты между римскими жителями и германцами, не принявшими ортодоксии, были гораздо существеннее, чем столкновения на этнической почве. Варварские короли стремились окружить себя единоверцами, на преданность которых могли положиться. Гензерих казнил за отказ перейти в арианство, а Теодорих Великий поместил в тюрьму ортодокса Боэция по обвинению а поддержке планов Византии. Арианские короли рассматривали православную аристократию как группу влияния империи, империя смотрела на варварские королевства как на свои оккупированные провинции.

Успехи ариан были поставлены под сомнение не только Византией, развязавшей войну против внука Теодориха, но и Хлодвигом, который основал германское ортодоксальное государство. Королевства ариан оказались между молотом и наковальней: Южную Францию вестготов уничтожил Хлодвиг, арианскую Бургундию — его наследники, Вандалию и государство остготов — византийцы. Королевства свевов, испанских вестготов и лангобардов приняли ортодоксальное крещение.

Само это событие означало объединение римских и германских землевладельцев в национальную аристократию, которая имела бы в виду Византию как враждебное государство. Имперская политика, и без того отягощенная затяжной борьбой с Персией, оставила Запад.

С середины VI по середину VIII веков Византия еще владеет Римом. Избранные папы отправляются в Константинополь на утверждение к императору, предполагавшее денежные выплаты. Византийские монеты ходят на Западе (попытка Теодеберта I чеканить собственную вызвала скандал). Варвары признают императора как верховного сюзерена их территорий без определенных полномочий, а сам Запад рассматривается как дополнение Византийской империи. Арабские завоевания нанесли удар по этому положению.

Ставший ортодоксальным Запад сталкивается с необычной эволюцией христианства в изолированных территориях и возвращением язычества, которое стало фактом в Восточной Швейцарии и государствах Англии. Британия, нуждавшаяся во второй христианизации, была обращена в VII веке. Ее архиепископом стал византиец Феодор, установивший престол раздробленной Англии в Кентерберри. Неожиданную проблему составляли церкви Уэльса и Ирландии, выработавшие собственные обряды, противоречившие нормам континентальной церкви. Кельтские епископства были образованы не в связи с территориальным, а родовым делением; священники переносили алтари и служили мессы в домах верующих. Для Папы был опасен церковный сепаратизм шотландских и ирландских властей.

После того, как церковное единство Западной империи было восстановлено, папство смогло заявить о себе как о структуре, консолидирующей единство западного мира, который уже не мог трактоваться как совокупность прилегающих Византии территорий. Вторая интегрирующая структура — Империя — была восстановлена после коронации Карла Великого, завершив воссоздание Западного Рима.

Еще в VI веке христианство Запада продемонстрировало несходство с восточными образцами. Распространенное на Востоке отшельничество было осуждено епископами и запрещено уставом св. Бенедикта Нурсийского. Григорий Турский ездил, чтобы уговорить аскетов возвращаться в монастыри. Единственный столпник Запада Вульфилаих пострадал по приказу властей, разрушивших его столп. В VII веке в ходе Толедских соборов была сформулирована доктрина филиоквизма, отличающая православие от католичества. В VIII веке филиоквизм при поддержке Алкуина приняли франки, сама Римская церковь не порывала с Константинополем до XI столетия.

Литература Темных Веков была по преимуществу агиографической. Византийская легенда VI века о священнике Феофиле была популярна на Западе. Феофил, мечтавший о епископском звании, согласился продать душу дьяволу, но раскаялся. Обратившись к Богородице с мольбой о помощи, Феофил избежал наказания силами ада. Предание о Феофиле превратилось в легенду о Фаусте и получило развитие не на византийской, а на западной почве. Джон Толкиен использовал сюжет «Беовульфа», англо-саксонской поэмы VIII века, — о городе, одновременно осажденном извне и разъедамоем изменой изнутри в романе «Властелин колец»

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home