Хыдыр

Хы́дыр или Хизр (араб. الخضر Аль-Хидр) — пророк в исламе, таинственный учитель пророка Мусы.

Однажды из-за своей непокорности повелениям Аллаха сыны Израиля разбрелись в пустыне, блуждая по пескам. Никто из них не знал, где находится кто-нибудь другой из них.

Муса со своим неразлучным молодым спутником из своего народа (которого звали Юша бин Нун), который помогал ему во всех его делах и по хозяйству, шел своим путем.

Аллах пообещал Мусе, что он встретится с праведником-мудрецом, который научит его многим вещам, которых Муса не знает. Аллах сообщил также, что Муса встретит этого человека у слияния двух морей, то есть там, где Красное море впадает в канал, отходящий от притока Нила.

Муса сказал своему молодому спутнику: «Я должен идти и идти, пока не дойду до слияния двух морей, даже если для этого потребуются долгие годы».

Юноша выловил большую рыбу, чтобы приготовить ее в пищу Мусе и себе. Дойдя до места слияния двух морей, Муса и юноша присели отдохнуть на большом утесе. Молодой спутник Мусы положил рыбу рядом с собой и забыл о ней. Рыба соскользнула в море, ожила и уплыла. Подождав и не встретив праведника-мудреца, Муса встал и отправился с юношей на поиски праведника, уйдя довольно далеко от слияния двух морей.

Проголодавшись и почувствовав усталость, Муса присел отдохнуть и сказал юноше: «Принеси нам поесть, Претерпели мы много усталости во время нашего путешествия».

Тогда юноша вспомнил, что забыл рыбу на утесе. Он сказал: «Не заметил ли ты, когда мы укрылись на утесе, я позабыл о рыбе — и никто другой кроме Шайтана заставил меня забыть вспомнить о ней, и она уплыла в море чудесным образом».

В смущении юноша остановился.

А Муса сказал сам себе: «Истинно, Аллах желает, чтобы мы вернулись к месту слияния двух морей и там встретили праведника».

В душе он очень обрадовался и обнадежил юношу, сказав: «Это то самое, чего мы желали».

Они оба вернулись к слиянию двух морей. Оглядевшись около утеса, они нашли того самого доброго и благородного праведника Хыдыра (Хизра), встретить которого Аллах обещал Мусе.

Муса спросил его: «Могу ли я следовать за тобой при условии, что ты научишь меня правому пути, которому ты был научен?»

Он ответил: «Ты не можешь оставаться со мною, сохраняя терпение. Как сможешь ты сохранить терпение при виде вещей, которые выше твоего понимания?»

Муса сказал: «Если Богу угодно, найдешь ты меня терпеливым, и не ослушаюсь я никакого твоего повеления». Праведник сказал: «Хорошо, если ты хочешь идти со мною, не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не заговорю с тобой об этом».

Праведник и Муса шли вместе, пока не пришли в бухту, где были лодки. Они оба уселись в одну из лодок.

Когда лодка была в море, Муса взглянул на праведника и увидел, что он взял молоток и большой гвоздь, а затем начал пробивать дно лодки, пока не сделал дыру.

Муса испугался и пришел в смятение, решив, что лодка сейчас утонет. Он недоуменно спросил праведника: «Сделал ли ты дыру в ней, чтобы утопить сидящих в ней людей? Истинно, ужасную вещь ты сделал!»

Праведник не рассердился и не нахмурился, но сказал: «Не сказал ли я тебе, что ты не сможешь быть со мной, сохраняя терпение?»

Тут Муса вспомнил, что праведник поставил перед ним условие не расспрашивать ни о чем, что он увидит или услышит, пока праведник не расскажет об этом сам.

Смутившись и чувствуя себя неловко, Муса сказал: «Извини меня за забывчивость».

Он еще раз пообещал праведнику молчать, ни о чем не спрашивать и не разговаривать. Они вышли из лодки, которая уплыла, и двинулись дальше своим путем.

По дороге они встретили играющего маленького мальчика. Праведник схватил его и убил. Увидев такое, Муса пришел в неожиданный гнев. Как мог праведник убить невинное дитя, которое не совершило ни одного греха? Он забыл о поставленном условии и не смог смолчать.

Он закричал на праведника: «Не убил ли ты невинного человека, который никого не убивал? Истинно, ты совершил гнусное дело! Как можно убивать чистую душу, которая никому не причинила вреда?»

Праведник не рассердился и не нахмурился, но сказал: «Не сказал ли я тебе, что ты не сможешь быть со мною, сохраняя терпение?»

Тут Муса пришел в величайшее смущение и твердо решил больше не разговаривать. Если он заговорит, то праведник будет вправе расстаться с ним и отказаться идти дальше вместе. Муса сказал: «Если после сего я спрошу тебя о чем-либо, не оставляй меня с собой, ибо тогда ты достигнешь предела извинений, которые я мог бы сделать со своей стороны».

После этого они пошли дальше. Их путь продолжался, пока они не достигли одного из городов. С собой у них не было ни денег, ни еды. Муса и праведник проголодались и попросили пищи у жителей, но все им в этом отказали. Чувство голода усилилось, но кого бы они ни попросили, все отвечали, что они бесплатно не подают.

«Уходите! Мы вам ничего не подадим», — говорили горожане им.

Когда они бродили по городу, то увидели стену, которая была готова упасть. Праведник подошел к стене и насыпал вокруг землю. Затем принес воды и замесил глину. Потом он начал поправлять стену и чинить ее. Муса молча помогал, пока они не закончили работу. Стена выпрямилась и стала прочной.

Когда праведник хотел уже уходить, Муса сказал: «Ты починил стену в этом городе, где мы не нашли ни пищи, ни денег. Разве не мог ты попросить плату за эту работу! Если бы ты захотел, ты мог бы получить за это плату».

Праведник улыбаясь смотрел на него, а затем сказал: «Пришло время разлуки между мной и тобой. Теперь я объясню тебе смысл того, чего ты не мог перенести терпеливо».

Праведник уселся как учитель, а Муса сел перед ним как ученик. Праведник начал объяснять смысл его трех странных действий, причин которых Муса не понял. Он сказал: «Ты помнишь ту лодку, в которой я пробил дыру, когда мы были в море?»

Муса ответил: «Да! Ты чуть было нас не утопил. Наверняка она потом затонула!»

Праведник сказал: «Эта лодка принадлежит бедным людям, трудящимся в море и добывающим там пропитание. В пути их поджидал царь-тиран, который захватывал силой любое судно. Владыка мой сообщил мне, что эти бедные люди доплывут до владений этого царя-тирана, который силой захватывает мирные суда. Я захотел этой дырой испортить лодку, чтобы когда царь увидит ее, то не стал бы ее захватывать. Лодка осталась у бедных людей, чтобы они добывали себе средства на жизнь».

Муса сказал: «Ты прав! Прости, я не знал того, что знал ты и чему научил тебя Владыка твой. Ну, а в чем грех невинного мальчика, которого ты убил?»

Праведник ответил: «Владыка мой сообщил мне, что родители этого мальчика были добрые правоверные, а он, был нечестивым ребенком. Если бы он вырос, то стал бы неверующим и принес бы своим добрым родителям большое горе из-за своего неверия и деспотизма. Аллаху было угодно, чтобы этот несчастный ребенок умер, а взамен Он даровал бы родителям другого ребенка, лучше его по чистоте и более добросердечного. Поэтому я убил его, как это было угодно Владыке моему».

Муса сказал: «Ты прав! Прости, я не знал того, что знал ты и чему тебя научил Владыка твой. Но почему ты оставил нас голодными и не взял плату за стену, которую ты поправил и починил в этом городе скупых, где нас не накормили?»

Праведник ответил: «А что касается стены, она принадлежала двум мальчикам-сиротам в городе, а под ней был клад, принадлежавший им, и отец их был человек праведный; посему Владыка твой пожелал, чтобы они достигли полного совершеннолетия и получили свой клад. Если бы я позволил стене обрушиться, то клад оказался бы на поверхности и его украли бы городские жители у бедных сирот, еще не способных защищать свое имущество. А сейчас клад остался в сохранности под стеной. Когда мальчики подрастут и станут сильными, они достанут его и попользуются им. Так пожелал Аллах, а я делал все только по повелению Аллаха. Таково разъяснение того, чего ты не мог перенести терпеливо, о Муса!»

Муса обратил свое лицо к небу, чтобы поблагодарить Аллаха за Его милость. Он встретился с праведником, который научил его многому тому, что он не знал. Он научил его терпеть и не гневаться, не осуждать людей за те вещи и действия смысла которых он не знает. Его научили сначала спрашивать, чтобы понять происходящее. Возможно, у людей есть веские основания для их действий. Быть может, они руководствуются добрыми намерениями и не желают причинять зло. Праведник научил Мусу тому, что не следует быть самодовольным и считать, что все знаешь и что нет никого, кто знал бы больше тебя и был бы более сведущ. Чтобы чему-то научиться, необходимо спрашивать. Всегда есть тот, кто знает больше.

Праведник научил Мусу тому, что человек многого не знает. Только Один Аллах знает все на свете. Аллах делает для людей много полезных вещей. Однако они никогда не задумываются, а зачем Аллах делает это для них, поскольку им неизвестна суть этих вещей. Они могут счесть это чем-то вредным, но в своей сути эти вещи оказываются полезными. Вспомним, например, дыру в лодке, убийство нечестивого мальчика.

Мусу научили, что человек должен делать добро, даже если он за это ничего не получит, так как это добро приносит пользу другим добрым людям. Так, например, Хыдыр починил стену, которая едва не обрушилась, даже не взяв за это плату.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home